Информационные процессы в Средневековой Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:18, реферат

Описание работы

К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими
племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной
парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который
накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. Это новые
традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности – новая парадигма. Она родилась
усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки
разрушенной античной культуры. Это определило характер новой цивилизации.

Содержание

1. История информационных процессов в Средневековой Европе.
2. Книгопечатанье. Библия как основной литературный источник.
3. Газеты и журналы Средневековья.

Работа содержит 1 файл

реферат по публицистики.docx

— 42.43 Кб (Скачать)

а Достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость,оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах – тоже.

В целом  можно сказать ,что развитие публицистики и информационных процессов Средневековья отличалось от Античности замедленным развитием. Средневековая культура уделяла большое внимание религии, а это в свою очередь отобразилась на темах публицистических произведений. языковой барьер в

распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды

2. В 13 в. произошел прорыв в письменность

живого  слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету

проповедей  как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали

использовать  народный язык в проповеди. В них  вводили сценки из народной жизни,

анекдоты  – Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это

привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио – занимательные,

-6- 

веселые, сатирические стихотворные новеллы. В  них выражались умонастроения

народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных

процессов не случайны. Насмешка – оружие против любого фанатизма, в том числе

и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции.

Средневековый город с его активной деловой  жизнью, развитой торговлей,

ремеслами был заинтересован в распространении  разнообразной информации, в

первую  очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции).

Английская  публицистика XV в. выдвинула такую  яркую фигуру, как Джон Фортескью, политические памфлеты которого оказались в самом центре династической борьбы за корону. Писал Фортескью, как и большинство британских литераторов его времени, на латыни и на английском. Многие его памфлеты построены на противопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, причем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось предпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции.  Помимо памфлетов, депеш и различных образцов эпистолографии, циркулировавших в политической и интеллектуальной среде того времени, появился такой политический жанр, как "реляции", т. е. сообщения о каких-либо военных или дипломатических событиях, носящий преимущественно документальный характер. Расцвет этого жанра в Италии пришелся на рубеж XV-XVI вв. "Во времена милано-венецианской войны (1451-1452) между Франческо Сфорца и Якопо. 

Но  все это можно отнести

лишь  к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распрост-

ранения «изданий», которые адресуются узкой  аудитории и идут к ней очень  долго.

Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика

появилась значительно позднее, когда для  этого созрели социально-экономические и

технические условия. Но с появление печатного станка публицистики стала развиваться гораздо быстрее. Это ускорение темпа развития нашло свое отажение в книгопечатанье. 

Изобретение книгопечатания, т. е. печатания с  набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу  из Майнца Иоганну Гутенбергу. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий — называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

-7-

В 1450 г  в Майнце Гутенберг, заняв немалую сумму денег у Иоганна Фуста, начал работу над выпуском знаменитой 42-строчной Библии [47]. Эта работа заняла у типографа несколько лет и стала шедевром книгопечатания. Она же принесла ему немало разочарований, связанных с судебной тяжбой по поводу выплаты долга. В судебном процессе "Фуст против Гутенберга" Петер Шеффер, ученик Гутенберга, стал на сторону Фуста. Гутенбергу пришлось расстаться со своей типографией и покинуть Майнц. Перешедшая в руки Фуста типография стала (после его смерти) собственностью Шеффера и прославилась качеством своей продукции. Говоря об этих книгах, Брокгауз отмечал, что "если сравнить современное издание с древнепечатным, то придется сказать, что книгопечатание в 450 лет существования не сделало больших успехов <...> так отчетлив и красив шрифт в этих первых опытах книгопечатания" [48].

В Италии первый печатный станок был установлен в бенедектинском монастыре в предместье Рима усилиями немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Вскоре книгопечатание появилось в Риме, затем — в Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. В противовес готическому шрифту был разработан "венецианский" шрифт, или "антиква". Венеция стала столицей итальянского книгопечатания В XVI в. "в ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских издателей и книготорговцев. Вокруг типографий и книжных лавок группировались ученые-гуманисты, многоликая толпа писателей-публицистов, корректоров, оформителей книг. Литераторы этого круга издавали доступные народу книги и брошюры, способствуя широкому распространению возрожденческой культуры <...> Начались описание и классификация книг, способствовавшие развитию библиографии" [49].

Самое знаменитое венецианское издательство — типография Альда Мануция (просуществовавшая около 100 лет). Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив в 1501 г. новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название "альдины". Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру.

