«Культурная жизнь» на страницах периодических изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Периодическая печать Краснодарского края имеет более чем вековую историю. В процессе ее возникновения и становления проявлялись закономерности, обусловленные общественно-политическим, экономическим и культурным развитием страны. А в большей степени региональной спецификой, которая заключается в пестром национальном составе населения, своеобразном укладе жизни, вековых традициях казачества. Екатеринодар был основан в 1793 г. переселившимися на Кубань черноморскими казаками почти на том самом месте, где за 15 лет до этого солдаты А. В. Суворова построили укрепление. Первоначально город выполнял чисто военные функции. В южной части была построена крепость по подобию Запорожской Сечи

Содержание

Введение
«Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение
периодической печати.
Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.
Издание первой кубанской газеты .
«Культурная жизнь» на страницах периодических изданий.
Газета «Красное знамя».
Краевая газета «Большевик».
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 59.79 Кб (Скачать)

- 1925 год. В этот день в Краснодаре состоялся концерт солистки Большого театра, блиставшей на его сцене более двух десятилетий, Антонины Васильевны Неждановой.

Газета «Красное знамя» отмечала: «Помимо оперных  арий, певица исполнила русские романсы, русские и украинские народные песни. Концерт Антонины Неждановой прошел с огромным успехом». В книге «Театральный листок» краевед Виталий Бардадым пишет о первой гастроли Антонины Неждановой на Кубани:

«Зимний театр. А.В.Нежданова пела арии из опер Верди, Россини, Римского-Корсакова, романсы  Чайковского, Глазунова, Грига, русские  и зарубежные народные песни. Венцом ее выступления, как всегда, был «Соловей» А.Н.Алябьева, который Антонина Васильевна исполнила легко и вдохновенно. Этот романс пришлось повторить несколько раз. Необычайная гибкость голоса, высокий артистизм, разнообразная программа вызывали восхищение у всех. Нужно отметить, что еще в 1922 году Антонина Васильевна с большим успехом выступала на сценах крупнейших театров Западной Европы. Зарубежная публика с восторгом принимала талантливую певицу. И вот она впервые выступает в Краснодаре. Город с благодарностью отзывается на желание певицы показать любителям вокального искусства свое мастерство». 11

О концерте, состоявшемся 8 апреля, театральный  рецензент отмечал, что есть у  Антонины Васильевны одна особенность: она просто держит себя на сцене, вопреки так называемой «недоступности» и олимпийского величия, которыми иногда страдают некоторые заезжие знаменитости. Такая же душевная простота была присуща и Л.В.Собинову – ее постоянному партнеру по оперной сцене.

При повторении известной арии или романса они  вновь звучали как в первый раз: необыкновенная теплота и задушевность «русского соловья» были неисчерпаемы.

Концерт окончился  поздно. Улица имени Гоголя была полна людьми. Зрители нетерпеливо  ожидали появления А.В.Неждановой. Когда же она вышла вместе с  дирижером Большого театра Н.С.Головановым, публика устроила грандиозную овацию. Раздалось громкое скандирование: «Спасибо! Спасибо! Спасибо!»

- 1901 год. В Екатеринодаре отмечалось 40-летие со дня кончины великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Была отслужена панихида, состоялись «общедоступные вечера», экспонировалась выставка портретов поэта и его бюст, предоставленный сыном друга Кобзаря атамана Черноморского казачьего войска Якова Кухаренко.

Тогда же редактор газеты «Кубанские областные ведомости» Лука Мельников опубликовал свой очерк «Гражданские мотивы в поэзии Тараса Шевченко». А в апреле 1901-го екатеринодарская городская дума постановила  увековечить память поэта, присвоив его имя бульвару по улице Ростовской (ныне это старая часть бульвара на Красной улице) и «одному из вновь открываемых городских училищ».

