История развития PR в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:02, реферат

Описание работы

Паблик Рилейшнз, или связи, отношения с общественностью, - становятся всё более значимой сферой деятельности компаний, государственных структур, общественных организаций. Создание подразделений связей с общественностью в российских компаниях и организациях, активно началось в середине 90-х годов и было предопределено самим ходом развития российского общества в направлении формирования экономических и политических институтов демократии.

Работа содержит 1 файл

Паблик Рилейшнз.docx

— 23.87 Кб (Скачать)

       Паблик Рилейшнз, или связи, отношения с общественностью, - становятся всё более значимой сферой деятельности компаний, государственных структур, общественных организаций. Создание подразделений связей с общественностью в российских компаниях и организациях, активно началось в середине 90-х годов и было предопределено самим ходом развития российского общества в направлении формирования экономических и политических институтов демократии. Рост внимания деловых политических и общественных кругов к сфере Паблик Рилейшнз в последние годы не случаен. Он определяется рядом объективных факторов. Растущий динамизм, изменчивость и неопределённость деловой среды обусловили для организаций необходимость установления и ведения устойчивых информационных связей с партнёрами и потребителями. Такие двусторонние информационные связи необходимы организации для мониторинга и прогнозирования событий в условиях неполной определённости, для своевременной и адекватной реакции на них. Паблик Рилейшнз, несомненно, явились средством стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них помощью информационного взаимодействия. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности - с партнёрами, с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовой общественностью, с потребителями.                Дальнейшее развитие рыночной экономики в России делает необходимыми знания, умения и навыки Паблик Рилейшнз всем тем, кто стремится успешно позиционировать себя на глобализирующемся и потому всё более конкурентном рынке товаров, услуг и идей. В последние годы на мировом рынке заметно усилилось значение общественной репутации производителей товаров и услуг. Покупатель стал уделять больше внимания предприимчивости, надежности, оперативности и другим нематериальным факторам, которые формируют престиж поставщика. Российские компании осознают, что массовый маркетинг уже не отвечает их коммуникационным требованиям. Стоимость рекламы увеличивается, а контакт с аудиторией падает. Выросли и затраты на продвижение услуг, так как посредники требуют более низких цен и более высоких комиссионных. В такой ситуации связи с общественностью становятся эффективным средством. Творческий подход к новостям, публикациям, социальным, общественным и другим событиям и прочие технологии связей с общественностью предоставляют компаниям возможность отличиться и выделить свою продукцию из моря продукции конкурентов.

      Целью данной работы является рассмотрение паблик рилейшнз как профессиональной деятельности - истории, современного состояния и перспектив развития.

      Задачи: 1. Рассмотреть историю развития паблик рилейшнз.  
2. Проанализировать современное состояние и перспективы развития паблик рилейшнз.

     Объектом изучения является Связи с общественностью как вид профессиональной деятельности.

Предмет – анализ истории, современного состояния и перспектив развития паблик рилейшнз. 
 
 

 

                            1.1 История происхождения и развития PR 

      История происхождения и развития науки PR (паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. В некоторых исследованиях говорится даже о том, что первым примером установления связей с общественностью является библия, а бог, создав человека, тем самым сотворил своего первого имиджмейкера.                               Предпосылки PR можно проследить еще в Античном мире. Хотя термина как такового еще не было. Исторически сложилось несколько видов убеждающей коммуникации, которые становятся источниками возникновения PR:1. античное красноречие (риторика); 2. религиозная коммуникация; 3. судебная риторика; 4. парламентская речь; 5. реклама и пропаганда; 6. литературная коммуникация; 7. собственно PR.  

     Более современное понятие о науке PR связано с программным заявлением третьего президента США Г. Джефферсона, который еще в 1802 г. настаивал на создании общественно-политических организаций, которые могли бы решать задачи распространения доверительной информации, управлять коммуникационными структурами и тем самым создавать особый климат всеобщего согласия в стране. Именно он в 1807 г. впервые употребил термин «паблик рилейшнз».

     Однако только более чем через 100 лет идеи, высказанные Г. Джефферсоном, получили свое формальное закрепление. Во 2-ой половине 19 века распространение СМИ в США породило новую специальность - пресс-агенты. Первый такой агент и независимый эксперт по коммуникациям - журналист Айви Ледбеттер Ли, который в 1903 г. создает бюро, занимающееся консультациями в области коммуникаций. Ничего приятного в те времена в его PR-работе не было, поскольку ему приходилось пытаться обеспечить хорошую (для структур бизнеса) прессу во время забастовок и иных подобных событий на шахтах и железных дорогах. Он делал это, создав хорошие отношения между работодателями и прессой. Затем он разработал основные принципы отношений компаний с прессой. Они содержались в его знаменитом заявлении, сделанном для прессы в 1906 г., в котором он недвусмысленно обещал, что будет «поставлять оперативную и точную информацию об интересных событиях, о которых общественность должна знать».

