Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Достоевский культовая фигура русской журналистики девятнадцатого века. Помимо писательской популярности, как автора блестящих романов, Достоевский достиг серьезных успехов в журналистской деятельности, как автор статей, редактор и издатель. Мысли, донесенные им посредством периодической печати, актуальны и по сей день. Размышления Достоевского - публициста ценны и содержательны, обращаться к его трудам не просто нужно, а необходимо, тем более в наше «кризисное» время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Журналистика (1860-1880). Основные тенденции и направления….......5

Глава 2. Ф.М. Достоевский. Начало публицистической деятельности…………12

2.1. Жизненный путь Ф.М. Достоевского……………….…………………...….12

2.2. Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха»………………………16

Глава 3. «Дневник писателя» - уникальное публицистическое произведение………………………………………………………………………...27

3.1. «Дневник писателя» - исключительное произведение российской словесности…………………....……………………………………………………..27

3.2. Тематика и проблематика «Дневника писателя»…………...…………………………………………………….…………..31

3.2.1. «Дневник писателя» - рубрика в газете-журнале «Гражданин» (1873)…..31

3.2.2. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1876-1877)…………….36

3.2.3. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1880-1881)…………….57

Заключение…………………………………………………………………………..59

Список литературы………………………………………………………………… 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_ПУБЛИЦИСТИКА_Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО._ДНЕВНИК_ПИСАТЕЛЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

       Приближался период подписки на 1865 год, а издание журнала за 1864 года отставало чуть ли ни на три месяца, что не могло не повлиять на отношение к нему подписчиков.

      По  своему содержанию, характеру полемики, широте освещения тем «Эпоха»  в значительной степени уступала «Времени». Сказалось и изменение политической атмосферы в российском обществе, и общее снижение интереса читателей к журналам в 1864-1865 годах. Жизнь «Эпохи» протекала в иных, несравненно более трудных условиях. Тень «Времени», закрытого за «антипатриотическую» статью и общее направление, лежала на новом журнале, что сказывалось в отношении к нему цензурных органов и вынуждало к автоцензуре.

      Существование «Эпохи» закончилось объявлением, напечатанным в газетах и в  журнале «Библиотека для чтения» в середине июня 1865 года под заголовком «От издателей журнала "Эпоха"»: «Многие неблагоприятные обстоятельства, большей частью от нынешней редакции не зависевшие и постигнувшие наше издание еще с прошлого года, заставляют нас прекратить в настоящее время выпуск журнала, а вместе с тем и продолжающуюся на него подписку».15 Издание «Эпохи» обогатило Достоевского редакторско-издательским опытом, но оно надолго обременило его тяжелыми материальными обязательствами. Он остался должен кредиторам около пятнадцати тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Но это не сломило Достоевского, как публициста, который очевидно не представлял себя без возможности высказываться по волнующим вопросам жизни динамично развивающейся России.  
 

Глава 3. «Дневник писателя» - уникальное публицистическое произведение

3.1. «Дневник  писателя» Ф.М. Достоевского - явление  исключительное в истории российской словесности. 

     На  исключительность издания обращали внимание многие исследователи. В частности, утверждалось, что «Дневник писателя» уникален как не имеющий «аналогов в истории русской и мировой журналистики», что автор прибег к редкой в мировой практике форме моножурнала.

     Уникальность  «Дневника писателя» в ином: на протяжении 1876-1877 годов в России выходило повременное издание, автор — творец которого превратил его в персональную трибуну, привлекая внимание аудитории прежде всего к проблемам, волновавшим его лично. Достоевский преобразовывал попавшие в поле его зрения факты в реальную злобу дня. Так было с выступлениями писателя по юридическим вопросам (дела Кронеберга, Каировой, Корниловой), на моральные темы (отцы и дети, самоубийства), по острым политическим проблемам (реформы, взаимоотношения с Западом и другие). Актуализация фактов повседневной жизни превращала «Дневник писателя» в действительно уникальное издание.

Достоевский соединил в «Дневнике» три принципиальных составляющих: опору на факты, стремление запечатлеть повседневность в максимально обобщающей эмоциональной форме и личностный характер повествования, свойственный дневниковым записям.

     Тесно переплетенные в тексте «Дневника», эти составляющие придали нерасчлененную целостность, которая до сих пор заставляет исследователей искать как жанровое определение «Дневника», так и размышлять над природой этой целостности.

  В «Дневнике писателя» мы можем встретить образцы разных литературных жанров: очерка, фельетона, рассказа, повести, мемуаров, публицистики и так далее. Но подлинная суть «Дневника писателя» состоит не в механическом объединении этих жанров, а в том, что, используя их в соответствии с общими задачами «Дневника», Достоевский строит на этой основе особый, оригинальный жанр, образующий неповторимое художественное единство.

