Работа радиожурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение работы радиожурналиста. По моему мнению в наше время интересно и актуально узнать как работают журналисты: на телевидении , на радио в печатных изданиях и.т.д., так как сталкиваемся каждый день с информацией которую подают в СМИ журналисты.

В работе «Работа радиожурналиста», как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки.

Содержание

Введение

1.Начальный этап

2.Что входит в досье

3.Работа радиожурналиста со звуковым документальным материалом

4.Репортер в прямом эфире

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Работа радиожурналиста ред.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

      «Журналист обязан учитывать, что живая передача, форму какого бы жанра она не принимала, — это еще и особый вид контакта с аудиторией.

      Работа  в прямом эфире, если действительно  используются все его возможности, всегда должна предусматривать некий  паритет между ведущим и аудиторией. Успех у слушателя определяется не только оперативностью и емкостью информации, ее оценкой, признанием правоты журналиста или принятием его точки зрения. Здесь смыкаются или расходятся точки зрения и возникает уже не радиовещание, а радиообщение, когда журналист-ведущий и радиослушатель — равные партнеры.»11

      Но  все разговоры об этой уникальной возможности, о важнейших слагаемых  ее технологии были бы выхолощены, если не утвердиться в одном — прямой эфир, в том числе и прямой репортаж, в идеале не просто доходчиво и  живо поданная звуковая картина происходящего, но всегда — донесение существа ситуации до аудитории. В ходе свершения события, когда слушатель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Отсюда и особое обостренное внимание аудитории, которая "входит" в атмосферу происходящего в реальном времени, становится его непосредственным свидетелем и более того — участником.

      Задача  журналиста здесь не только описывать  происходящее, но и предусматривать  возможную реакцию слушателя, мгновенно  реагировать на ход его мыслей.

      Это — уже признак высокого профессионализма..

      Несомненно, современный прямой репортаж становится скупее, лаконичнее в деталях, уже  хотя бы потому, что у слушателя  почти всегда есть возможность обратиться к телевизионному эквиваленту, который  способен заменить множество слов одним изображением.

      «Радио все звуковое богатство мира, тончайшие нюансы человеческих переживаний, мыслей, чувств, самые разнообразные картины жизни передает минимальным набором средств. Звучащее слово, шумы, музыка, паузы, скорость воспроизведения, реверберация, монтаж — вот основные слагаемые его палитры.

      Отсюда  необходимость бережного, гармоничного использования этих компонентов, всей суммы технологий радиоискусства.

      В применении к журналисту, работающему  в прямом эфире, это означает не только склонность к лапидарности, порой даже вынужденной (обычно на прямой эфир с места события информационная программа на любом канале выделяет не более 2-3 минут, за исключением спортивных и протокольных репортажей), но стремление к точности, выразительности, а главное — емкости речи.Стремление передать одной-двумя фразами суть происходящего (наряду с описанием, звуковой картиной) — одно из самых плодотворных направлений в этом жанре. Этот своеобразный "словесный концентрат" по сути дела становится образным осмыслением события, подобно тому, как звуковым образом великого события стало знаменитое гагаринское "поехали!..".»12

      Стремясь  к максимальной выразительности  и точности языка, нужно понимать, что слушатель всегда оценивает  не только характер события и его  составляющие, но и самого журналиста именно в силу важнейшего свойства специфики радио — личностного характера воздействия на аудиторию.

      «Журналист на радио должен также понимать, что современный прямой эфир (в отличие, скажем, от дикторского) во многом из-за соседства с видовым рядом телевидения все более тяготеет к аналитичности. И это относится ко всем жанрам.»13

      Так, беседуя, он должен постоянно следить  за ходом мысли, решая, не стоит ли отказаться от некоторых запланированных  вопросов из-за того, что в процессе интервью возникли новые, актуальные темы.

И, наконец, еще  одна особенность прямой передачи с  места события, без которой он как бы исчезает, растворяясь в  других жанрах (что происходит довольно часто).

