LiveJournal как форма проявления журналистского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить, являются ли блоги, в частности LiveJournal проявлением и отражением журналистского творческого начала.


Для решения поставленной цели нами выдвигаются следующие задачи:

1. Дать определение творчеству

2. Выделить особенности журналистского творчества

3. Выявить элементы журналистики в блогах

4. Проанализировать блоги с точки зрения выявленных элементов журналистского творчества.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Творчество в деятельности журналиста: проблемы изучения и критерии оценки 5
I.1. Природа журналистского творчества 5
I.2. Публицистика как творчество 8
I.3. Понятие, характеристика и классификация блогов 11
Глава II. Журналистские составляющие блогов 16
II.1 Элементы журналистики в блогах 16
II.2. Анализ блогов на предмет наличия элементов журналистского творчества 18
Заключение 25
Список использованных источников и научной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Окончательная курсовая второй курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       До  сих пор в точности не известно, кто же был создателем первого  блога. Существует несколько распространенных мнений:

       - первый блог - страница Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee), где он с 1992 года  публиковал Интернет-новости; 

       - студент Джастин Холл (Justin Hall) впервые в 1994 году начал вести дневник в Интернете;

       - создатель первого блога Sсriрting News - известный программист Дэйв  Вайнер (Dave Winer) - однако большинство  исследователей не согласны с  этим утверждением и считают,  что блог Вайнера самым первым приобрел широкую известность у пользователей Интернета.

       Рост  популярности блогов начинается с 1996 года, а бум, связанный с ними, начался  чуть позже – около 2000 года.

       Рождение  термина «блог» датируется 17 декабря 1997 года. Джорн Бэргер (Jorn Barger), создатель и редактор Интернет-дневника Robot Wisdom, впервые использовал слово «weblog». Оно было образовано из фразы «logging the web» («веду дневник в Сети»), и глагол превратился в существительное.

       В книге «Интернет- журналистика» Калмыков и Коханова пишут: «Блоггеры претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Они утверждают, что традиционные СМИ неправильно селектируют информацию, отказывая во внимании к действительно актуальным событиям, следуя социальной конъюнктуре»14.

       Задолго до рождения слова «блоггер» в  русском языке существовало слово  «графоман», которое достаточно точно  передает суть описываемого явления. Подавляющее  большинство блоггеров — а  их в интернете насчитываются десятки, а может, и сотни тысяч — за свое творчество денег не получают и никогда не получат.15

       В апреле - мае 1999 года произошла терминологическая  реконструкция. Питер Мерхольц (Peter Merholz), создатель блога Peterme, разложил термин «weblog» на две части – «we blog» («мы ведем дневник»). На основе слова «blog» был образован и новый глагол – «to blog», означающий «совершать действия, направленные на ведение Интернет-дневника». А в августе 1999 года маленькая компьютерная компания Pyra Labs, базирующаяся в Сан-Франциско, создала портал Blogger. Это был первый бесплатный, общедоступный и крайне простой в использовании инструмент, который дал толчок созданию блогосферы.

       По  авторскому составу блоги могут  быть личными, групповыми (корпоративные, клубные, и т. п.) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими (вторые по содержимому можно сравнить с телевидением). Обычна для блогов возможность оставления отзывов к записям. Это имеет важное значение в применении блогов в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд очевидных преимуществ над электронной почтой, новостными группами и чатами16.

       По наличию или отсутствию непостоянных признаков (возможности комментировать, периодичности и организации вокруг нее) блоги делятся на несколько типов:

       1) Индивидуальные;

       2) Коммьюнити;

       3) Корпоративные.

       Индивидуальные блоги в свою очередь делятся на те, которые ведут для того, чтобы их читали, и те, которые созданы для того, чтобы читать других блогеров (возможно благодаря функции «ленты друзей» - это выстроенные по хронологии записи людей, которых пользователь добавил в специальный список «друзей» по известным ему одному причинам).

       Коммьюнити представляют собой виртуальные сообщества блогеров, которых объединяет какой-либо интерес.

       Корпоративные блоги – с одной стороны лишь веяние моды, каким некогда казались блоги в целом. С другой стороны это отличный инструмент для достижения различных целей и в будущем, возможно, довольно прибыльный бизнес.

