Авторское право в кинематографе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота. В связи с этим возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Содержание

Введение.
Экскурс в историю авторского права.
Законодательная основа защиты авторских прав на сегодняшний день
Методы защиты авторских и патентных прав.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Авторское право в кинематографе.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Авторское право  в кинематографе.

 

План.

  1. Введение.
  2. Экскурс в историю авторского права.
    1. Законодательная основа защиты авторских прав на сегодняшний день
  1. Методы защиты авторских и патентных прав.
  2. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены. Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял». Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто на что имеет право. Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства.

Авторское и патентное  право в своей основе является юридическим выражением осознания  государством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Это определяет актуальность данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурс в историю авторского права

В Средние века предшественниками авторского права  были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

Впервые закон, вводящий авторское право был принят 10 апреля 1710 года и был назван - Статут королевы Анны. Статут оказал существенное влияние на законодательство в области авторских прав в Великобритании и США. Закон, принятый британским парламентом, защищал авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладал правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имел право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производилась в судах. До вступления в действие Статута Анны, автор мог продать своё произведение (рукопись) и после этого терял на неё права, а издатель получал бессрочные права на приобретённый текст. Таким образом, британцы видели вред в сохранении монопольных интересов издателей и приняли закон против них.1

С этого времени  закон об авторском праве претерпел  множество изменений и нововведений. И только в 1912 году Авторским правом разрешено было защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежали режиссёру, сценаристу и композитору.2

В России книгоиздательское дело перестало быть государственной монополией в 1771 году. А в 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В частности, раздел «О сочинителях и издателях книг», предоставлял авторам исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и ее наследникам на протяжении 25 лет после смерти автора. Позднее нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т. Х ч.1. Свода законов Российской империи, где сохранились положения, предусматривающие, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.3

С прошествием 18 лет авторскими правами были наделены композиторы, а еще через год - художники и архитекторы.

В 1874 году впервые было создано «Общество русских писателей и драматургов», которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары.4

В нашей стране закон об авторском праве так  же претерпевал не малое количество изменений, нововведений и корректировок, но в том виде, в котором данный закон дошел до нас, он предстал только в постсоветский период, 3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие были введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав.

А 9 июля 1993 года Президент Российской Федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах», который вступил в силу 03 августа 1993 года.

Последние поправки в Закон Российской Федерации  «Об авторском праве и смежных  правах» были внесены в 2004 году, в частности:

  • восстановлен режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,
  • скорректированы сроки предоставления охраны произведениям,
  • введены нормы, призванные обеспечить эффективное правовое регулирование использования объектов авторского права в цифровых сетях.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная основа защиты авторских прав на сегодняшний  день.

Теоретические предпосылки  авторского права базируются на необходимости  для человечества иметь широкий  доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. В широком значении, под авторским правом понимается совокупность личных (неимущественных) прав, которые не связаны с получением прибыли и вознаграждения, а служат непосредственно для защиты интересов автора, и имущественных прав автора; в узком - это имущественные права автора, которые он вправе передавать другим лицам путем заключения авторского договора.

В России к настоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских и смежных  прав. В то же время отсутствие полноценной  систематизации приводит к «усложненности»  действующего законодательства, содержащего  очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений.

В первую очередь авторские  права охраняет Конституция РФ. Согласно Конституции каждый имеет право  на свободное использование своих способностей, в том числе и интеллектуальных для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности6. Ст. 35 гласит, что право частной собственности (в том числе и интеллектуальной) охраняется законом7.

Гражданский Кодекс РФ признает исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуальные юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и.т.п.)8.

Согласно ГК РФ использование  результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые  являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Гражданско-процессуальный кодекс закрепляет освобождение от уплаты государственной пошлины истцов, защищающих в суде свои авторские права9.

Авторские права защищает уголовное право. Согласно УК РФ за нарушение авторских и смежных прав, грозит, в том числе, лишение свободы на срок до двух лет10. Согласно диспозиции данной статьи преступным и уголовно наказуемым деянием является незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы, искусства, компьютерных программ и баз данных, а равно незаконное воспроизведение, распространение исполнений фонограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, иных носителях информации, а также иное использование чужих произведений, компьютерных программ и баз данных, объектов смежных прав без разрешения лиц, имеющих авторское право или смежные права11.

В Российской Федерации  действует Федеральный Закон  от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском  праве и смежных правах». Рассмотрим его поподробнее.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием  и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское  право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)12. Под автором закон понимает физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Согласно ст. 7 данного  Закона объектами авторского права  являются:

·литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

·драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

·хореографические произведения и пантомимы;

·музыкальные произведения с текстом или без текста;

·аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).

·произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические  рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического  искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

·географические, геологические  и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

·другие произведения.

К объектам авторского права также  относятся:

·производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки  и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

·сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные

·произведения, представляющие собой  по подбору или расположению материалов результат творческого труда13.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Закон также выделяет объекты, на которых  не распространяется авторское право. К таковым относятся:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты

законодательного, административного  и судебного характера), а также  их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки  и иные государственные символы  и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер14.

В авторском праве существует понятие  презумпции авторства. Автору произведения не надо совершать какие-либо действия для его возникновения. Согласно ст. 9 Закона авторское право возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей15.

Информация о работе Авторское право в кинематографе