Профессиональная этика журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требование носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Систему требований к журналисту некоторые исследователи рассматривают как трехмерную пирамиду. На верхнем этаже размещаются такие категории, как профессиональный долг, обязанность, ответственность, совесть, честь, достоинство.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика журналистов.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    Требования этики  находят   воплощение  и  становятся  правилами  в  тех ситуациях, которые регулярно возникают  в  отношения  между  журналистами  и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистами  и  персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и  редактором,  журналистом с коллективом редакции, журналистом и его коллегами по  работе,  журналистом и властью. 

      Первые  три вида отношений связаны действиями  журналиста  в  социальной среде,  или  профессиональной  этикой;  остальное  –  с  его  поведением   в

профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.

      Собирая факты, журналист обращается к  разным  источниками  информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.

      Источник  информации – человек.  Люди  не  обязаны  сообщать  журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо  действовать убеждением,  мотивировать  свою  просьбу.  Нельзя  запугивать   собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с  помощью  прессы  свести  личные счеты. Если люди отказывают  в  предоставлении  сведений  для  положительных материалов, то надо  прислушаться.  Отказ  дать  сведения  может  возникнуть также из-за того, что к  человеку,  о  котором  вы  хотите  написать  очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают  его роль и заслуги. «Снять» подобное  отношение можно продуманным  поведением журналиста, завоеванием доверия.

      Условие успешного сбора  информации  является  способность  чувствовать настроение собеседника и  быстро  реагировать  на  перемены  в  нем,  умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему  разговора, направить его в нужное русло. Часто бывает желательно начать  с  отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики,  переключить  внимание  на  другие  объекты, вызвать азарт, наконец, дать выговориться собеседнику. В  ходе  беседы  активность  журналиста  и  этичность   его   поведения проявляется  в  постановке  вопросов,  в  замечаниях  по  поводу  сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова,  мимики,  жеста.  Этичность  вопроса, его  уместность  в  каждой  из  ситуаций  –  один   из   главных   признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны  вопросы, на которые собеседник не может ответить или вынужден дать  банальный  ответ. Историк В.О. Ключевский говорил: «Быть умным – значит  не спрашивать  того, на  что   нельзя   ответить». Такие вопросы уничтожают человека, а опубликованный ответ искажает образ.

      Большое  значение  имеет  порядок  вопросов,  их  последовательность  и сочетаемость. Недопустимы покровительственный  или,  наоборот,  заискивающий тон беседы, как также  категоричность  высказываний.  Люди  ценят  время,  и неуместные,   неумные    вопросы    раздражают    их    как    свидетельство безответственности журналиста, решившего с  налету  «поговорить  по  душам». Чтобы избежать этого, нужна большая подготовительная работа.  Вопросы могут быть основными,  дополняющими, конкретизирующими, напоминающими, контролирующими, прямыми, косвенными и т.д. полезно непрерывно  наблюдать  за героями в действии, как говорится, «идти за ними по пятам».

      Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом – «не для печати». Понимая, что факты могу быть опубликованы, он просит этого не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию из другого источника.  Интимные  данные редакция публикует с письменного согласия персонажа, часто с заменой его имени.

      Уровень сбора информации, а затем  и  качества  публикации  существенно снижается, если  у  журналиста  не  наблюдательности  и  интереса  к  людям, способности  быстро  и  верно  оценивать   их   психологические   состояния. Этические  ошибки   –   следствие   и   его   некритической   оценки   своей осведомленности  о  предмете   разговора,   неумении   слушать,   постановки нетактичных вопросов и т.д.

      К коллективным источникам информации, используемым в ходе формального  и неформального   общения,   относятся   собрания,   совещания,   конференции, заседания «круглых столов», товарищеские суды, пресс-конференции,  беседы  с группой людей в неожиданных условиях.  Ценность такого рода источников обусловлена   природой  общения,  что    помогает    журналисту точнее сориентироваться в явлении,  ситуации,  проблеме,  проверить  первоначальное наблюдение или, скажем, найти интересного человека, важную  тему.  Любопытен и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но  собирая информацию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что  сведения могу  быть  далеки  от  истины  в  связи  с   присутствием   других   людей, соображениями   престижного    характера,    давлением    формального    или неформального лидера, а также в связи с различными  «болезнями»  коллектива, когда   возникает   разобщенность   интересов.   Поэтому   при последующем использовании  сведений,  полученным  из  коллективного источника,   важно соотнести их с почерпнутыми из других источников.