      Особую известность Айви Ли принесла работа у Рокфеллера, благодаря чему образ циничного и жестокого эксплуататора трансформировался в образ патрона, обеспечивающего американских рабочих работой и ведущего всю нацию по пути развития техники и цивилизации в целом. Айви Ли настаивал на необходимости опубликования полной и открытой информации в прессе, включая сведения о зарплате, расходах верхних этажей власти, налогах. Современные исследователи называют А. Ли прародителем PR.

     Первая кафедра паблик рилейшнз была открыта в 20-е годы нашего века в Нью-йоркском университете. Ее возглавлял Эдвард Д. Бeрнайс, опубликовавший в 1923 г. первую книгу по технике общественных коммуникаций -- «Кристаллизация общественного мнения». С его именем связывают активное развитие PR как научной дисциплины. В 1919 г. он открывает в Нью-Йорке фирму по управлению известностью.

    PR в американском варианте конечной целью имеет демонстрацию достижений капиталистического производства и в этом смысле несет очень сильный политический оттенок. Есть даже мнение, согласно которому что американские PR-мены продают гражданам то общественное мнение, которое им заказывают монополии.

     В Европе первые организации PR и научные исследования появились уже после второй мировой войны. Они не носят столь прагматического характера и построены скорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностью организации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнеры в системе PR, в результате чего общество в целом и его производственные отношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займут предприятия-граждане. В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание делового клуба «Стеклянный дом», на котором присутствовали представители ряда крупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения было воплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражает английская пословица: «Людям, живущим в стеклянных домах, не следует бросаться камнями».

      Во Франции в 60-е годы на этих принципах было открыто первое высшее учебное заведение коммуникативного типа СЕЛСА при Сорбонском университете -- Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программу дисциплин включаются не только PR, но и реклама, маркетинг, коммерческая и политическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованиях явно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг о PR начиналась словами «Есть ли у организации душа?».

     В послевоенной Германии службы PR практически обязательны для крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, в стране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджменту обладают все PR-мены, их средний возраст -- около 40 лет, среди них много женщин.

История развития PR в России

    Россия обладает своей историей развития PR как науки об установлении значимых социальных связей.

    В России было четыре периода развития паблик рилейшнз:

1. 1988-1991 гг. - зарождение PR. Выделяются субъекты профессиональной  сферы и возникают соответствующие  отношения между ними и обществом.  Впервые PR-службы появляются в  государственных структурах. Открываются  отделения PR в международных агентствах.

2. 1991-1995 гг. - стадия  роста и становления. Российские PR-агентства осваивают зарубежный  опыт, адаптируя его к отечественным  условиям. 1991 г. - рождается первое  объединение РАСО (российская ассоциация  по связям с общественностью).

1995 г. - первые  учебные курсы, открываются факультеты  по связям с общественностью.

3. 1996-1999 гг. - активное  развитие российских PR.

1997 г. - РАСО становиться  членом CERP (европейская конфедерация  по связям с общественностью).

1999 г. - в России  создается АКОС (ассоциация компаний  консультантов в сфере общественных  связей).

4. 2000-до настоящего  времени - формирование собственно  рынка PR.

     Типично русской специфической чертой является активное использование таких способов создания положительного общественного мнения, как благотворительность и меценатство. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться такими крупными историческими деятелями, как купец Павел Третьяков, создавший всемирно известную картинную галерею, промышленник Савва Мамонтов, стоявший у истоков русского оперного искусства и материально поддержавший многих бедствовавших артистов и художников, княгиня Тенишева, прославившая русское народное творчество за рубежом, княгиня фон Мекк, благодаря материальной поддержке которой мог расцвести Чайковский-гений, и многие другие. Очень активную позицию занимали и отдельные представители царского двора. Некоторые историки считают, например, что первым PR-меном в России была супруга Александра III Мария Федоровна, которая считала своим прямым долгом информировать прессу и общественность о различных мероприятиях. Она устраивала встречи, проводила беседы, собирала информацию из разных источников, т. е. фактически применяла на практике технологию PR-служб.

    В социалистическую эпоху паблик рилейшнз как отношения продолжали существовать под жестким контролем партийной цензуры и навязанной государственными органами идеологии. Их естественное проявление оказывалось возможным не благодаря государственной политике, а вопреки ей. Возникали как бы скрытые формы паблик рилейшнз типа устных рекомендаций, закрытых и полузакрытых собраний и обсуждений (типа «только для членов КПСС», грифов «Для служебного пользования»). Информация, тем не менее, распространялась в основном по неформальным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытости напряженность в обществе. Следует отметить, что, несмотря на длинную и богатую историю общественных связей в России, они, конечно, изучены явно недостаточно, это еще предстоит сделать нашим современникам

Информация о работе История развития PR в России