       Блоггеры  способны публиковать любую информацию, причем они не скрывают, что их материалы не свободны от личных оценок и пристрастий.

       «Короче говоря, журналистика блогеров по сравнению с привычными СМИ — это все равно, что живопись импрессионистов по сравнению с греческими и римскими профилями в исполнении академических художников»17.

       «Интересно, что некоторые профессиональные журналисты-газетчики, честно отрабатывающие свой хлеб и получающие зарплату, в свободное от работы время также публикуют свои веблоги, которые позволяют им вести с читателями разговор без вмешательства начальников, редакторов и сотрудников рекламного отдела»18.

       С пришествием блогов, а вернее, с  началом их резкой популярности, некоторые исследователи связывают так называемый «сдвиг парадигмы» - смену одной коммуникации (односторонней) на другую – совершенно новую, которая «уничтожает неравенство, доминирование и информационную тиранию»19.

       Причина столь сильной популярности блогов связана с возможностями Интернета, которые сетевые дневники используют еще в большей степени, чем другие сетевые СМИ. Невещественность носителя дает низкую стоимость создания информации, низкую стоимость тиражирования информации и отсутствие избыточного тиражирования, простоту и низкую стоимость обработки информации, нефиксированный объем, экстерриториальность. Именно это позволяет любому желающему публиковать то, что он хочет. Легкость публикации как раз используется в блогах, причем используется в максимальной степени.

       Затраты на открытие веблога минимальны, блог не требует вложения денег — только времени. Кроме того, нет никакого Центрального Веблога — не надо получать санкцию на публикацию на своем сайте.

       Развитие  блогов и появление блог-сервисов, например, таких как LiveJournal.com, облегчают  и поиск места, где эта информация будет храниться. Все, что теперь надо – это зарегистрироваться и начать писать. Кроме того, наличие платформы для блогов увеличивает шанс того, что информация будет прочитана.

       Децентрализация, которая дает свободный рынок  информации и отсутствие монополии  на распространение информации в  блогах проявилась в полной мере. Если для создания сетевого СМИ все равно нужен капитал на создание сайта, его дизайн и поддержку, а этот капитал зачастую предоставляется финансовыми структурами, заинтересованными в подаче определенной информации, то есть все равно существует контроль, то для создания блога первоначальный капитал не нужен. Затраты на создание минимальны – требуется всего лишь возможность выхода в Интернет.

       Именно  блоги реально могут дать свободный  рынок информации без всякой цензуры (за счет того, что информацию в блогах очень трудно контролировать). Это один из определяющих моментов популярности сетевых дневников.

       Такое свойство Интернета как мультимедийность создает еще одну привлекательную  сторону блогов. Благодаря возможности  использования нескольких средств передачи информации, появляется возможность создавать фото-блоги либо аудио-блоги.

       Гипертекстуальность и нелинейность позволяют делать ссылки на другие источники информации, публиковать в блогах отзывы на статьи в СМИ, реценции на книги, при этом давая читателям блогов возможность самим оценить то, о чем пишет автор при помощи глобальной адресации к любому ресурсу.

       За  счет автоматизации еще легче  становится изменять информацию, делать уточнения в заметках.

 

Глава II. Журналистские составляющие блогов

II.1 Элементы журналистики в блогах

       Теперь, когда даны определения и характеристика понятий «блог» и «журналистское творчество», следует разобраться, можно ли соотносить эти понятия  и есть ли в блогах элементы журналистского творчества. Текст, написанный блогером, часто читает весьма внушительное количество людей. Пока журналист какого-нибудь печатного издания может оставаться в неведении относительно того, нравятся ли его тексты аудитории или нет, блогер пишет посты и получает комментарии. Блогер очень редко отключает комментарии и пишет в пустоту.

       Если  журналист как сотрудник редакции какого-либо издания выбирает событие, которое интересно и важно  для большей части аудитории  издания, и собирает информацию, уже  зная, что она будет востребована, то блогер изначально не ориентируется на аудиторию.

