Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля их характеристика и примеры текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).
Цель публицистических текстов – информировать граждан о событиях в стране и мире, а также формировать общественное мнение. Отличительной чертой публицистического стиля является сочетание стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.

Содержание

I.Публицистический стиль…………………………………………

1.1. Характиристика публицистического стиля…………………….

1.2.Функции стиля…………………………………………………….

1.3.Особенности публицистического стиля……………………….

II.Основные жанры публицистического стиля и их характеристика………………………………………………………

2.1.Понятие жанра ………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

стилистика контрольная 2012.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.

«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »

Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.

— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Генералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!

Время приближается к восьми часам. Участники манифестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым ракетам!», «Работу, а не бомбы». 

2.3. Статья

Статья – аналитический жанр, в котором представлены сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко-выраженной авторской оценкой. Основные черты: номинативность, точность (цифровые данные). В основе статьи – рассуждение (тезис, основная мысль, - доказательства, аргументы, - вывод). Сила статьи не в фактах, а в сообщениях, опирающихся на развёрнутую аргументацию. Развитие мысли подчинено раскрытию проблемы.

Статья Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”,

Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. Ей посвящают великое множество произведений. Каждому хочется понять магическую природу любви. И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

Как это сделать? Легко  и просто. Особых усилий не потребуется. Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя.

Простая отзывчивость к  людям уже означает добро. Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! Попробуйте сделать это в общественном транспорте. Можете начать с малыша. Это самый благодарный человечек. Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков. Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент. Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет. Возможно, соседка-старушка ждет - не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. И не важно, что у нее есть дети. Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. А вы можете доставить радость пожилому человеку. А главное, не забывайте о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. Позвоните, скажите им об этом! Или напишите.

А может, кого-то просто надо выслушать. Даже если это совсем чужой человек.

Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать. И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

 

2.4.Очерк

 

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного,  конкретно-чувственного представления факта и проблемы. Тематические очерки весьма разнообразны: они могут быть, например, проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк. – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерк. гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяется такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов общения с читателем создают большое разнообразие очерковых форм.

Проблемный очерк.

Предметом отображения  в очерках такого типа выступает  некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист.

Путевой очерк.

Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч.

 

Портретный очерк.

 

Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления.

 

Пример отрывка проблемного  очерка:

Было время, когда почти в каждом доме, считавшемся интеллигентным, на стене висел портрет Хемингуэя, а в любой компании звучали песни самодеятельных бардов, записанные на магнитофоны, только что начинавшие входить в быт, когда в моде были полированная мебель из Прибалтики, о дубленках никто и не слыхивал и не велись еще разговоры об НЛО.

Потом мода изменилась. Совсем недавно мебель, доставшуюся от дедушек и бабушек, продавали за гроши, а то и просто выбрасывали. Теперь вошла она в честь и цену, а непременным предметом убранства дома стала икона рядом с чеканкой. Умельцы рыскали по переулкам, поспешно извлекая со своих и чужих чердаков, из темных чуланов и прямо со свалки керосиновые лампы и бывшие люстры «модерн», и, вставив в них электропатроны, превращали в «ностальгические» светильники. О «феномене кожного зрения» перестали толковать, а внимание привлекли вслед за «снежным человеком» «сыроеды» и йога.

Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — прекрасный писатель. Среди бардов были способные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но загадка, продолжающая занимать нескольких серьезных ученых. Дело не в самих явлениях, о которых идет речь. Они разные, и каждое требует особого подхода. Беда в модных поветриях, распространяющихся, как эпидемия, еще не изученная и не объясненная.

2.5.Заметка

Заметка – представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию. Отличаясь небольшим объемом, заметка требует лаконичного, четкого изложения материала. Поэтому любая заметка отвечает на 3 вопроса: что? где? когда? При этом в тексте фиксируется единичность события.

 Заметка чаще всего представляет собой текст-повествование – или в чистом виде, или с элементами описания.

 

Примером данного  вида публикации может послужить  заметка:

«В Костроме посадили насильника-педофила» (газета «Северная правда» №18, 2011 г.).

Свердловский  районный суд Костромы вынес приговор 52-летнему Евгению К., обвиняемому в изнасиловании малолетних девочек. Всего было доказано шесть эпизодов «деятельности» педофила. Но, возможно, их было и больше: родители потерпевших не всегда и далеко не сразу обращались с заявлениями в правоохранительные органы, чтобы лишний раз не травмировать психику своих и без того пострадавших детей. Свою вину он категорически отрицал. Однако доказательства, свидетельствующие против преступника, были неоспоримы. Суд приговорил насильника к десяти годам лишения свободы в испытательной колони строгого режима. (Юрий Шипулин)

2.6. Рецензия.

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком.

Задача рецензента –  оценить произведение, его достоинства  и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.  

