Правовое государство: понятие и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Содержание

Глава I. Правовое государство : понятие и основы 6.
§ 1. Понятие правового государства 6.
§ 2. Основы правового государства 9.
Глава II. Признаки правового государства 10.
§ 1. Верховенство закона 10.
§ 2. Взаимная ответственность государства и личности 13.
§ 3. Разделение властей 15.
§ 4. Гарантия прав и свобод личности 20.

Работа содержит 1 файл

Реферат Правоведение.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 
 

                                        Оглавление. 
 

Введение. 2.

Глава I. Правовое государство : понятие и основы 6.

§ 1. Понятие правового государства 6.

§ 2. Основы правового государства 9.

Глава II. Признаки правового  государства 10.

§ 1. Верховенство закона 10.

§ 2. Взаимная ответственность  государства и  личности 13.

§ 3. Разделение властей 15.

§ 4. Гарантия прав и свобод личности 20.

Заключение. 24.

Библиография. 25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       ВВЕДЕНИЕ. 

Правовое  государство - что это?

Этим  вопросом задаются миллионы людей, пытаясь  понять смысл этого выражения.

Термин  “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего  развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила  данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов государства. В ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Данная  тема сегодня очень актуальна, и  поэтому необходимо знать все  отличительные и присущие только данному понятию черты.

Этот реферат является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

К сожалению, в данной работе рассматриваются лишь основные моменты, как в то время, правовое государство на данный момент - это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но, порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа. 
 
 

ГЛАВА 1. Правовое государство: основы и понятие. 

§ 1. Понятие правового  государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации  гласит : “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.”

Российская  Федерация - правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

А начну  я с Комментария к Конституции  Российской Федерации, в частности  с комментария к Статье 1. В  ней говориться :”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”1

Так характеризуется  государство, которое во всей своей  деятельности подчиняется праву  и главной своей целью считает  обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства  недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Идея  правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”1

Другой  знаменитый философ древних времен - Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние  века Н. Маккиавелли и Ж. Боден  обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же идеи правового государства, идеи его  развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических  революций, охвативших XVII - XVIII века.

Так, крупный  английский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но все-таки, кто был родоначальником теории “правового государства?”

Мнения  специалистов, в области истории  политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля. “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. фон Моль в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание этой категории. И только Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства .”С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство ( по теории Канта ), должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно должно согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

В разные эпохи , разными учеными-юристами давались различные определения термину  “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.”  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Основы правового  государства.

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства  являются его основы, на базе которых  оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Основы  правового государства носят  следующий характер:

1. Экономической  основой правового государства  являются определенные производственные  отношения, базирующиеся на развитии  разнообразных форм собственности,  свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.

2. Создание  в обществе условий, необходимых  для реализации каждым человеком  своих творческих и трудовых  возможностей, обеспечение личных  прав и свобод человека, составляет  прочную социальную основу правового государства.

3. Политическая  основа правового государства  наиболее полно проявляется в  его суверенитете. Правовое государство  является суверенным, иными словами,  оно концентрирует в себе суверенитет  народа и наций, населяющих  определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что целью существования  современного правового государства  является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Признаки правового государства.

Правовое  государство обладает чертами, которые  присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство  характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового  государства:

- верховенство  закона;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение  властей;

- гарантия  прав и свобод личности;

§ 1. Верховенство закона.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности  общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ - это основной закон Российского  государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Конституция, ее положения обязательны абсолютно  для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к Конституции  РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.

Как уже  было сказано выше, все должностные  лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать  в соответствии с законом, обязаны  соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

Так же недопустимо “обогащать” закон  подзаконными актами, вкладывать в  его содержание такой смысл, который  не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.”

Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки