Психологические и личностные качества журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить психологические свойства и качества личности журналистики, рассмотреть примеры тех случаем, когда психологические и моральные особенности журналиста влияют на их поведение.
В связи с этим возникают задачи, которые требуется решить в данной работе: понять каким должен быть журналистом с точки зрения психология и попытаться разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.

Содержание

Введение…………………………………………..…………...……………..3
Глава 1. Психология и журналистика…………….………...………………6
1.1 Психологические свойства журналиста……….…...……………....6
1.2 Связь психологии и журналистики………………...………………9
1.3 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей…………11
Глава 2. Качества, необходимые журналисту……....…………………..…15
2.1 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике…………………………………………………………… ...……15
2.2 Истина в журналистике……………………………………….…..18
2.3 Правдивость и объективность……………………………….…....21
Заключение…………………………………………………………….…….28
Список литературы…………………………………………………….……30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 

2.3 Правдивость и объективность

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют основу профессиональных добродетелей. Эти неопровержимые принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость повествования журналисты ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. Профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.

Объективность можно понимать, как, непредвзятость, беспристрастность, «неангажированнось». Это принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, объективность не является жесткой нормой. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных пристрастий, отображать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной этикой журналистики. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом для аудитории, что её не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения журналиста к аудитории учитывает и общественный резонанс материала, и его реакцию на читательский облик, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании своего произведения. Право аудитории на истину гарантируется, в первую очередь, осознанием журналиста своей ответственности перед ней и готовность реализовать это чувство, когда он берется за перо.

В «Международных принципах журналистской этики», написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была превыше всего. Как было ранее отмечено, профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксируемые положения, т.е. не жестко регламентируемые законодательством, а лишь вопрос нравственного выбора каждого журналиста.

В небольшом американском городке произошел случай. Служащий промышленной фирмы позвонил на местную телестудию. Сказал, что собирается выступить против решения хозяев о ликвидации фирмы и в знак протеста совершить самосожжение. И попросил прислать журналиста с видеокамерой. Этот репортаж был снят и показан.

Имели ли журналисты право такое снимать, пускай даже по желанию самой жертвы?

Вдова погибшего подаёт в суд. Муж бы никогда не совершил такой поступок, уверяет она, если бы не безнравственность и цинизм журналиста. Тот стоял рядом и снимал, пока её муж обливал себя бензином.

- Но ваш муж сам позвонил в отдел новостей, я сообщил в полицию и позвонил редактору. Тот сказал: освещай… я, конечно, ждал, что появится полицейские.… Но вить он погиб не напрасно. После этого фирма открылась вновь.

- А вам не приходило в голову, что снимая самоубийство, вы сами помогли событию произойти?

- Я видел множество трагедий. Солдат разорванных гранатами, голодающих детей. Если бы я думал об этом, то не смог бы выполнять свою работу.

- Но её муж известил и другие телекомпании, - возразил адвокат. - Однако те предпочли отказаться - по этическим соображениям.

- Мы маленькая телекомпания, боремся за свою аудиторию. Такие сюжеты люди хотят смотреть. А если нам диктовать, какие новости показывать, а какие нет, то недолго скатится к тирании.

Оправдания ответчика сводились к нескольким аргументам: Если я стану думать о последствиях, то просто не смогу выполнять свою работу. Никто не в праве нам диктовать, что нам показывать, иначе мы скатимся к тирании. Такие сюжеты люди хотят смотреть.

Сколько раз мы слышали эти аргументы от отечественных журналистов.

На телевидении и в прессе демонстрируются документальные фильмы и статьи, повествующие о деятельности правоохранительных органов. При этом демонстрируются подробные детали совершения чудовищных преступлений. Расчленённые тела, обезображенные до неузнаваемости трупы, и детальное описание того, как это было.

Но наша задача, возражали авторы, в том и состоит, чтобы предотвратить подобные преступления и показать замечательную работу доблестных правоохранительных органов.

А как же дети, которые находятся перед телевизором? Но мы, же заранее предупреждаем: «Авторы приносят свои извинения тем, кому этот фильм покажется слишком жестоким. Не советуем смотреть его детям и людям со слабыми нервами.

Наличие такого предупреждения, вероятно, лучше, чем если бы его не было. Особенно для подростков, подобного рода фраза - искушение.

Подобного рода передачи на телевидении и сводки в прессе, как раз обеспечивают продюсерам желанный рейтинг. Информация - это продукт, у которого есть потребитель. А чем выше прибыль тем, ниже этические границы. С одной стороны этические принципы, с другой - погоню за рейтингом или большим тиражом удобнее выдать за заботу о своей аудитории, сцены насилия - за предупреждения зла. Яд - за лекарство.

На практике журналисты не слишком склонны задумываться над тем, что их произведение иной раз, даже независимо от их истинных целей, срабатывает как детонатор общественных действий.

Вряд ли думали о последствиях своего сюжета репортеры из «Времечко», рассказывая об открытой продаже, в аптечных ларьках, сильнейшего психотропного средства. Журналисты попросту обнародовали подробную информацию, упомянули название препарата, и показали, как он выглядит. Сюжет обернулся рекламой для наркоманов.

О последствиях не задумывались и их коллеги из «Комсомольской правды», рассказывая в статье, «Когда зацветает мак» о подростках, которые, покупали клей (цитировалось название) и дышали им через целлофановые пакеты. «Рецепт» разошелся 16-миллионным тиражом, породив много последователей, и для иных закончился трагедией. «На чьей они совести?».

