Психологическая личность журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Размышляя над темой работы, я задала себе следующие вопросы:
а) какими качествами должен обладать журналист с точки зрения психологов
б) какие черты характера должны быть присущи настоящему журналисту.
Мотивация выбора данной темы в получении знаний, которые поспособствуют формированию гармоничной психологической культуры личности.

Содержание

1.Понятие термина психология личности.
2.Изучение психологии культуры.
3.Личность и индивидуализация
4.Информационное общение.
5.Ценностные ориентации.
6.Рефлексия.
7.Интеллектуальное пространство.
8.Заключение.
9.Литература

Работа содержит 1 файл

психологическая культура журналиста.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения.

Общение в массовой коммуникации специфично, выделяют следующие его особенности:

1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это личностно-ориентированное общение.

2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и умений той или иной деятельности, сфере собственно деятельности в ее реальном существовании. Возникающая обратная связь - двоякая 1. Спецканалы - письма, звонки на телестудию. 2. Представление коммуникатора о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя.

Общение - важный процесс, который формирует личность журналиста, его психологическую культуру.

Потребности индивида реализуются посредством общения: Маслоу выделил 5-уровневую концепцию потребностей, высшей названа потребность в самовыражении, творчестве. Для журналиста значимо понятие самоактуализации. Это центральное понятие гуманитарной психологии, рамках которой она принимает вид стремления к реализации всех возможностей и способностей, заложенных в человеке.

5.Ценностные ориентации.

Система мира - высшая степень имеющихся у журналиста знаний о действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или образном мышлении.

Существует несколько источников, из которых журналист черпает свои представления: обыденное сознание, основная частью которого является социальная мифология, элементарная наука . Говоря об источниках знаний журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное   в человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности - т.е. становится ценностью.

Выделяют три группы ценностей:

1. Явления, имеющие социокультурное содержание.

2. Эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные образования.

3. Идеалы, выражающие сущность человека.

Ценностями считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная среда.

Деятельность и общение - те «ворота», через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми.

Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки.

Под “установкой” понимаются привычки, устойчивый стиль волевой жизни с заданностью стремлений (интересов, конечных целей и усилий творчества). Эта устойчивая  готовность действовать в определенных ситуациях обозначается различными понятиями: аттитюды, намерения, преддиспозиция, диспозиция, информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений).

Установки подразделяются на:

1. фиксированные (привычка действовать определенным способом )

2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях.

3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д.

4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность предисловий, определяющих направленность его действий.

 

6.Рефлексия.

Основной формой выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к действию.

Нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных, сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания журналистского сообщества.

В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с высшим миром:

1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность.

2)Внешне трудный и внутренне простой миры  - только с помощью фанатичного мировоззрения можно достичь предмета потребностей.

3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение. внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора.

4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение, ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется    на фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его составе 3 программы, переданные индивиду от общества:

1. Программа сохранения и развития вида (человека)

2.Программа сохранения рода

3. Программа самосохранения.

Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого “вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической культуры журналиста.

Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают  в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.

Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.

Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает, что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом является самооценка.  Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста. Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”. Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия.

Профессиональная идеология входит в систему, обозначаемую как “профессиональная культура”. Психологическая культура журналиста формирует духовную сторону профессиональной культуры.

7. Интеллектуальное пространство.

Чем богаче человек духовно, тем больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов развить свой интеллект.

Интеллект - не только продукт общественного развития, он  преломляет совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта -    (основа интеллектуальной базы личности) и воображение - способность создавать нечто, ранее не наблюдавшееся. Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: “ та оценка ценностей, которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации фактов, должна отражать те ценности,  в которые верит он сам. Эти ценности приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и здравый смысл.»

(Э. Джонс, Д. Мэрилл «Беседы о Масс-медиа»- М. 1997. стр.183 )

В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении.

По данным социалистических исследований, высоко развита воля у 22 % журналистов, Средне – у 28 %, низко развита - у 50 %.

Подводя итог, нельзя не отметить, что творческое начало формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной деятельности.

Журналистика - очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть готов к психологическим изучениям своей личности.

Психологическая культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в сознание и подсознание, заставляет мыслить и действовать «по-журналистски».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Журналист несет на себе бремя ответственности не только перед аудиторией, но и перед редакцией, коллегами, найти решение, устраивающее обе стороны, нелегко. Большая часть российских журналистов считает себя неспособными противостоять давлению извне.

В современном мире журналист должен быть готов столкнуться с любой опасностью, будь то угроза физической расправы или угроза потери работы. Журналист должен быть готов освещать не только политические события, но и последствия чудовищных терактов. В каждой конкретной ситуации нужно уметь занять объективную позицию, не поддаться влиянию инстинкта самосохранения.

Психологическая культура каждого журналиста уникальна, и любое подражание обречено на провал. Только годы усиленной интенсивной работы над собой формируют личность журналиста- профессионала.

Узнаваемость- не всегда положительная характеристика журналиста, современные PR-менеджеры способны из бездарности сделать властителя дум. Журналистика никогда не являлась “четвертой властью”, однако способна влиять на определенное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Андреева Г.Н. Социальная психология - М., 1996

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990

3. Выготский А.С. психология развития как феномен культуры. - М., 1996

4. Дзялошинский И. Российский журналист в пост-тоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности - М., 1996

5. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М. 1999

6. Леонтьев А.А. психология общения - М. Мысль. 1999

7. Макдональд Д. , Э.Джонс. Беседы о масс-медия . М.

8. Сиберт С., Шрамм У, Петерсон Г. Четыре  теории прессы. М. Вагриус 1998

9. Материалы Интернет-конференции  Fido7. su. journalist 13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. Прогресс, 1990

10. Фромм Э. Иметь или быть? - М. Прогресс, 1990

11. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М. 1998

12.Словарь иностранный слов - М. Русский язык. 1988

 

 



Информация о работе Психологическая личность журналиста