- 1930 год. В газете "Красное знамя" краснодарцы могли прочесть следующее сообщение: "В чердачной конурке 2-й краснодарской школы второй ступени помещается археологический музей, собранный молодым научным работником преподавателем той же школы Покровским, который ведет раскопки могильников и извлекает оттуда ценные экспонаты по изучению края в его прошлом…"

Эта маленькая  заметка примечательна тем, что  в ней речь шла о будущем  известном ученом, докторе исторических наук, заведующим кафедрой истории СССР в Краснодарском пединституте, профессоре Михаиле Владимировиче Покровском, чьи труды по истории руссско-адыгейских отношений впоследствии существенно пополнят историческую библиотеку Кубани.

- 1927 год. В газете «Красное знамя» группа старожилов города Краснодара при Обществе любителей изучения кубанской области (ОЛИКО) писала об организации особой секции «Старый Краснодар» по типу столичных организаций «Старая Москва» и «Старый Ленинград».

«Собраны  воспоминания о жизни города, фотографии видов города и прочее. Секция предполагает устраивать вечера воспоминаний», - читаем пожелтевшие от времени страницы газеты...

- 1923 год. «В Краснодаре по улице Красной, 33 открылась читальня «Кубано-Черноморского отделения Госиздата, - писала 25 апреля газета «Красное знамя». – Читальня пользовалась популярностью. Ежедневно здесь бывало 150 – 200 человек. Её зал располагал. Помимо новейшей литературы по вопросам советского строительства, «единственный на всём юго-востоке театральной библиотекой в 2000 пьес и 7000 ролей».

Наибольшим  спросом пользовались книги «для отдыха» и (в меньшей степени) научно-популярная литература; политические же брошюры и книги «приходилось предлагать». Минует два десятилетия и отношение к религии станет меняться…

- 1925 год. В Краснодаре в Зимнем театре состоялась встреча с известным историком, исследователем эпохи Пушкина и декабристов П.Е.Щеголевым. Однако тема его лекции была иной: в Краснодаре ученый выступал как специалист по изучению дома Романовых, член следственной комиссии по делу императорской семьи.

В лекции, сообщалось в корреспонденции «Красного  знамени», был широко использован ранее не публиковавшийся материал дневников царя и царицы. Но цена на билеты оказалась для горожан «необычно высока» (выше, чем в театр), и зал был не полон.

- 1922 год. В столице Кубани состоялась новогодняя елка для голодающих детей Поволжья. Проводилась она в специально устроенном для этого в помещении театра для детей «Детском городке».Газета «Красное знамя» сообщала, что праздник организовали областная комиссия помощи голодающим, союз пищевиков, областной отдел народного образования, а также другие организации, ведомства и учреждения, которые, в частности, выделили продукты, «позволившие всем детям дать обед из трех блюд: мясного супа, котлет с гарниром и сладкого компота». По окончании представлений, при выходе из «Городка» «все дети получили по мешку с подарками, состоявшими из кусков пирога с мясом и сладкого, куска колбасы, хлеба, яблока, орехов и пряников…», - писала газета.

 Центральным  событием праздников явились  спектакли детского театра: «Финист ясный сокол», «Сказка про козла, деда и бабу» и «Сказка про лентяя». Кстати сказать, Финиста ясного сокола играл Дмитрий Орлов – будущий народный артист Российской Федерации. За два дня праздников 1200 детей побывали в «Детском городке», все в котором – и большая сверкающая огнями елка, и прекрасные сказки – «невольно переносило зрителей в какой-то новый мир…»

- 1927 год. На весенне-летний сезон в Краснодаре был открыт новый «первоэкранный» (как писала газета «Красное знамя») кинотеатр «Колизей» на углу улиц Красной и Гимназической в помещении бывшего кино «Восток». Его фасад был оформлен «массивными» колоннами в стиле «Колизея», а касса представляла собой миниатюрный замок. Над оформлением потрудился «лучший художник Краснодара» Зеленский. Во избежание задержки киносеансов во время дождя предполагалось натягивать тент.

