Деятельность французского публициста Эли Реклю на страницах журнала “Русское слово”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом изучения являются политические обозрения и статьи Эли Реклю. Цель работы – выявить особенности творческой манеры Эли Реклю, а также значение деятельности французского публициста в журнале «Русское слово» в истории русской журналистики, подкрепить полученные в рамках курса «История русской журналистики» теоретические сведения практическим материалом.

Задачи курсовой работы:

•проанализировать политические обозрения и статьи Эли Реклю, вышедшие в 1861 году;
•выявить основные направления деятельности французского публициста;
•определить художественные особенности стиля и языка;
•выявить способы проявление авторского «Я».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Из истории журнала «Русское слово» 5
Глава II. Политические обзоры Э.Реклю и их роль в освещении зарубежных событий 8
Глава III. Особенности публицистической манеры Э.Реклю 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по отеч журн Реклю нов.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Для придания большей правдивости своему повествованию Эли Реклю вводит в статью  случаи из жизни. Например, чтобы подтвердить свою мысль о том, что немцы уважают только себя и самую малость императора, рассказывает случай о бароне Кренкинге: «Барбаросса, бывши на берегахъ Констанскаго озера, зађхалъ въ Тёгскiй замокъ, принадлежавшiй мелкому барону Кренкингу. Баронъ не счелъ нужнымъ встать передъ славнымъ Гогенштауфеномъ. «Извините, сказалъ онъ, что я не встаю передъ вами; я у себя хозяинъ. Я ни отъ кого не нахожусь въ вассальной зависимости и получилъ свой Феодъ отъ Бога и отъ солнца. Впрочемъ, я уважаю васъ, какъ владетеля имперiи»26. Реальный случай вносит в повествование публицистичность, ощущение достоверности, аргументированности повествования, а также компетентности в автора данном вопросе.

     Эли Реклю проявляет себя в статье, как человек, разбирающийся в  искусстве. Сравнивает музыку, живопись и скульптуру Германии, Италии и Франции. Показывает, что искусства этих стран резко отличны. Говорит об этом очень эмоционально, образно: итальянская музыка блестит свежестью и веселостью, немецкая отличается задушевностью, глубиною мысли и меланхолическим настроением, первая – остроумнее, вторая - сентиментальнее, первая  - ласкает, вторая – нежит. Таким образом, немецкая музыка превосходит итальянскую. Но немецкая скульптура и живопись уступают итальянской и французской, «грђшат излишнею мрачностью тђней и ненужнымъ накопленiемъ подробностей».27

     Эли Реклю даёт портрет немца:

       «Нарисуемъ въ   нђсколькихъ   чертахъ   портретъ   Нђмца, и если выйдетъ каррикатура,  пусть она будетъ по крайней мђрђ похожа:

     Вотъ  идеалистъ блондинъ, который съ лђтами превратится въ рыжаго матерiалиста. Онъ такъ много курить, что это усыпляетъ его могучiй мозгъ; онъ пьетъ слишкомъ много пива и у него ростетъ животъ; онъ широкъ въ плечахъ и крђпко сложенъ; близорукъ или дальнозорокъ — средины нђтъ; умъ его склоненъ къ синтезу и къ угадыванiю причинъ; характеръ его занять мелочами; космополитъ или поклонникъ роднаго городка и мелкiй хлопотунъ; смелъ въ теорiи, слабъ въ практикђ; онъ тонкiй  цђнитель музыки, и глубоко понимаетъ ее; онъ любитъ природу; добръ въ душђ, неженъ по привычкђ и сантименталенъ порывами или по претензiи. Въ борьбђ онъ храбръ, какъ разъяренный вепрь; въ мирное время онъ передъ сильнымъ терпеливъ и кротокъ не въ мђру, а передъ слабымъ грубъ; съ равнымъ онъ щекотливъ и придирчивъ».28

     Таким образом, в статье Эли Реклю соединяются  аналитическое и художественное начало. Он сам ставит перед собой цель – показать исторический и политичесий склад Германии и представить черты германской народности. Язык Реклю вместе с научным аналитическим началом имеет яркое образное художественное начало. Язык публициста эмоционален, экспрессивен, изобилует яркими эпитетами, метафорами, сравнениями. Это делает статью легко читаемой, интересной.

     Таким образом, можно выделить следующие  особенности творческой манеры Эли  Реклю:

    • образность языка (использование фигур и тропов);
    • эмоциональность изложения;
    • диалог с читателем (обращение к читателю);
    • аналитичность (выявление причинно-следственных связей, возможных вариантов дальнейшего развития событий, сравнения, сопоставления, аналогии и т.д.);
    • активная авторская позиция (не только рассказывает о событии, но и дает его оценку).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Переоценить значение публицистики Эли Реклю  сложно. Каждый его обзор или статья – это целый труд. В работах  предстает перед нами человек  умный, талантливый, который разбирается  не только в политике и социальной сфере,  а  также литературе, языкознании, скульптуре, живописи, географии и многих других отраслях науки и искусства.

     Изучение  публицистики Реклю важно как  в курсе Истории отечественной  журналистики, так и в плане  изучения жанра обзора и в целом публицистики. Период 1860-х годов можно считать временем бурного развития художественно-публицистических текстов, когда каждый материал был по истине художественным произведением.

     Данную  работу можно использовать в курсе  Истории отечественной журналистики второй половины 19 века, а так же при изучении курса Эволюции печатных жанров. 
 
 
 

 

      БИБЛИОГРАФИЯ

 
     
  1. Варустин  Л.Э., Журнал «Русское слово», 1859—1866. - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1966.
  2. История русской журналистики XVIII – XIX веков / Под ред. А.В.Западова. – М.: Высшая школа, 1973.
  3. Козьмин Б.П. Русская журналистика 70-80-х гг. XIX в. - М.: Просвещение, 1948.
  4. Кузнецов Ф.Ф. Журнал «Русское слово». – М.: Художественная литература, 1965.
  5. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703 – 1900 г. г. – М., 1915.
  6. Очерки по истории русской журналистики и критики. т. 2, - Л: Изд. Ленингр. гос. ун-та, 1965.
 

     Источники:

    1. Ж-л «Русское слово», 1861, №1-2.
    2. Ж-л «Русское слово», 1861, №3
    3. Ж-л «Русское слово», 1861, №4
    4. Ж-л «Русское слово», 1861, №5
    5. Ж-л «Русское слово», 1861, №7
    6. Ж-л «Русское слово», 1861, №9
    7. Ж-л «Русское слово», 1861, №10
    8. Ж-л «Русское слово», 1861, №11-12

Информация о работе Деятельность французского публициста Эли Реклю на страницах журнала “Русское слово”