     «Дневник  писателя» вместе с «Братьями  Карамазовыми» венчает творческую биографию Ф.М. Достоевского, можно говорить об итоговых ощущениях художника, мыслителя и публициста. Страницы «Дневника» - это свод размышлений о всемирно - историческом назначении русского народа, о взаимоотношениях церкви и государства, о войне и мире, о вечном противостоянии «отцов и детей», о месте искусства в нравственном воспитании общества.

     Бытует  представление о том, что Достоевский - художник и Достоевский - публицист - две несоединимые ипостаси писателя: тонкого психолога, глубокого исследователя человеческих душ и субъективно настроенного публициста, поверхностно судящего о современном процессе.

     Сам Достоевский подчеркивает публицистический характер «Дневника»: «Это будет дневник в буквальном смысле этого слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных». Достоевскому очень важно, чтобы читающая публика рассматривала «Дневник» как очередное «сочинение» писателя.

     Существенна эта характеристика впечатлений  месяца - «выжитые», т.е. прожитые, прочувствованные автором. «Сочинения», основанные на «выжитых впечатлениях», - это и есть то, что  именуется публицистикой. Образное начало соединяется с опорой на факт, осознанный «сочинителем» -творцом.

     «Выжитые  впечатления», «отчет о том, что заинтересовало лично»- все это синонимы того, каким виделось Достоевскому его новое произведение - специально отобранными впечатлениями реальности, которым дается субъективная оценка конкретного человека, желающего высказаться.

     Обращение к этому жанру было для Ф.М. Достоевского вполне закономерным явлением: после публикации «Временных правил о цензуре и печати» от 6 апреля 1865 года, когда были заметно облегчены  условия существования газет и журналов, в столицах появилось 33 новых газеты и журнала, а в провинции - 31. Пресса становится важным фактором формирования общественного мнения, трибуной, позволяющей активно влиять на общество. Одновременно усиливается внимание к процессам, протекавшим в реальной жизни. Литература и искусство второй половины XIX века развиваются под знаком интереса к повседневной действительности: формирование национального самосознания невозможно без осознания себя в окружающем мире. Динамизм происходящего требовал от художника немедленного отклика. Накопленный в журналах «Время» и «Эпоха», отчасти в «Гражданине» опыт Ф. М. Достоевский стремился реализовать в выпусках «Дневника писателя», разработав оригинальный план материализации своих идей. Писатель «выстроил» трибуну, с которой решил ежемесячно разговаривать с аудиторией.

      В этой связи, видимо, следует откорректировать достаточно распространенное мнение, что «Дневник писателя» был всего  лишь связующим звеном между «Преступлением и наказанием», «Идиотом», «Бесами», «Подростком» - с одной стороны и «Братьями Карамазовыми» - с другой.

      Игорь Леонидович Волгин, главный современный «Достоевист», назвал «Дневник писателя» «Дневником романиста». Эта формулировка позволяет проецировать публицистические приемы письма, используемые Достоевским, на его сугубо художнический опыт, что дает возможность рассматривать качественные параметры «Дневника писателя» как систему художественно-публицистических циклов, как единой книги, целостной и универсальной одновременно.

     Целостность «Дневника писателя» обеспечивается, во-первых, его хронологической повременностью - события в пересказе и в оценках автора разворачиваются по мере их развития.

     Во - вторых, в «Дневнике» просматривается единый взгляд автора на происходящее. Причем, как уже было отмечено, перед нами в каждом выпуске один и тот же субъект высказывания — автор, подтверждающий собственную реальность ссылками на лично наблюдаемые факты.

     В - третьих, в «Дневнике писателя»  отчетливо прослеживается определенный уровень взаимоотношений с аудиторией: автор не считает свою точку зрения окончательной, непреступной. Но он стремится к тому, чтобы она, по - возможности, была принята аудиторией. Именно поэтому в «Дневнике писателя» господствует не проповеднический тон и даже не исповедальный, что, казалось бы, следовало ожидать от дневника, а тон ораторской речи, тон размышления вслух, тон готовности прислушаться и учесть другие точки зрения. Истина для Достоевского - человека православного - заключается в Христе. Поэтому в своих публицистических текстах он ищет не истину, а путь, открывающий дорогу к ней.

     В - четвертых, целостность «Дневника» обеспечивается проходящей через все  выпуски полемичностью. Суть публикаций в полном отсутствии «тайных» идей, в открытом обращении к читателю с обсуждением самых острых и сложных проблем современности, в беспредельном доверии к свободной мысли.