      Довольно  часто журналист прибегает к документам,  представляющим любые зафиксированные  знания,  которые могу  быть  использованы   для справок, изучения, доказательств. Знакомство с ними  следует  начинать  с разрешения автора. Разрешение надо отметить в  публикации,  цитату  выделить  курсивом, дать разграничение между документом, его оценкой и журналистским  текстом, а также уведомить, что в документе могут быть искажения и неточности.

      Некоторые журналисты  для  получения  информации  входят  в  контакт  с человеком, будучи включенным в группу должностных лиц, однако  корреспондент не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации.  Метод «совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно  риск нанести нравственный или материальный ущерб  людям или организации. Следовательно,  надо  соблюдать  определенные  требования: квалификация журналистка должна соответствовать  требованиям «временной профессии», от его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не будет причинен ущерб всем тем, с кем тот общается.

      Этические вопросы возникают и в сфере отношений журналист –редакционный коллектив. Входя в редакционный коллектив, журналист становится его составной частью. Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают, что журналист хранит редакционную тайну, сохраняет верность своей редакции, не выступает без ее согласия в других органах (даже под псевдонимом), получает от нее согласие на перепечатку своих произведений в других органах и т.д.

      Взаимодействие  власти и журналистики – очень важный сегмент общественных отношений, и регулироваться оно должно не только законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон  –  и со стороны власти, и со стороны журналистики. При этом речь идет не о подчинении прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах своего общества.

      В кодексах профессиональной этики зарубежных СМИ встречаются  отдельные положения, фиксирующие в данной области профессионально-нравственные стандарты. Можно выразить эту группу представлений сознания журналистской общности в такой ряд норм:

      -  проявить уважение  к власти  как важному социальному институту,  предназначенному для управления  общественной жизнью;

      - оказывать информационную поддержку  властным структурам в выполнении  их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;

      - отстаивать право журналистики  на независимость от власти, рассматривая его в качестве важного условия для ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;

      - отстаивать право общественности  на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя их открытости и доступности для общественной критики;

      - разоблачать злоупотребления и  проступки лиц,  работающих  во  властных структурах общественного и частного сектора, добиваясь совершенствования системы общественного управления;

      - опровергать фактами заявления представителей властных структур и  утверждения политиков, не соответствующие действительности;

      - заботиться о точности и доказательности критики  властных  структур в публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.

      Для того, чтобы данные нормы стали  работать  «работать»,  необходимо  и ответное желание со стороны властных структур. Интонация  непримиримости,  с которой иногда выступают по отношению к ним СМИ, во многом объясняется неуважительным, подчас дискриминационным отношением власти к прессе, непониманием ее функций в обществе:

      Сейчас, что бы ни писала печать, какие бы острые материалы ни появлялись на ее страницах, - власть не  реагирует.  И это – позиция,  но позиция противовесная, ибо трудно  найти  какую-либо  развитую  страну,  где такое было бы возможно.

Заключение.

      Проанализировав литературу на тему «этические  нормы профессии журналиста», я пришла к выводу,  что она очень актуальна для российской журналистики, а в конечном итоге и для общества в  целом.  Старые  этические нормы и принципы, действующие  в  тоталитарную  эпоху,  уже  устарели  и не действуют, на новые нравственные качества журналиста, которые соответствовали бы демократическим принципам формирования и  становления. С началом перестройки и гласности многие журналисты восприняли  свободу  слова как свободу от всех нравственных норм. Но абсолютной свободы не  существует. Реальная свобода должна иметь смысл или почву. И такой почвой для свободной прессы являются профессионально-этические нормы.

      Об  актуальности этой темы свидетельствует  и острая полемика о моральных качествах журналиста, развернувшаяся на страницах журналов  и  газет.  Кроме того, такие журналы как «Журналист», «Советник», «Сообщение» в качестве примера печатают и комментируют кодексы этики журналистов тех стран, которые имеют длительный опыт становления журналистской этики в условиях демократического общества. Деятельность таких компаний как CNN и BBC строго регулируется этическими нормами, и нарушение отдельных принципов может стоить журналисту карьеры. Но и  в нашей стране есть журналистские коллективы, которые в своей работе  руководствуются  этическими нормами, закрепленными Кодексе профессиональной этики, принятом в 1994 году. Например «АиФ», «Сегодня», «Известия» и др. Исполнение десяти заповедей второй древнейшей профессии должно стать неукоснительным для всех ее представителей – как начинающих, так и маститых журналистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

    1. Ворошилов  В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во    Михайлова В.А., 2000. – 336с.

      2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика Журналиста: Учебное  пособие.  – М.: «Аспект Пресс», 2002. – 208с.

          3. Прохоров Е.П. Введение в Журналистику: Учебник для студ. Вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». – М.: Высш. Шк., 1988. – 279с.

          4. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист. –2000. – №6. с. 35-37.

Информация о работе Профессиональная этика журналистов