Сезон был  открыт новой лентой Советского производства «Княжна Мэри», а затем демонстрировались фильмы с участием Мэри Пикфорд, Чарли Чаплина, Игоря Ильинского. Перед каждым сеансом выступали артисты жанра «эстрадной сатиры».

Кинотеатр «Колизей»  принадлежал Адыгейскому обкому МОПРа (Международная организация помощи борцам революции), и доход от него поступал в фонд МОПРа.

- 1936 год. При Краснодарском художественном техникуме открылась вечерняя художественная студия для рабочих заводов «Краснолит», спиртоводочного, нефтеперегонного, кожевенного, комбината «Главмаргарин» и других предприятий, заключивших договоры с техникумом. Они посылали на учебу комсомольцев, стахановцев и ударников, самостоятельно занимающихся живописью, скульптурой и другими видами изобразительных искусств, - писала газета «Красное знамя». «Приближался вечер. Тихо на центральных улицах города. Но вот с каждой минутой нарастает гул, звучат боевые марши, несутся любимые песни. К скверу имени Хакурате собираются демонстранты. В пятом часу вечера первые колонны вышли на Красную улицу. Впереди идут дети… Простой, выразительный лозунг бросается в глаза: «Нам принадлежит будущее»… Колонны приближаются к Дворцу пионеров. Раздаются слова приветствий:

  - Да здравствует  творец Конституции товарищ Сталин!

 Проходят  шеренги красноармейцев. Бойцы Рабоче-крестьянской  Красной Армии идут вместе с рабочими и служащим. Во главе каждой колонны лучшие люди, они несут знамена. Около знамен – бойцы, вооруженные винтовками… Оркестры исполняют любимую советским народом песню: «Широка страна моя родная»…

- 1924 год. В Екатеринодаре на сцене Зимнего театра танцевала Айседора Дункан. В книге «Кубанские арабески» краевед Виталий Бардадым пишет: «Программа Айседоры Дункан обширна: Бетховен, Лист, Скрябин, Вагнер и в заключение главный номер – «Интернационал». Сцена изображала полушарие Земли, где в центре корчился окованный цепями раб, роль которого исполняла прославленная танцовщица.

Нарастая, слышится песня бурлаков. Под эти унылые звуки балерина образно передает страдания подневольного человека. Борьба неравна, мучительна, тяжка. Под  мощные звуки «Марсельезы» раб освобождает  от цепей одну руку и схватывает ею двуглавого орла. И тогда «Марсельезу» сменяет величавый, торжествующий мотив «Интернационала», мгновенно подхваченный тысячным хором из числа пришедших на спектакль зрителей. Цепи падают. Лицо балерины озаряется. И вот она легким вихрем несется в ликующем танце Победы и Свободы.

«В этом танце, - отмечала газета «Красное знамя», - наиболее ярко выделен отказ артистки от механической точности и чеканности форм… Когда смотришь на исполнение «Интернационала»… то представляешь себе все картины «нашего последнего боя», движущихся в красном порыве масс…».

- 1936 год. Газета «Красное знамя» сообщала: «В Краснодаре создан кукольный театр… Практическая работа театра будет выражаться в помощи школьникам в усвоении изучаемого материала. Театр прошел подготовительный период и приступает непосредственно к работе в школе. Укомплектован он в основном артистами театра имени Горького».