Сообщение, содержащееся в журналистском произведении, содержит факты необходимые для понимания ситуации, но оно, же обязано исключать побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия. Иначе журналист оказывается не информатором события, а его подстрекателем, а прогноз обернётся реальностью именно в силу массового оповещения.

«Я увидел в «Новостях», своими глазами, как бабушки покупали по 13 пачек муки. После этого побежал на рынок и купил 6 пачек овсяных хлопьев». Если средства массовой информации создают или усиливают панику, то они действуют антисоциально.

Вопрос: «Что такое профессиональный долг журналиста?». Ответ: «Собирать информацию и сообщать её зрителю и читателю». Вопрос: «Но без нравственной ответственности за то, о чем ты сообщаешь?».

Ответ: «Я отвечаю за достоверность». Вопрос: «Мы говорим о журналистике или о чем-то другом?». Оппоненты, скорее всего, говорили о чем-то другом.

Чувство нравственной, моральной, этической ответственности, судя по всему, не относились ими к числу достоинств, профессии. Махатма Ганди сказал: «У меня есть только один тиран - и это тихий голос моей совести». Кто решит за каждого журналиста, только он сам.

Добиваясь все более красноречивого изображения трагедий и катастроф в СМИ, многие журналисты не замечают, что главной трагедией является катастрофическое состояние самих СМИ. Настаивая на том что, их передачи и статьи свидетельствуют о росте преступности, предпочитали не видеть, что сами способствуют этому росту, и в первую очередь своей безнравственностью.

Этика служебных взаимоотношений – не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения в трудовом (в том числе творческом коллективе), общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля. Специфика деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через профессиональную мораль и профессиональную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессионально нравственных отношений «журналист – коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного климата редакционного коллектива, а в конечном счете – и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

1. Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других организаций, в которые может входить журналист;

2. Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим – то корыстным интересам и не писать «заказных» статей; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;

3. Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах и попавшими в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем – либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;

4. Уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на тонкое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;

5. Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;

6. Уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату;

7. Уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям;

Отступление от этих норм в повседневной жизни случаются чаще, чем хотелось бы. Но противоречия между минусами практики и тем, как должно быть, имеют тенденцию разрешаться, - этим журналистика и движется, и развивается. Библейские заповеди тоже периодически кем – то нарушаются. Но они живут в веках, являясь точкой отсчета в определении добра и зла для огромного множества людей, и уберегают их от ошибок. Профессионально – нравственные стандарты поведения, воспринятые в дни профессионального становления, тоже превращаются в точки отсчета при испытаниях, которые готовит журналисту жизнь.

 

Заключение.

 

Подводя итоги проделанной работы, можно констатировать, что тема данной курсовой работы лежит в области не только относящейся к теории журналистики, но и психологии. Вот почему были использованы в работе труды и теоретиков журналистики и видных российских психологов. Однако велико влияние настоящих журналистов, которые в тяжелых условиях рынка сумели отстоять свое достоинство. нельзя не отметить, что XXI век диктует свои новые правила для журналистики: компьютерная сеть “Интернет” породила огромное количество он-лайн изданий. Многие “бумажные” газеты обзавелись своими сайтами, где разрешаются публикации из своих “бумажных” номеров. Через Интернет вещают тысячи радиостанций и сотни телеканалов. Всеобщая “интернетизация” имеет и  свои минусы, большинство из которых лежат в сфере психологии личностного восприятия.

Бумажный номер газеты и электронная его версия не могут быть равнодушны. Однако научный прогресс помогает быстрее, качественнее передать журналистский материал аудитории. Но проблемы, связанные с психологической культурой, остаются. Ведь не компьютеры должны писать материалы,  а все-таки - журналисты. Никто не рождается журналистом. Журналистами становятся постепенно. В начале человек робко и непрофессионально описывает какое-то событие, но пройдет время - и он уверенно берет интервью у известного человека. Исключительно важно для журналиста умение общаться. В мире живет свыше шести миллиардов людей, но журналист с каждым должен уметь найти общий язык. Очень важно для журналиста знание свой аудитории, то, как он к ней относится. В этом плане наиболее целесообразна гуманитарная позиция со стороны коммуникатора - партнерство и сотрудничество. Новостные выпуски выводят нас из себя “трупной информацией”, заставляют тревожиться, порой дезинформируют. Это неприемлемо. Публикуя свои материалы, журналист не должен относится к ним, как к товару, за который получают деньги, а как к объекту культурного и общественного значения. В этой связи стоит упомянуть систему ценностей, предложенную В.Франком. Он считал, что существует 4 вида ценностей: Ценности отношения между людьми, ценности созидания, переживания. Какой была бы журналистика, если б каждый журналист творчески относился к  каждому своему материалу?! Каким был бы наш мир, если б каждый человек творчески относился к своему труду?!В современном мире журналист должен быть готов столкнуться с любой опасностью, будь то угроза физической расправы или угроза потери работы. Журналист должен быть готов освещать не только политические события, но и последствия чудовищных терактов. В каждой конкретной ситуации нужно уметь занять объективную позицию, не поддаться влиянию инстинкта самосохранения. Психологическая культура каждого журналиста уникальна, и любое подражание обречено на провал. Только годы усиленной интенсивной работы над собой формируют личность журналиста- профессионала.

 



Информация о работе Психологические и личностные качества журналиста