Первая  книга на английском языке была напечатана в 1474 г. в городе Брюгге. Эту книгу ("Собрание повествований о Трое") перевел с французского и издал английский первопечатник Уильям Кэкстон.

Вернувшись  в Англию в 1477 г., Кэкстон основал первую английскую типографию, и первой книгой, напечатанной в Англии, стали "Изречения философов" (1477). Всего в типографии Кэкстона было отпечатано около 90 книг, среди которых — полное издание "Кентерберийских рассказов" Дж. Чосера и "Смерть Артура" Т. Мэлори [50].

Книгопечатание  быстро распространилось в Европе. "Примерно за 40 лет в 260 городах  континента открылись не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами" 

пористой  и шероховатой пемзы, выравнивали  края.

Первые  буквы абзацев выписывали особо  и выделяли красным цветом  
 

-8-

(красный

– по-латыни «рубер». Отсюда – рубрика, красная строка).

Возможность с помощью пера чередовать тонкие линии с нажимом привела к

появлению из латинского письма нескольких шрифтов  – вычурной ломаной готической

письменности (с 12 в.). В книгу приходит цвет, используются разноцветные чернила,

появляются  иллюстрации. Возникает искусство  переплета. Первый известный нам  пе-

реплетчик – монах Дагеус, живший в 6 в. в Ирландии. Переписывались в монастырях

лишь  одобренные церковью книги. 
 

В 1465 г. появилась  первая типография в Италии. В 1468 г. – в Швейцарии,

в 1470 г. –  во Франции, в 1473 г. – в Бельгии  и Венгрии, Польше, в 1476 г. – в Англии,

в 1482 г. –  в Австрии и Дании. в 1483 г. – в Швеции, в 1487 г. – в Португалии. За 40 лет

в 260 городах  Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет

около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти книги, изданные в

Европе  до 31 декабря 1500 г., носят название «инкунабул» (от слова «колыбель»). В

1466 г. Ментелин, ученик Гутенберга издал «Библию» на немецком языке. Потом

появились «Библии» на других национальных языках, это подготовило почву для

борьбы  с латинской католической экспансией. Половина изданий инкунабульного пе-

риода – книги религиозного характера, также труды классиков античной литературы,

истории, философии в оригинале и в  переводе – Вергилий и Гомер, Эзоп, Плиний

Старший, Аристотель, средневековой литературы – Бокаччо и Данте Алигьери, анг-

лийского поэта 14 в. Чесера. 

В книгах стали появляться иллюстрации –  гравюры. Многие годы шел поиск

наиболее  адекватной технологии воспроизведения  изображений – ксилографические

гравюры конкурируют с гравюрами на металле.

       В книгопечатании В.Гюго видел  величайшее историческое событие  и в нем –

зародыш всех революций. Это совершенно новое  средство выражения человеческой

мысли. Благодаря  нему возникла журналистика и периодические  печатные издания. Но

-9- 

это потребовало  еще 100 лет.

       Технические предпосылки печати  стали складываться в Европе  с 30-40 гг. 15 в.

Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари,

сборники  известий – непосредственные предшественники  газет и журналов. 

3. Складывания капиталистических отношений, развития международной торговли оказали решающее влияние на появление газет и журналов. 

 

Выход на арену истории класса буржуазии  с ее экономическими интересами, а  потом и

политическими притязаниями сопровождался становлением и развитием журналистики.

Именно  буржуазия впервые использовала печатную технику для издания  газет,

распространяющихся за деньги. Первые печатные газеты: Германия – «Aviso-relation,

oder Zeitung» – 1609 г.; Англия – «Weekly News» – 1622 г.; Франция – «Gazette» –

1631 г., создана при участии Ришелье.

       Первые газеты, рассчитанные на  купцов, содержали сведения о  торговых путях,

ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных

сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии. «Gazette»

печатала  и политические новости. Английская буржуазная революция 17 в. породила

издания брошюрного типа («памфлеты»). Во второй половине 17 в. появились

журналы, затем – ежедневные газеты. Накануне Великой французской революции

народилась  политическая пресса.

Периодичность первых рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших  венецианские awisi. Есть косвенные свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей "аввизатори" ("awisatori"- от итал. "вестник, приносящий новости"), однако в конце XVI — начале XVII в. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.

Рукописные  венецианские газеты имели широкое  хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий  в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая

-10-

империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшаямногих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали "газетами" банкирского дома Фуггеров ("Fuggerzeitungen") и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских "газет" не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению.

Информация о работе Информационные процессы в Средневековой Европе