Конституционный контроль в США, Германии и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:56, реферат

Описание работы

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ – особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Работа содержит 1 файл

Нижегородский государственный университет.docx

— 24.96 Кб (Скачать)

    Нижегородский государственный университет 
    им. Н.И. Лобачевского 
     
    Юридический факультет 
     
    Контрольная работа

    по  Конституционному праву  зарубежных стран  на тему: 
     
    «Конституционный контроль  в США ФРГ и Франции»
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Работу  выполнил: 
    студент группы 11-18

    Микитюк Е.В. 
    Научный руководитель: 

 

     
     

    Конституционный Контроль В США, ФРАНЦИИ И ФРГ. 

     КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ – особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

     Считается, что сама идея конституционного контроля появилась в начале 17 века в Великобритании и была связана с деятельностью  Тайного совета, который признавал  законы легислатур (законодательных  собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам  английского Парламента, изданным для  этих колоний, или общему праву. Однако институт конституционного контроля в  современном понимании, изложенном выше, впервые возник в США, где  в 1803 г. федеральный Верховный суд  признал, что у него есть право  объявлять противоречащими Конституции  США любые законы, принимаемые  органами законодательной власти в  стране. Объявление закона таковым  означало и означает в наши дни, что  он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель конституционного контроля впоследствии получила название американской. Впервые специальный орган конституционного контроля – конституционный суд – был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели. Идея европейской модели принадлежит ученому с мировым именем – австрийскому юристу Гансу (правильнее – Хансу) Кельзену (Hans Kelsen), участнику разработки австрийского Федерального конституционного закона 1920 года, а затем члену Конституционного суда этой страны.

     Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должны противоречить акту учредительной власти. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение сфер компетенции центра, и субъектов федерации. Естественно-правовая теория, или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

     Все эти теории верны и дополняют  друг друга. Конечно же, необходимость  конституционного контроля обусловлена, прежде всего, иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом (хотя и не только) есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в XX веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

     Конституционный контроль во Франции отличается большим  своеобразием и несколько выходит  за рамки известных двух моделей  конституционного контроля. Конституционность  актов, исходящих от государственных  органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным советом, от органов исполнительной власти – Государственным советом.

     Конституционный совет включает две категории  членов – по праву и по назначению. Первыми являются все бывшие Президенты республики; в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно. Из числа этих членов может быть назначен и председатель Совета. Назначаемые члены получают свой пост в силу назначения тремя высшими органами государственной власти – Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Каждый из них назначает трех членов на 9 лет; Совет обновляется на одну треть каждые три года. Другими словами, каждое из названных лиц назначает одного члена каждые три года. Каких-либо цензов для назначаемых членов не существует. При вступлении в должность члены Совета принимают присягу перед Президентом республики. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, правительства, Экономического и социального совета, быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако, члены Совета могут сохранять некоторые должности, например, оставаться профессорами в университетах. Мандат члена Совета не возобновляем; по истечении 9 лет он обязательно оставляет свою должность. Председатель Совета назначается Президентом республики. До настоящего времени председатели всегда назначались из числа «президентских» членов, хотя юридически может быть назначено и другое лицо.

     Процедура рассмотрения дел в Совете закрытая и письменная; заседания Совета проводятся при закрытых дверях. Решение Совета публикуется в официальном органе государства. Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна; она в  той или иной мере затрагивает  и парламент и Президента республики. Совет рассматривает жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы не избираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Регламенты палат парламента до их применения должны быть переданы в Совет, который выносит решение об их соответствии с основным законом. Какие-либо изменения в регламентах также передаются на рассмотрение Совета.

     Конституционный совет обладает более широкой  компетенцией в отношении избрания Президента республики, чем в отношении  выборов парламентариев, поскольку  Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. Хотя законодательство не предусматривает при этом возможности обжалования, но на практике Совет не отказывается рассматривать жалобы. Совет не вмешивается в производство операций на выборах Президента; эти операции проводятся специально назначаемой для этого Национальной комиссией по контролю; Совет, однако, следит за соблюдением принципа, согласно которому все кандидаты должны пользоваться во время избирательной кампании равными предоставленными государством возможностями. При производстве голосования Совет наблюдает за его проведением и назначает для этой цели своих комиссаров. Общий подсчет голосов осуществляется под непосредственным наблюдением Конституционного совета, в который сообщаются результаты выборов на местах.