Виды  рецензий:

1) Развернутая аннотация  - в ней раскрывается содержание  произведения, особенности композиции; 

2) Небольшая критическая  или публицистическая статья  - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 

3) Эссе - в большей степени  лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 

4) Авторецензия - излагается  взгляд автора на свое произведение; 

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.  
Уровни рецензий: 

1. Рецензия одного  произведения вне связи с творчеством  писателя; 

2. Рецензия произведения  в контексте творчества писателя; 

3. Рецензия произведения  в контексте литературного процесса эпохи.  
План написания рецензии. 
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 

1. Библиографическое  описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в  одном-двух предложениях) пересказ  его содержания; 

2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 

3. Критический разбор  или комплексный анализ текста

4. Аргументированная  оценка произведения и личные  размышления автора рецензии.

 

Пример рецензии: Рецензия из газеты “Книжное обозрение”, № 9 от 28 февраля 2000

 

С МИРУ ПО. КЛАССИКУ

С 1998 года выходит в  свет журнал с громким названием  «Антология мировой поэзии». Не секрет, что довольно часто именно за пышными  фасадами скрываются всего лишь амбиции  людей, мягко говоря, малоталантливых. Но тут нас ждет счастливое исключение. Речь идет именно о поэзии.Во втором номере журнала «Антология мировой поэзии» за 2000 год опубликована большая подборка стихов Григория Корина (в предисловии — рецензия Арсения Тарковского, письма к Корину Эренбурга, Окуджавы, Межирова, Ан.Цветаевой и др.). Публикацию стихов недавно ушедшего из жизни минского поэта Вениамина Блаженного предваряет рассказ Ирины Гиляровой о подлинной истории (по письмам) «пробивания» стихов этого поэта в печать. Дана подборка стихотворений Надежды Григорьевой. Впервые публикуются новый полный перевод с комментариями «Возвращенного рая» Джона Мильтона (перевод С.Александровского), стихотворения Райнера Марии Рильке (перевод Н.Григорьевой). В статье Владимира Леоновича, посвященной поэтическим переводам рано ушедшей из жизни московской поэтессы Любови Якушевой, анализируется мастерство ее переводов стихотворений лауреата Нобелевской премии греческого поэта Георгоса Сефериса. Опубликован полный поэтический перевод «Песен Билитис» Пьера Луиса (перевод и предисловие Ю.Покровской). В статье А.Сорокина «Из записок литературного консерватора» сравниваются особенности восприятия реальности российскими поэтами XIX и XX вв.

Действительно антология. Действительно поэзии. Мировой. А  в редакционном портфеле — работы лучших отечественных переводчиков, еще не опубликованные нигде Александр ВАСИЛЬЕВ

 

2.7. Фельетон.

Фельетон — литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи такие черты как: полемичность, художественность, ироничность, сатира. Публицистичность фельетона проявляется в злободневности тематики, в негативной оценке соответствующих фактов, чем объясняется широкое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языковых средств. Сатира фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, а подвергает их осмеянию; её создаёт комическое описание ситуаций и характеров.

 

Пример фельетона:

 

НЕ ИСКЛЮЧЕН ЛЮБОЙ  ВАРИАНТ (отрывок)

 

Выйдя из метро поздним  вечером, гражданин Л. неосторожно  наступил на ворох подопревшей листвы, под которым таились грабли. Удар оказался таким, что держак граблей едва не сломался. Потерпевшего с красочной шишкой на лбу отправили в травмпункт.

Газета «Молодой Пофигист», завоевавшая сердца читателей трепетным отношением к членовредительству, отреагировала на следующий день: «Теперь граждан России «мочат» граблями».Заголовок заметили. За фактом бытового травматизма неожиданно открылись светлые журналистские дали.

«Общедоступная газета», счастливо сочетающая былой интеллигентский задор с тихим стремлением укладывать оппонентов с первого удара, разразилась статьей «Грабители и грабли». Нарисованная «ОГ» картина ужасала своей правдивостью: по версии газеты, инвентарь, разбивший лоб рядовому, но честному налогоплательщику, был тайно вынесен из-за державной стены, за которой укрылся так называемый Домашний Круг (ДК), прикарманивший власть в стране. И все же главный сюрприз преподнесло, естественно, ТВ. Пряча за очками торжество причалившего к неведомому берегу Колумба, ведущий аналитической программы ведущего канала заявил: так называемый ДК самый обычный квадрат, а настоящий Круг – это ищущий популярности деятель по кличке Голова и его окружение. Будет ему популярность! Теперь даже бритому ежу ясно, кому и что на руку……

Что касается рядового налогоплательщика  Л., то он стал знаменитостью. Был зван на ТВ, объявил о своем намерении  стать публичным политиком и  на вопрос: «Не собираетесь ли вы бороться за пост президента страны?» ответил с трубными интонациями отставного генерала: «Не исключен любой вариант...»

P.S. Автор искренне благодарен периодическим изданиям и ТВ за щедрость в предоставлении материала.

Информация о работе Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля их характеристика и примеры текстов