Особенности массовой прессы города Пензы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

История возникновени1.doc

— 398.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

Введение                                                                                                 2

 

Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие                                                                                                 4

 

Глава 2. Классификация «желтой» прессы

 

2.1. Типы «желтых» изданий                                                               13

2.2. Тематические особенности «желтой» прессы                            15

2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых

изданий                                                                                                  26

 

Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет

 

3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы             30

 

Глава 4. Специфика визуальной составляющей

 

4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы                              42

4.2. Заголовочный комплекс                                                                43

4.3. Иллюстрации, цвет                                                                        47

 

Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы

 

5.1. Лексические особенности текстов                                               51

5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы                         57

5.3. Синтаксические особенности материалов                                  64

 

Заключение                                                                                         71

 

Список использованных источников                                            74

 

 

 

Введение

 

Глобализация информационного пространства и технические достижения превратили СМИ в мощнейший фактор воздействия на картину мира. Выделим его основные черты и особенности.

Во-первых, развитие средств массовой коммуникации  породило феномен "дефицита от изобилия". Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого намеренно убирают причинно-следственные связи, человек перестает ее воспринимать, и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к подаваемой информации, человек оказывается как бы в информационном вакууме.

Вторая особенность современной подачи информации через СМИ - это "перфомансность" (от английского "performance" - представление). Человек как в детстве испытывает тягу к развлечениям, сенсациям, массовым зрелищам. Подача информации все чаще приобретает характер шоу, это переносится и на повседневную жизнь, народ стремится стать участником какого-либо феерического действа

Третье, это визуализация. Визуальная (зрительная) коммуникация между людьми стала основой человеческого общения. Визуальные образы и коды заменили все другие способы передачи информации (язык, жестикуляция и т.д.). [1]

Эти тенденции характерны и для «желтой» прессы и четко просматриваются в ней.

Яркие, с кричащими заголовками и обилием фотографий, подчеркнуто несерьезные, потакающие вкусам масс «желтые» газеты ожидаемо вышли на первое место по тиражам.

 

 

Желтая пресса обладает рядом  общих признаков и характеристик:

 

1)     эпатирующее освещение табуированной тематики,

2)     сенсационность,

3)     тематический эклектизм,

4)     доминирование визуальной составляющей над текстовой.

Вышеперечисленные качества в разной степени характерны и для желтых газет Пензы.

 

Целью  исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.

Задачи исследования.

1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.

2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.

3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Методы исследования определялись целью работы, решением теоретических и практических задач. Были использованы методы теоретического уровня:  теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения методической литературы. В качестве основного организационного метода использовался метод контент-анализа. Также использовались методы наблюдения над языковым материалом и описание.

Объектом исследования являются газеты «Комсомольская правда» (Пенза), «Репортер» (Пенза), «Жизнь», Молодой Ленинец». В период с 2006 по 2009 годы.

 

 

 

Глава 1

 

Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие

 

 

 

Существуют две версии происхождения термина "желтая пресса". Согласно первой, в конце позапрошлого века две конкурирующие нью-йоркские газеты издавали комиксы про "Желтого Малыша". Как и все газетные рисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет. После того как в 1896 году Эр-вин Уордмэн, редактор третьего издания - New York Press, напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты "желтой прессой", выражение стало крылатым.

По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела. Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день. Многие исследователи ведут отсчет истории «желтой» прессы с конца XIX века, забывая, что и ранее были газеты, способствовавшие формированию данного вида печати.

После 1830 года, с ростом урбанизации, журналистика стала обращать внимание на запросы иммигрантов и рабочего класса. Появилась «центовая пресса» («penny-press»), предшественница «желтой». Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Образование «центовых» газет стало значимым социокультурным феноменом, связанным с процессами зарождения массовой культуры.

Первыми успешными проектами в русле «желтой» тематики стали издания «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune».

Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия уже тогда заняли господствующее место на полосах «желтых» газет. Эти новые веяния с наибольшей полнотой воплотили в своих изданиях Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.).

Их газеты быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest stories» – газетных материалов, которые «...больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий».

Пулитцер (а затем и Херст) ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием парадигмы массовой беллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты.

Для привлечения внимания читателей в газетах Пулитцера и Херста появились крупные заголовки, которые сознательно вводили читателя в заблуждение, и цветные иллюстрации. Для более легкого понимания массовой аудиторией издания использовали большое количество фотографий, схем и карикатур. Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали. [2]

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

К началу Второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Причиной стали изменения, которые произошли в социуме, во внутренней и внешней политике европейских государств. Ситуация изменилась в 50–60-х годах XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции.

На этой волне в 1953 году начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер) – популярное издание, полностью посвященное теме секса. Знакомство с исследованиями полового поведения человека социологов Ч. Рейха и А. Кинзи, а также с разработками У. Херста помогло Хефнеру создать теоретическую основу для издания, в котором интимные темы ставятся на один уровень с выступлениями крупных политических и общественных деятелей. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.

Многие исследователи считают, что родиной «желтой» прессы являются Америка и Англия. Это не совсем верно, поскольку сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории.

Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии содержания и формы журналистики. Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, потому внесли в печатное дело свежую струю, заложили основы законов, по которым живут современные СМИ, приблизили газету к рядовому читателю. Однако приход к власти большевиков в 1917 году не позволил российской «желтой» прессе полноценно развиться.

До перестройки (середина 80х годов 20 века) все печатные издания подвергались цензуре, и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража, и использовать методы желтой прессы. С начала 90-х годов прессу в стране принято делить на так называемую «качественную» и «массовую».

Массовая культура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Такая культура рассчитана на потребление ее большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. [3]

Из определения «массовой культуры» следует и определение «массового издания». Но, прежде чем говорить о массовости, необходимо выделить признаки качественного издания. Многие исследователи и журналисты называют следующие параметры качественного издания.

1.      Социальный состав его аудитории - достаточно узкий: Это политики, представители делового мира, интеллигенция. Издание выпускается для высокообразованной верхушки общества, – оно выступает в роли необходимого инструмента для ориентации в мире.

2.      Содержание таких изданий ориентируется на крупных событиях дня (внутренних и международных); для них характерна широта и глубина освящения; тенденция занимать независимую и даже критическую позицию по отношению к политикам; полная и достоверная информация.

3.      Тираж их сравнительно низкий.

4.      Реклама занимает в них значительно меньшее место, чем в массовых изданиях, но стоимость ее гораздо ниже, чем для рекламодателей; печатается текстовая престижная реклама, дающая сведения о том, куда можно поместить капитал, а также реклама предметов роскоши.

5.      Оформление особое: иллюстрации занимают сравнительно мало места и практически не несут пропагандисткой нагрузки; верстка «строгая»; заголовки, как правило, набираются сравнительно мелким шрифтом.

 

Впрочем, как считает М. Смирнова, как таковой качественной прессы у нас не существует. Причина этого – семидесятилетнее царство массовой прессы. Отход от тоталитаризма должен повлечь за собой и разделение прессы на качественную и массовую. Этот процесс только начался. «В газетах эта нерасчлененность прессы проявляется в том, что и серьезные газеты у нас страдают желтизной, обращением не к разуму индивида, не к его способностям понимать сложные проблемы, а к традиционным пропагандисткам трюкам, вроде наклеивания ярлыков, когда громкий шум выдается за свидетельство истины». [4]

Таким образом, получается, что большая часть изданий современной России некачественная. Нельзя утверждать это категорично, но все же большая часть изданий в той или иной степени страдает излишней «массовостью». Причина лежит на поверхности – финансовые проблемы. Чтобы быть качественной газетой, необходимы большие деньги.

Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы