Реализация национально-патриотического принципа журналистики на страницах региональной и федеральной прессы (на примере газет «Тольятт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение сущности национально-патриотического принципа журналистики и качества его реализации на страницах ряда городских и федеральных газетных изданий.
Цель исследования определила его задачи:
1) Рассмотреть сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики».
2) Проанализировать качество реализации национально-патриотического принципа журналистики на страницах городской прессы.
3) Проанализировать качество реализации национально-патриотического принципа журналистики на страницах федеральной прессы.
4) Произвести сравнительный анализ полученных данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-5с
Глава I. Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики» и его реализация на страницах печатных СМИ
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики»………………………………………………..5-10с
1.2 Реализация национально - патриотических принципов в современных СМИ………………………………………………………11-17с
Глава II. Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»
2.1 Анализ газет «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»……………………………………………………18-21с
2.2 Социологический опрос на тему «Патриотизм в обществе и на страницах газет»……………………………………………………..22-25с
2.3 Патриотизм в современной истории, на страницах газет…….26-27с
Заключение…………………………………………………………………28с
Список использованной литературы……………………………………29-30с
Приложение……………………………………………………………31-3..с

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОТДЖ.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

- патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина - это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;

- наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

- жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

- признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

- гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);

- превалирование в человеке общественной ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;

- уважение  к другим народам и культурам (В.А Кольцова. Психологический журнал: журнал/ В.А Кольцова  В.А Соснин .,- 2005.-203с).  
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Реализация национально - патриотических принципов в современных СМИ

К одному из важнейших  принципов современной журналистики смело можно отнести патриотизм. Из словаря Ожегова известно, что  общество - совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности Общественный - относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005).

«При самом горячем желании невозможно отменить закономерную связь: модель прессы хороша постольку, поскольку она адекватна среде, в которой существует. Конечно, речь идет не о сиюминутной конъюнктуре, а о глубинной природе данного общества и перспективах его прогрессивного изменения» (Основы журналистики.- Корконосенко С.Г.,2001- 156с) Это значит, что журналистика способна поменять мировоззрение человечества и изменить среду, в которой это то или иное сообщество существует. Журналистика непосредственно связана с обществом и несет свой непосильный вклад в развитии патриотизма. На страницах газет зачастую встречаются материалы, наполненные патриотическими мотивами. Некоторые газеты призывают к патриотизму, а какие-то пропагандируют европейскую культуру, забывая про вековую историю России. Пресса рассматривалась как орудие государственного строительства и управления делами в стране в духе политики монархической власти, а значит и национально-патриотической идеи. Печатное слово служит, и служило обеспечению единства и целостности государства. В идеологическом отношении монархическую журналистику отличает патриотизм широкого спектра тонов — от искренней преданности своему народу до так называемого казенного и квасного. Разумеется, любовь к отечеству нераздельно сливается в такой печати с прославлением трона. В печати открыто заявляется национальная идея, получившая высочайшее одобрение. В этом контексте нельзя не сослаться на формулу «православие, самодержавие, народность», выработанную министром Николая I графом С. С. Уваровым. В круг идеологических установок монархической прессы входит и забота о народном просвещении. При всей неровности политики царизма в этой сфере несомненно, что журналы и газеты несли населению страны колоссальные объемы знаний о мире, нередко компенсируя недостатки собственно, тем самым формирую  историю и отношение к ней.

      Можно ли встретить этот симбиоз сейчас в современной прессе? Журналистика берет на себя ответственность формировать общественное мнение, а значит и прививать чувства патриотизма и любви к Родине. Журналист как профессиональный идеологический деятель как минимум должен быть сам глубоко эрудирован и коммуникативно талантлив. А еще – ответственен за свое идеологическое влияние на аудиторию, потому что, отражая и комментируя идеологическую палитру общества, он неизбежно формирует новое содержание индивидуального и массового сознания, поскольку таким свойством от природы обладает любая информация.

 Именно благодаря  СМИ возможно развить национальную идею. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу(патриотическую), когда стираются отчетливые грани между ними.

Мы убеждаемся в том, что профессия журналиста отличается рядом специфических  черт, ее отношения с обществом  и миром весьма сложны и временами  конфликтны. Журналистика, по объективному своему положению, есть дело сначала общественное, а потом уже производственное или личное. Но, к сожалению в СМИ (и в электронных, и в печатных) явно ощущается острейший дефицит материалов, в которых авторы хотя бы просто воздерживались от обливания собственной страны грязью.

Сейчас на страницах  газет, все чаще можно встретить  так называемую «развлекаловку», а  идеологические материалы. Скорее это  зависит от воспитания общества, от его морально-нравственных ценностях. Но появление разнообразия в социальной теории и практике неизбежно должно было привести к перераспределению приоритетов в журналистской деятельности. В немалой степени это наблюдается сегодня, когда резко возросло предложение типов изданий — в частности, благодаря множеству сугубо «неполитических» развлекательных, рекламно-информационных, «семейных» газет и журналов. В конце 80-х годов исследование печати Ленинградской области, проведенное социологами журналистики Ленинградского университета, показало, что освещению деятельности органов власти, партий, общественных движений отводится 24% общего числа поднимаемых в газетах тем. В середине 90-х годов статистический анализ региональных и общенациональных газет, выполненный в рамках российско-шведского исследовательского проекта «Journalism: discursive order and social practice», дал приблизительно такой же показатель — 27%. С точки зрения аспекта освещения событий, их важность именно для политики — внутренней или внешней — подчеркивается в 25% полученных статистических данных (впрограмме 80-х годов — приблизительно та же доля).

В самом конце  десятилетия проводилось еще  одно подобное исследование. Оказалось, что вопросы политики, власти и  управления по-прежнему преобладают в тематической структуре изданий (свыше 20%), отодвигая на следующие места производство и экономику (16,1), духовно-культурную жизнь (15,2), среду обитания (15,0), качество жизни населения (11,6%) и т.д. За некоторыми исключениями в список ведущих попали тревожные темы, связанные с особыми обстоятельствами и принятием экстренных антикризисных решений. В то же время темы, условно говоря, стабильного, рутинного существования общества и человека (жилищно-коммунальные условия, методы государственного управления, культурные ценности, увлечения, дом и семья и т.п.) Иначе говоря, перед нами устойчивая дискурсивная модель отечественной журналистики. 

Гражданское общество, обретающее себя в современной России, и массовая психология существуют и меняются, подчиняясь иной социально-исторической логике. Есть основания утверждать, что население все больше утрачивает интерес к патриотической теме и под давлением условий жизни переключает свое внимание на проблемы материального благополучия и частной жизни. Уже стало нормой, что участие в выборах принимает меньшая часть граждан, более того — в некоторых регионах выборы не могут состояться из-за низкой явки людей на участки для голосования. В этой связи не приходится удивляться оттоку интересов аудитории от солидной прессы в сторону развлекательной, если не «желтой», журналистики. Согласно данным петербургских исследователей общественного мнения, наибольший интерес у радиослушателей вызывает полезная информация бытового характера (48%), в то время как политические и экономические новости находятся весьма далеко от лидирующих тематических направлений (23%), а у более чем 40% слушателей они вызывают негативную реакцию. Социологическая служба Союза журналистов в Москве выявила, что концертно-музыкальные передачи, последние известия и программы социально-бытовой направленности интересуют радиослушателей значительно больше, чем политические и экономические выступления: 41, 27 и 22% против 16%. Разговор идет не о том, насколько права публика в своих симпатиях к журнализму «низкого» стиля. В данном случае важно подчеркнуть, что в культурной традиции, в многолетних привычках населения России не заложено повальное увлечение бульварной прессой, вышедшей на авансцену в самые последние годы, и потому перед нами еще одно свидетельство резкого охлаждения в отношениях традиционной журналистики и читателей.

Так же стоит  привести примеры национально-патриотического  воспитания в современный СМИ. Возьмем  примеры из книги С.Г Короконосенко  «Основы журналистики». Он рассказывает, что  «Российская газета» — издание правительства РФ. Согласно уставу редакции, она обязана предоставлять своему учредителю место для размещения официальных документов и материалов, является публикатором нормативно-правовых актов всех органов власти, подлежащих исполнению в общенациональном масштабе (после публикации они приобретают юридическую силу), обязана объективно и широко освещать деятельность правительства и воспитывать в гражданах патриотическую позицию. Главный редактор присутствует на заседаниях правительства, газету заблаговременно снабжают информацией о планах руководства страны, и в этом отношении она имеет серьезные преимущества перед другими СМИ. Со своей стороны правительство обязуется создать условия для выпуска издания, что также выгодно отличает положение «Российской газеты». Понято, что с точки зрения идейно-политической направленности ее позиция не может расходиться с линией государственной власти, хотя критика конкретных министерств и чиновников журналистам не запрещается. «Комсомольской правды» В начале 1970-х годов она напечатала очерк писателя Константина Симонова «В свои восемнадцать лет», подготовленный по заданию редакции. Благодаря газете вся страна узнала о трагической судьбе тракториста Анатолия Мерзлова, погибшего, спасая колхозную ниву от пожара. Тогда его поступок редакция назвала подвигом, ему посвящались комсомольские собрания и художественные произведения. Четверть века спустя та же газета рассказала о подобном поступке, совершенном молодым комбайнером. Но вместо возведения его на пьедестал славы журналисты выразили сомнения в том, что общественное добро стоит дороже, чем человеческая жизнь. Заодно они вернулись к судьбе Мерзлова, показали, как в родных местах стирается память о нем, как неуютно в целом живут его земляки. Что это, как не пересмотр идейных позиций?