      «Репортаж — это всегда фиксация мгновения, описание проходящей ситуации устами ведущего журналиста. Отсюда — импрессионистская, субъективная форма изложения, когда автор с полным правом говорит от собственного "Я" о своем видении события и о своем впечатлении. А значит, именно здесь требуется особая индивидуализация языка, голоса, манеры изложения. Вас должны узнавать с первых же слов в эфире, как узнавали и помнят долгие годы голоса и манеру держаться у микрофона таких мастеров, как Вадим Синявский, Константин Ретинский, Юрий Арди, Николай Озеров, Юрий Летунов.»14

      Однако  следует все же заметить, что чрезмерная индивидуализация языка может обрести  и свою негативную сторону, особенно если она начинает тяготеть к ненормативной  лексике. Об этом, кстати, предупреждает  большинство руководств для создателей радиопередач, требуя особой осторожности в радийной лексике именно потому, что радио, "будучи средством массовой информации, основанном исключительно на слове, одним только выбором языка способно оказывать большее воздействие, чем кино и телевидение" (См.: Руководство для создателей передач Би-би-си. М., 1995. С. 81-65).

      Но  в целом прямой эфир — как возможность  естественной живой речи — расширяет  творческую палитру журналиста. Он способен вместить в себя почти всю  гамму радиожанров. Более того —  они становятся обязательными элементами подготовки и изложения материала.

      Так, скажем, ведя прямую передачу о презентации  нового кинофильма, журналист в той  или иной степени обязан предусмотреть:

      — своеобразный отчет или официальное  заявление ведущего презентацию (руководителя студии, спонсора, руководящего чиновника и т. д.);

      — ретроспективный экскурс, раскрывающий процесс создания фильма от замысла  до воплощения;

      — интервью с режиссером картины или  беседу с режиссером и автором  сценария, где каждый высказывает  собственное мнение о совместной работе и ее результате;

      — интервью с главными исполнителями  ролей или вставные (из студии по согласованию с ведущим) мини-очерки о них;

      — короткие беседы с различными группами зрителей;

      — собственный сжатый комментарий  по поводу услышанного;

      — мнения ведущих критиков...

      Однако  все эти (и возможно некоторые  другие — по необходимости) элементы еще не создадут впечатления нечто  цельного. Есть один необходимейший компонент, который поможет сцементировать отдельные составляющие в единое целое — это уже упомянутое выше описание ситуации.

      Только  тогда, когда репортер опишет вид  зала, характер публики, передаст общее  состояние напряженного ожидания, голоса возбужденных участников презентации, даст услышать аплодисменты зрителей, только тогда ему удастся перенести слушателя на место события и дать ему возможность услышать и прочувствовать то, что он сам слышит и переживает.

      Заметим, что широко используя элементы очерка, интервью, комментария или даже отчета, прямая передача вбирает в себя их эмоциональную ценность, становится живее, интереснее, ярче. 

      Так же существует вариант — так называемая спровоцированная ситуация, когда журналист  заранее конструирует передачу (иногда достаточно острую и рискованную), как  бы провоцируя ее участников.

      Например  — журналистка, переодетая путаной, предлагающая взятку милиционеру. Или репортер, пытающийся пронести недозволенный груз через таможню и т. д.

      Здесь всегда возникает целый ряд этических, а порой и правовых проблем, поэтому  тщательный учет последствий крайне необходим.

      Некоторые правила ориентации и действий в  ходе ведения прямого эфира:

      — заранее наметьте место, откуда будете вести репортаж, определите сектора  обзора; возможности акустических помех; удобства установки аппаратуры; наметьте ряд предварительных ориентиров, которые вы собираетесь менять в зависимости от хода событий;

      — по возможности договоритесь заранее  с главными участниками события. Если это, скажем, забеги на дистанции  при ведении спортивного репортажа  — согласуйте вопрос о встрече  с ними после финального забега;

      — подготовьте предварительные "заготовки" репортажа. Если не надеетесь на память, их можно записать в виде тезисов;

      — предусмотрите записи на месте события (если возможен также и студийный  репортаж);

      — не старайтесь быть чересчур красноречивым. Доверьтесь ходу событий, не бойтесь  пауз;

      — бойтесь быть монотонным, меняйте  описательные и комментирующие части  рассказа; живости репортажа способствует верно выбранный и соответствующий вашему темпераменту темп;

      — не стремитесь быть в самой гуще толпы, по возможности не кричите  в микрофон. (Правда, бывают исключения: знаменитое "Гоооол!!!" Николая  Озерова);

      — избегайте многократного включения и выключения микрофона; на пленке возникают трудноубираемые щелчки, что затрудняет монтаж при студийной записи.