     Если  последовала смерть Президента республики, то он констатирует необходимость временного замещения этого поста; временным  президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право  констатировать вакантность поста  Президента республики, когда тот  не может исполнять свои обязанности; затем он констатирует, что это  состояние является окончательным  и наличествует необходимость проведения новых выборов главы государства.

     Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения  на основании ст.16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом.

     Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением  референдума и объявляет его  результаты. В этом случае он консультирует  правительство при подготовке и  проведении такого голосования. Совет  разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов  и объявляет результаты голосования.

     Основная  же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. До 1974 г. Совет редко запрашивался о таком соответствии. Наиболее часто запрашивал премьер-министр, менее часто – председатель Сената, а, председатель Национального собрания и Президент республики – два других лица, обладавшие правом запроса, им не пользовались. В результате конституционного пересмотра 29 октября 1974 г. право запроса по поводу простых законов получили группы депутатов или сенаторов в 60 человек. Активность Совета сразу резко возросла.

     На  обязанности Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена конституция. Правом запроса в таких случаях обладают Президент республики, премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов.

     Наконец, на Конституционный совет возложены  обязанности по разрешению споров о  распределении компетенции между  законодательной и исполнительной властями, т.е. между правительством и парламентом, поскольку ст. 37 основного  закона устанавливает перечень сфер, в которых парламент может  законодательствовать. Остальные области, таким образом, остаются в ведении регламентарной власти, т.е. в руках правительства. Кроме того, Совет выносит решения на основе статьи 41 конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

     Значение  Государственного совета возросло после  принятия конституции 1958 г., установившей новое соотношение между законодательной  и регламентарной властью. Акты последней уже не рассматриваются в качестве изданных в развитие закона. Они приобрели самостоятельную и определяющую роль. В силу этого расширилась и приобрела самостоятельное значение функция контроля за актами исполнительной власти. Функция такого контроля со стороны Государственного совета не является специально выделенной, она реализуется при рассмотрении дел по обжалованию о превышении власти. Своими постановлениями Совет аннулирует акты, не соответствующие конституции. Давая свои консультативные заключения, Совет, кроме того, по целому кругу актов правительства может высказываться об их соответствии основному закону.

     Как правило, специальные органы конституционного контроля рассматривают не только запросы  о конституционности нормативных  актов и международных договоров. В их компетенции находится и  ряд других дел. Например, Федеральный конституционный суд Германии правомочен также, решать вопросы толкования конституции, соответствия права земли федеральному закону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу нарушения законом прав на самоуправление, проверяет конституционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламента, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конституционный строй Германии.

     Судьи Федерального конституционного суда ФРГ  избираются бундестагом и бундесратом  поровну (согласно ст. 50 Основного закона, бундесрат – это орган, посредством которого «земли участвуют в законодательстве и управлении федерацией и в делах Европейского Союза»).

     Следует отметить такую особенность организационной  структуры Федерального конституционного суда ФРГ, не имеющую аналогов в других федеральных конституционных судах, как наличие в нем специального подразделения – второго сената, в компетенцию которого входит решение большинства дел, непосредственно касающихся федеративных отношений. Согласно закону о Федеральном конституционном суде от 12 марта 1951 г., второй сенат выносит решения при наличии разногласий относительно прав и обязанностей земель, в частности в случаях применения землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора (что предусмотрено абз. 1 и 3 ст. 93, абз. 4 ст. 84 Основного закона), по другим публично-правовым спорам между федерацией и землями, между различными землями и в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок их рассмотрения (абз. 1 и 4 ст. 93 Основного закона).

     Именно  поэтому этот орган часто именуют  «государственно-правовым сенатом».

     Характерно, что в ФРГ, согласно ст. 100 Основного  закона, если какой-либо суд признает неконституционным закон, о действительности которого возник вопрос при решении  конкретного дела, и если речь идет о нарушении Основного закона, то «должно быть получено решение Федерального конституционного суда». Следовательно, федеральный закон не может быть объектом конституционного контроля конституционных судов земель.

Информация о работе Конституционный контроль в США, Германии и Франции