Духовные ценности (не путать с материальными) — это те достижения цивилизации, из которых складывается культурное богатство общества и на сохранении которых основывается преемственность поколений, несмотря на непрерывное рождение новых ценностных ориентиров. Подобно ценностям и нормам, идеалы формируются, вырабатываются в опыте человечества и фиксируются в фольклоре, философии, науке, религии, искусстве. Идеалы не только отражают реальную жизнь, но и служат формой предвидения будущего, реакцией на нерешенные сегодня вопросы социального бытия.

Журналистка «Литературной  газеты» Л. Графо-ва напечатала, по ее словам, не одну сотню статей о бедственном  положении беженцев, но поняла, что  одними публикациями делу не поможешь. Тогда она создала и возглавила комитет помоши беженцам «Гражданское содействие», затем — координационный совет того же профиля «Форум переселенческих организаций»» чтобы наладить поставки жертвам миграции одежды, лекарств, денег и т.п.

Эти материалы  служат примерами реализации национально-патриотической идеи (духовной) на страницах современных газет. Журналистика не находится в стороне от процесса формирования духовных ценностей (любви к Родине)  — она деятельно участвует в нем. Журналистика, непосредственно, нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Но вырабатывать идеалы, конечно, не входит в ее прямые задачи. Ее специфический вклад в духовную жизнь состоит в том, чтобы наладить их широкий поиск, распространение через предание гласности, а также сравнение через примеры вековой истории.  

Вывод:

Проанализировав выписки из словарей, журналов, научных работ и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. В идеологическом плане печать является участницей духовного производства, воспитание в обществе чувства любви к Отечеству — через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. Духовно-идеологическую роль журналистики иногда трактуют только в свете политико-идеологических отношений, в действительности же идеалы могут иметь совсем другое происхождение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»

2.1 Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»

В течение месяца мной была проведена работа по анализу текстов газет «Тольяттинское Обозрение», «Русский вестник», «Российская газета». Сложность заключалось в том, чтобы за короткий срок выявить, на сколько патриотическая тема закрепилась в СМИ. Был изучен каждый материал на присутствии в нем патриотических принципов. Мной был проанализирован каждая рубрика и сделан вывод, что в рубрике «Экономика» патриотизм проявлен в малой степени 5-7%, в отличии от рубрики «Культура», «Воспитание»  «Спорт» и «Жизнь города», «Интервью» и даже в таком разделе, как «Цифры номера».  Например,  в «Российской газете» в рубрики «Воспитание» Василий Троицкий говорит о том, что заставляет нас вновь и вновь обращаться к теме патриотизма? «Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая среда, а демократические средства массовой информации откровенно "работают" на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически сокращены программы наших школ по русскому языку, литературе, отечественной истории - самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника, не дает возможности должным образом причаститься русской культуре». В своем материале  Троицкий затрагивает тему патриотического воспитания граждан. В большинстве своем журналисты рассматривают тему патриотизма как военно-патриотическую - в представленных работах преобладают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, сюжеты о военных событиях в Чечне. 
Так же «Российская газета» напечатала государственную  программу "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2005-2010 ГОДЫ", где было сказано «Совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации 
     В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации как системы взглядов на формирование гражданина - патриота Родины в современных условиях, которая послужит основой для подготовки федерального закона о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, создающего правовую основу для реализации государственной политики в области патриотического воспитания»
В теме «Спорт» в газете Тольяттинское Обозрение встречается больше всего патриотических тем, например газета от 25 декабря 2009 года, интервью с Николем Валуевым:

Информация о работе Реализация национально-патриотического принципа журналистики на страницах региональной и федеральной прессы (на примере газет «Тольятт