       И тот и другой рассказывают о происходящих событиях, стремясь к тому, чтобы  у читателя возникла перед глазами  максимально яркая картинка, чтобы  он мог представить, как все было на самом деле. Блогер может написать довольно внушительный по объему пост. Но читая его, мы можем выяснить, что описываемая в дневнике ситуация длилась всего каких-то несколько минут. И пост получился большим, потому что автор очень подробно эту ситуацию описал. Не упустил ни одной детали. Журналист же, работая над статьей, охватывая больший отрезок времени, должен попытаться зафиксировать для себя как можно большее количество событий, чтобы отобрать для читателя наиболее яркие. Если блогер вовсе не обязан делать «панорамный» снимок, то для журналиста это условие, как правило, обязательное.

       Событие, о котором он пишет, интересно  в первую очередь ему самому, что  не исключает интерес аудитории. Он ищет какие-либо факты и данные, либо просто описывает интересное происшествие, свидетелем которого он был – это и есть процесс сбора информации. Если он был свидетелем происшествия, то значит (если говорить терминами журналистики), он использовал метод наблюдения, а его материал, возможно, является репортажем с места события.

       Легко представить, что и журналист, и блогер попали на одно и то же мероприятие. Журналисту нужно рассказать о том, кто из медийных лиц был на мероприятии, что он там делал, с кем пришел, что об этих людях говорили. Для блогера всех этих условий не существует. Блогер, как правило, сосредотачивает свое внимание на каких-то отдельных моментах и рассказывает о них подробно. Он не скован рамками объема публикации, над ним не довлеет редакционная политика, и он совершенно свободно может писать о том, что его действительно заинтересовало. Это совсем не значит, что журналист пишет не о том, что ему интересно. Но если на мероприятии присутствует некая персона, которая его совершенно не интересует, но она интересует аудиторию, то он будет вынужден о ней упомянуть. Если же блогер начнет рассказывать о том, что его совершенно не интересует лично, смысл блогерства пропадет.

 

II.2. Анализ блогов на предмет наличия элементов журналистского творчества

       Рассмотрим  на примере нескольких блогов и посмотрим, какие из них содержат элементы журналистского творчества, а какие нет.  Возьмем для сравнения три блога: самый популярный блог LiveJournal - это блог пользователя Другой20, блог не менее популярного Анто́на Но́сика21, журналиста, известного деятеля Рунета, одного из создателей новостного интернет-издания Lenta.ru, и блог совершенно обычного пользователя Живого Журнала (ЖЖ) Алеси Петровны22, каких большое количество.

       Итак, проанализируем вышеназванные блоги по критериям, которые мы выделили в первой главе нашей курсовой.

       Блог  самого популярного пользователя на LiveJournal  - Другого. Здесь публикуются интересные фотографии и комментарии к ним. Текстовые посты по жанрам больше напоминают краткие путевые заметки или небольшие корреспонденции.

       Другой  описывает свое путешествие и  прилагает фотографии для его иллюстрации, а иногда его посты просто комментирует опубликованные фотографии.

       Если  журналистика - это своего рода «томограмма действительности»23, то блог Другого - это действительность, отображенная через призму одного человека. Этот блог конечно не дает полной картины мира, но журналистское творчество тоже в какой-то мере субъективно.

       Одной из основных особенностей журналистского творчества является индивидуально-коллективный характер. Журналист сам пишет материал, но проходя через руки редакционного коллектива, текст обрастает новыми фактами и идеями. Его правит корректор, проверяет редактор, готовый материал  проходит через многие руки и умы редакции, подвергается многократной читке и правке. Таким образом, получается, что, с другой стороны, творчество журналиста носит коллективный характер.

       Творчество  же блогера – не коллективное, он сам видит событие или явление, сам о нем пишет, затем он же его проверяет и корректирует, с этой точки зрения это абсолютно индивидуальное творчество от замысла до окончательной правки и публикации.

       Что касается оперативно-непрерывного характера  творчества в блоге Другого, минимальное количество времени между публикации постов составляет 2-3 минута, а максимальное 1 день. Получается, блогер публикует свои материалы даже чаще многих журналистов.

       Универсально-специализированный характер творчества тоже можно отнести ко всем блогерам. Другой же может 29 мая спокойно рассуждать о задержке рейса, а 2 июня об автопробеге из Штуттгарта в австрийский Гмунден24.

Информация о работе LiveJournal как форма проявления журналистского творчества