- 1921 год. Газета «Красное знамя» писала об открывшемся в помещении краснодарского театра «Палас» Театре революционной сатиры («Теревсат»). Театр этот был организован кубанским областным политико-просветительным комитетом. Вскоре в городе появились и студии Пролеткульта. Их участники: рабочие-поэты, беллетристы, композиторы выступали в театре имени Анатолия Луначарского. Но в то же время возникали в Краснодаре и творческие организации иного плана. Газеты писали о них с нескрываемым осуждением. Так, при университете был «официально» (в кавычках) образован «Литературный цех», местом собраний которого являлся… подвал бывшего ресторана «Серый медведь». Посетители «цеха», самоустранившись от политики, жаждали заниматься «чистым литературным процессом» и игнорировали «классовые подходы»…

- 1936 год. В Краснодарском Зимнем театре (театре имени Горького, как тогда он назывался) состоялась «только одна гастроль» Тамары Церетели, - писала газета «Красное знамя», - исполнительницы старинных романсов и таборных песен…»

 

Биографическая  справка:

Тамара Семеновна  Церетели (1900 – 1968 годы) – советская  эстрадная певица (контральто). Заслуженная  артистка Грузинской ССР (1958 год). С 1920 года выступала на эстраде. Одна из популярных исполнительниц цыганских романсов. В репертуаре были также грузинские народные песни и лирические песни советских композиторов.

- 1933 год. Первых зрителей принял вновь отстроенный краснодарский звуковой кинотеатр «Колосс» (бывший кинотеатр «Палас»), «громаднейший по своим размерам и великолепнейший по отделке». В фойе напротив входа вся стена была зеркальной, перед сеансами играл оркестр.

30 марта –  в день открытия кинотеатра, зрители  смотрели первую советскую звуковую  картину «Путевка в жизнь», - писала  газета «Красное знамя».

- 1925 год. В этот день газета «Красное знамя» сообщала о том, что «Радиодело» на Кубани пользуется все большей популярностью.

Было создано  общество «Друзья радио», в котором  объединились радиокружки при Кубано-Черноморском научно-исследовательском институте  и окружной почтово-телеграфной  конторе. Они проводили «радиовечера»  и «радиоконцерты», заключавшиеся в коллективном прослушивании по радио информационных программ и музыкальных номеров…

Учитывая  огромный интерес к радио, кубанское  почтово-телеграфное ведомство выдало первые два разрешения на устройство частных радиоприемников.

 

2.2.Краевая газета «Большевик».

В 1937 г. на базе «Красного знамени» была образованна  краевая газета «Большевик». Газета выходит с 2 октября 1937 г. по 13 мая 1944г. как орган Краснодарского крайкома и горкома ВКП (б)и крайисполкома. Редактирует газету И.И.Юдин. Тираж газеты 60000 экз.

   Краеведческая  тематика- совершенно не касалась истории дореволюционной Кубани, истории казачества, истории Адыгеи. Преобладали материалы рассказывающие об экологии, природе края. Четвертая полоса традиционно и обильно была посвящена культуре. Много места уделялось театральным рецензиям , обзорам репертуара, статьях о юбилеях актеров, режиссеров.

- 1938 год. Та же кубанская газета, но теперь уже переименованная в «Большевик», сообщала: «20 января в Краснодаре состоялась демонстрация по случаю завершения работы первой сессии Верховного Совета СССР». По данным газеты, «в шествии участвовало 50 тысяч человек».

-1939 год. Состоялся второй юбилейный концерт посвященный 100-летию со дня рождения композитора М.П.Мусоргского. В концертах участвовали хор краснодарского музыкального училища и хор радиокомитета. «Желательно чаще организовывать подобные концерты в Краснодаре, в чем существует такая же насущная потребность, как и в создании своего постоянного симфонического оркестра», - писала газета «Большевик».

-1941 год. Со страниц газеты "Большевик" узнаем, что только в Краснодаре в это время насчитывалось более 45 любительских почтово-голубинных станций, такие же имелись в Майкопе, Ейске, Армавире, Новороссийске и других городах.

Тренировки  голубей, главным образом бельгийской  породы, проводились на расстояние до 200 - 250 километров по маршрутам Краснодар - Темрюк - Краснодар - Ростов.

В феврале 1941 года краснодарские любители-голубеводы предполагали передать для службы связи не менее 20 почтовых голубей

Информация о работе «Культурная жизнь» на страницах периодических изданий