Бизнес - план инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

1. Бизнес - план инвестиционного проекта

     Планирование  является нормой любой предпринимательской  деятельности. С развитием рынка  и в Украине необходимость  в бизнес-планах стала настолько  очевидной, что уже в 1994 – 1995 гг. их применение становится обязательным.

      Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской  деятельности фирмы и в тоже время  необходимый инструмент проектно –  инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем  характеризуются основные аспекты  коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.

      Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

      Бизнес–план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

    • организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;
    • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;
    • формирование инвестиционных целей на планируемый период.

      В бизнес-плане обосновываются:

    • общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
    • выбор стратегии и тактики конкуренции;
    • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

     Бизнес  – план дает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно – правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

     Заказчиком  бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

     При разработке бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих  сторон:

    • заказчика (клиента) бизнес – плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займа, выпуска облигаций и т.п;
    • муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;
    • подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес – плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;
    • потребителя, использующего продукцию или услуги.

      План  бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров. При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от  заимодавца или инвестора, но и ясно показать, что он готов отдать.

 

       1.1 Сущность планирования

      Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.

      С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне,  планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.

      Существует  две формы планирования деятельности фирмы:

    - планирование  деятельности фирмы на рынке;

    - внутрифирменное  планирование.

      Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.

      Необходимо  отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.

      Планирование  деятельности предприятия позволяет:

    - осуществить  четкую координацию предпринимаемых  усилий по достижению поставленных целей;

    - побудить  руководителей конкретнее определить  свои цели и пути их достижения;

    - определить  показатели деятельности фирмы,  необходимые для последующего контроля;

    - подготовить  предприятие к внезапным изменениям  рыночной конъюнктуры;

    - четко  формализовать обязанности и  ответственность всех менеджеров фирмы.

      Основным  инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности.

 

       1.2 Понятие и задачи  бизнес-плана

      Бизнес  – план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

        Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

      Задачами бизнес – плана является:

    - сформулировать  долговременные и краткосрочные  цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

    - определить  конкретные направления деятельности  фирмы, целевые рынки и место  фирмы на этих рынках;

    - выбрать  ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

    - оценить  производственные и непроизводственные  издержки;

    - определить  состав маркетинговых мероприятий  по изучению рынка, стимулированию  продаж, ценообразованию и т.п.;

    - оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д. 

      Бизнес  – план выполняет следующие основные функции, а именно:

    - является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

    - может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

    - является инструментом добывания финансовых ресурсов;

    - представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

      Таким образом, бизнес – план позволяет  проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор  приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

      1.3 Виды бизнес-планов

      В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут быть различны.

      Вследствие  этого бизнес – планы по объектам бизнеса можно классифицировать в соответствии со схемой 1.

      Бизнес  – планы  разрабатываются в  различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.

 

    1.4. Структура и содержание бизнес-плана

      Необходимо  отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры  бизнес – планов, однако все они  имеют приблизительно одинаковое строение.

      Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

      По  сути, концепция является сокращенной  версией самого бизнес – плана.

      В резюме должны быть отражены следующие  основные моменты:

  • возможности для бизнеса;
  • привлекательность бизнеса;
  • важность для предприятия и региона;
  • необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
  • срок окупаемости проекта;
  • возможный срок возврата заемных средств;
  • условия инвестирования;
  • ожидаемая прибыль и ее распределение

           и т.д.

      Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого  бизнеса (как правило получение  прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

      Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце  написания бизнес – плана, однако находится в начале.

      В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

  • главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
  • главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
  • состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться
  • и пр.

      Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

      В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).

      Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.

      Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.

      Исследования  и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

      Необходимо  произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

      Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы, влияющие на это.

      Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Информация о работе Бизнес - план инвестиционного проекта