Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Ответственность в международном праве.
Антарктика как территория с особым международным режимом.

Работа содержит 1 файл

Междунароное право.doc

— 68.50 Кб (Скачать)


Самарский Государственный

Экономический Университет

__________________________________________________________________

г. Самара ул. Советской Армии,141, тел. 224 – 45 – 99

 

 

_____________________Тимаева Руфия Асхатовна________________

фамилия, имя, отчество студента

 

Курс____4____________Специальность___ПОХД____________________   Занимаемая должность___ старший лаборант заочного факультета_

Наименование предприятия__ГОУ ВПО_СГЭУ________________________

Контрольная_______________________________________________________работа№_____________по_Международному праву_____________________

Курсовая____________________________________________________________________________________________________________________________

Дата получения работы деканатом____________________________________

Дата сдачи работы на кафедру________________________________________

Дата рецензирования работы_________________________________________

Дата возвращения работы кафедрой в деканат__________________________

Дата отправки работы студенту______________________________________

Контрольная, курсовая работа предоставляется экзаменатору при сдаче экзамена.

Контрольную работу прошу возвратить по следующему адресу:

Кому______________________________________________________________

Куда______________________________________________________________


Содержание

 

 

 

Ответственность в международном праве                                                 стр.3

 

Антарктика как территория с особым международным режимом         стр.10

 

Список литературы                                                                                     стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность в международном праве.

        Международное право изначально рассчитано на соблюдение его предписаний субъектами международного права, которым они адресованы. И эти предписания действительно, как правило, строго соблюдаются, поскольку они установлены по взаимному о том соглашению соответствующих субъектов и каждый из них рассчитывает на взаимность в этом отношении со стороны других субъектов, с тем чтобы извлечь для себя максимальную выгоду из международно-правового регулирования международных отношений.

       Вместе с тем международное право предусматривает и возможность принуждения к соблюдению его юридически обязательных предписаний, что и составляет существо ответственности по современному международному праву.

       В международном праве под ответственностью, именуемой международной ответственностью, понимают неблагоприятные юридические последствия для субъекта международного права, нарушившего своим поведением возложенное на него международное обязательство, т.е. совершившего международно-противоправное деяние.

       Таким образом, международная ответственность – это юридические последствия для субъектов международного права, наступающие в результате нарушения ими своих субъективных международных обязательств и состоящие в применении к ним допустимых в том или ином случае международных (международно-правовых) санкций.

       Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

       Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, нежели круг источников международного права.

       Юридические основания ответственности вытекают из договора, обычая, решений международных судов и арбитражей, резолюций международных организаций, а также односторонних международно-правовых обязательств государств, устанавливающих обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.д.).

        Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

       Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор остановлен на усмотрении органов, применяющих меры ответственности.

       В международном праве речь идет прежде всего и главным образом о международной ответственности государств. В последнее время (начиная с 1969 г.) кодификацией норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, разрабатывающая Проект статей об ответственности государств. Еe усилия вносят неоценимый вклад в понимание и разрешение этой исключительно сложной и многоплановой международно-правовой проблемы.

        В отечественной международно-правовой доктрине утвердилось подразделение международной ответственности государств на два вида – материальную и политическую ответственность.

        Но международная ответственность государств по современному международному праву, действующему и развивающемуся после Второй мировой войны и принятия Устава ООН, решительным образом, в корне отличается от положения, существовавшего в международном праве, действовавшем до Первой мировой войны.

       Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. В практике международных отношений нет жесткого соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

       Комиссия международного права приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения.

       Как гласит ст.43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию в натуре, т.е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т.д.

       Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст.44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

       Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

       На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

       Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.

        Реституция представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

        Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно – карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

       Чрезвычайные сатисфакции – это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизации политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использование научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945г. она была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства, подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

       Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствующие совершению международных преступлений.

       Реализация ответственности – основная проблема этого института в международном праве. Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка.

       Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в разных актах либо существуют в форме обычных норм.

       Обобщая, вместе с тем, существующую практику, можно отметить два основных способа реализации ответственности: добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.

       Когда государство – нарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения.

       Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

      Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности (ст.47). Контрмеры не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие от ответственности состоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры – действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность – обязанность нарушителя, контрмеры – право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность – волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

       Практика позволяется выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные (самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций). Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные – реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные – отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

       Реторсии – принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

       Репрессалии – принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает репрессалии – бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду. Это подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ 1975г. и в Декларации о принципах международного права 1970г. В современных условиях репрессалии – это меры лишь экономического характера (эмбарго, бойкот) либо политического (так, ст.60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. предусматривает возможность полного прекращения договора в ответ на существенное его нарушение другой стороной).

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"