      Словом, любой записи должна предшествовать самая тщательная подготовка. Однако тщательная не всегда означает долгая. Бывает и так, что на всю подготовку журналисту даются считанные минуты. Особенно это касается прямого репортажа, при ведении которого все перечисленные условия оказываются как бы спрессованными во времени.

      Здесь от журналиста требуются предельная собранность, находчивость, энергичное мышление, целеустремленность, хладнокровность. Порой эти качества выручают журналиста в самых критических ситуациях, более того, как бы выдвигают его на первый план, делая одним из героев передачи.

      Обычно  место репортажа в информационной новостной программе (если это не рассказ о спортивном событии или государственном визите и т. п.) сравнительно небольшое и подчиняется ряду правил. Но прежде — о типичной структуре.

      «Среди постоянных и обязательных видов репортажей обычно выделяют:

      — репортаж с одним или двумя голосами внутри (плюс голос автора), причем "легкость" репортажа заключается в форме подачи информации — здесь допустимы остроумные замечания, шутливые сравнения, высказывания — в общем, все то, что может развеселить слушателя, поднять его настроение, не отягощая при этом тяжелыми раздумьями;

      — репортаж на социально-экономическую  тему, основой для которого обычно служат события, чаще всего касающиеся как "узких" местных, так и тем  российского масштаба;

      — так называемый "уголок стола". Название возникло из задач материала — корреспондент поймал ньюсмейкера (какая-то известная личность как городского, так и российского масштаба), и они на минутку опустились в мягкие кресла, и вот, пожалуйста, "мягкое" интервью, отражающее взгляд интервьюируемого на какой-то один вопрос;

      — "скандал дня". На Западе этот аспект жизни является одним из основных при подаче информации, да это и  понятно — уже одно слово "скандал" заставляет слушателя отложить все  дела — такова уж человеческая натура. У нас же пока этот жанр в зачаточном состоянии. Сложности здесь и чисто профессиональные: откровенный конфликт — скандал случается не каждый день, а вот извлечь из него "изюминку" непросто, да при этом еще ее надо раздуть до масштабов "скандала дня". И хотя на Западе эти бульварные новости называют "новостями из зверинца", несомненно, у этой рубрики будущее есть. На пикантной остренькой информации въехал, как на троянском коне, в умы и сердца читателей "Московский комсомолец". Главное здесь — сохранить идею, облечь ее в пристойные одежды и уловить ту грань, которая отделяет живой интерес от нездорового любопытства;

      — "крупный план". Задача этого  репортажа — высветить проблему, вопрос со всех сторон, осветить важнейшую  тему дня.»15

      Первая  фраза репортажа должна быть "крючком", на который попадается слушатель, а последняя фраза как бы вбивает последний гвоздь по самую шляпку. Вводную часть репортажа — что и где происходит или произошло — ведущий новостей дает в так называемой "подводке", которую пишет сам корреспондент. Желательно, чтобы в "подводке" уже фигурировала фраза, которая может побудить слушателя к дальнейшему прослушиванию репортажа. Заканчивается репортаж "отводкой", которая представляет собой самостоятельный вывод о произошедшем и служит привязкой, мостиком к следующему материалу.  

         Заключение

      Завершая  разговор об особенностях работы репортера  в прямом эфире, еще раз отметим  самое главное: при всей схожести студийного репортажа с передачей, идущей прямо в эфир, их разъединяет  нечто весьма существенное, а именно — разница в характере контакта с аудиторией. В записи он всегда в значительной степени опосредован, даже если в точности повторяет свой эфирный вариант.

Информация о работе Работа радиожурналиста