     Ради  такого широкого обсуждения всех наболевших вопросов Достоевский и издавал свой «Дневник». Полемика Достоевского в «Дневнике» связана прежде всего с обсуждением наиболее острых проблем современной жизни России. Но надо признать, что и на выпады оппонентов против себя лично, Достоевский отвечал.

     Что же касается универсализма «Дневника», то он обеспечивается на предметном уровне широким разнообразием тем, отражающих реалии окружающего мира. «Дневника писателя» связан с широким использованием приемов художественного и публицистического стиля письма.

     Отдельный «Дневник писателя» Достоевского - человека, к голосу которого прислушиваются, ко времени выхода «Дневника писателя» уже знают как автора «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов» и других произведений. Точка зрения писателя важна для аудитории, так как его предыдущие публикации вызывали интерес читающей аудитории, дискуссии в общественных кругах.

      Для подробного изучения содержания «Дневника писателя» следует выделить три основных периода издания данного публицистического произведения. Первый период – это издание Дневника в газете-журнале «Гражданин»   в 1873 году. Второй – ежемесячное авторское издание Дневника в 1876-1877 году. И третий завершающий период, включающий в себя единственный в 1880 году выпуск, посвященный «Пушкинской речи», и последний выпуск Дневника за январь 1881 года, вышедший посмертно. 

     3.2. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. Тематика и проблематика.

     3.2.1. «Дневник писателя», как рубрика  в журнале-газете «Гражданин»  за 1873 год. 

     В декабре 1872 г. Достоевский принимает  предложение издателя газеты-журнала  «Гражданин» князя В. П. Мещерского о редактировании издания. Писатель получает наконец возможность в какой-то мере реализовать свой  давнишний  замысел,  но только в урезанном, не полном виде. Однако именно на страницах этого чужого издания окончательно определилась форма личного «Дневника писателя»: злободневные очерки политического, литературного, мемуарного характера, объединенные идеей непосредственного общения с читателем. По-существу, начался прямой диалог писателя-романиста со своими читателями. Одни темы, поднятые в первых выпусках Дневника писателя, были уже заявлены в только что законченном романе «Бесы», часть тем была подсказана материалами, опубликованными в самом «Гражданине», в других периодических изданиях. Всего на страницах «Гражданина» в 1873 году вышло 15 (без «Вступления») выпусков «Дневника писателя».

     Первое появление рубрики «Дневника писателя» («Гражданин» 1873, январь № 1) состояло из «Вступления» и главы «Старые люди». Во «Вступлении» Достоевский, обращаясь к читателям «Гражданина», рассказал о своих задачах в качестве нового редактора газеты-журнала, охарактеризовал новую необычную форму «Дневника Писателя». За полушутливым фельетонным введением следуют размышления автора о самых ярких представителях поколения 1840-ых годов – А.И. Герцене и В. Г. Белинском «Старые люди».

     В следующем выпуске «Гражданина» Достоевский свой дневник посвящает  судебной реформе. Достоевский рассматривает «манию оправдания» в новых для России судах присяжных как доказательство того, что в общественном сознании выветривается понятие нравственной ответственности: «Кто виноват? Среда виновата. Итак, есть только подлое устройство среды, а преступлений нет вовсе»16. В противовес этому явлению Достоевский формулирует христианское представление о личной и всеобщей ответственности, начала которого он находит в том, что называют преступников «несчастными». Вопрос о «среде» оказывался действительно ключевым для русского общества, знаком его исторического выбора. Разрушению общественности Достоевский противополагал духовное устроительство: «...сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять»17. Не удивительно, что, пойдя «против течения», Достоевский вызвал на себя огонь как либерального, так и демократического лагеря. Его обвиняли в необоснованной критике судов, в предательстве идеалов, выраженных в «Записках из Мертвого дома». Защиту принципа социального детерминизма от Достоевского предпринимает ряд видных деятелей печати, среди них: Н.В. Шелгунов, В.П. Буренин, А.С. Суворин.18

      Несомненно, предчувствуя и несколько опережая эту волну, Достоевский посвящает следующую главу «Нечто личное» опровержению на клевету против него, будто он описал Н.Г. Чернышевского в своей сатирической повести «Крокодил». Достоевский воспользовался этим поводом также для того, чтобы обрисовать портрет еще одного после Белинского и Герцена, «властителя дум», в спокойном, миротворческом тоне, подчеркивая, что его принципиальное несогласие с автором романа «Что делать?» не означает личной ненависти. «Можно очень уважать человека, расходясь с ним в мнениях радикально» — это суждение находилось в резком противоречии с нравами современной прессы.19

      Следующая глава «Влас». Очерк,  посвященный  разбору сильных и слабых мест одноименного стихотворения Н.А. Некрасова. Достоевский в этой статье приступил к осмыслению противоречивого облика «истинного поэта нашего».

Информация о работе Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"