Антикризисные меры стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:52, доклад

Описание работы

Общеизвестны трудности во взаимоотношениях России с Украиной. Авария в газотранспортной системе стала причиной конфликта между Россией и Туркменистаном. Не все безоблачно в отношениях с Азербайджаном. Наконец, «молочный» конфликт России с Беларусью образовал еще одну «трещину» в Содружестве. Поэтому перспективы СНГ с таким багажом конфликтов и на фоне экономического кризиса представляются явно неоднозначными.

Работа содержит 1 файл

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ СТРАН СНГ.pptx

— 279.01 Кб (Скачать)

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ СТРАН СНГ

ВВЕДЕНИЕ 

    • СНГ переживает явно не лучшие времена. Кризис усилил центробежные тенденции в Содружестве  Независимых Государств.
 
    • Общеизвестны  трудности во взаимоотношениях России с Украиной. Авария в газотранспортной системе стала причиной конфликта между Россией и Туркменистаном. Не все безоблачно в отношениях с Азербайджаном. Наконец, «молочный» конфликт России с Беларусью образовал еще одну «трещину» в Содружестве. Поэтому перспективы СНГ с таким багажом конфликтов и на фоне экономического кризиса представляются явно неоднозначными.
 
    • В августе 2009 года завершается годичный срок оформления выхода Грузии из СНГ.
 
    • Анализ антикризисной политики Туркменистана, состояния экономики этой страны оказался невозможным по причине полной информационной закрытости данной страны.
 
    • Чтобы лучше оценить перспективы СНГ, важно провести не только сравнительную оценку текущих экономических показателей, но и проанализировать оперативность и эффективность совместных действий, которые пытаются предпринимать страны СНГ.

Социально-экономические результаты в январе-апреле 2009 года  
(в % к январю-апрелю 2008 года)

Совместные  действия  

    • Еще одним документом, посвященном антикризисным действиям, является План по реализации совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса. В рамках этой же организации 4 февраля 2009 года на внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС было принято решения об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 млрд. долл. США. Позднее, 20 мая 2009 года, на седьмом заседании ЕврАзЭС Министр финансов России А. Кудрин отметил, что в целях преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС и объявил, что взнос России в этот фонд составит $7,5 млрд, Казахстана - $1 млрд, Киргизии - $1 млн, Таджикистана - $1 млн, Армении - $1 млн. Белоруссия не будет донором антикризисного фонда ЕврАзЭС в связи с отсутствием свободных денежных средств. Планируется, что фонд начнет работу в течение трех месяцев. На специальные счета управляющей компании, которой должен стать Евразийский банк развития, должно быть внесено 10% от объявленных взносов.

Азербайджан  

    • 16 января 2009 года  на заседании Кабинета министров  Азербайджана Президент Азербайджана  Ильхам Алиев обнародовал пакет антикризисных мер
 
    • Цель: свести к минимуму воздействие мирового экономического кризиса на Азербайджан и предотвратить это воздействие по всем возможным направлениям.

     Задачи:

    • предотвращение искусственного роста цен и ускорение их снижения посредством усиления контроля за потребительским рынком и конкуренции;
    • усиление антимонопольной деятельности;
    • предотвращение незаконного вмешательства со стороны государства;
    • контроль Национальным банком, министерствами финансов и экономического развития над управлением ввозимых в страну финансовых средств и их участие в принятии соответствующих решений;
    • усиление приоритетов государственной инвестиционной программы (в частности, приоритетными названы проекты улучшения условий жизни вынужденных переселенцев, программы помощи предприятиям-экспортерам);
    • усиление государственного контроля над вложением основного капитала;
    • выполнение социальных обязательств (в частности – выплата в ближайшие месяцы задолженности по зарплатам);
    • усиление продовольственной безопасности.

     Приоритеты:

    • помощь реальному сектору экономики посредством реструктуризации инвестиционных государственных программ. Особое внимание уделяется поддержке крупных компаний и предприятий-экспортеров.

     Мероприятия:

    • кредитование: продолжение кредитования предпринимателей, увеличение объема льготных кредитов, субсидирование фермеров и выдача им удобрений на льготных условиях.
    • реализация наиболее приоритетных государственных инвестиционных программ;
    • размещение части валютного запаса, хранящегося за рубежом, в самые надежные, сильные местные банки, направление этих средств и контроль за размещением только в реальный сектор экономики, в области, принятые государством как приоритетные,
    • Объем финансирования:

     При обнародовании пакета антикризисных мер, Президент Азербайджана заявил, что при изыскании средств на антикризисный план Азербайджан не будет обращаться ни к одному иностранному финансовому источнику и будет защищать свою независимую позицию.

     Тем не менее, в 2008 году Всемирный банк выделил Азербайджану $450 миллионов на ремонт и реконструкцию железных дорог.

    • Результаты:

     Судя по основным социально-экономическим результатам за январь-апрель 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, Азербайджану удается достаточно эффективно противостоять экономическому кризису.

Казахстан  

           Политическое решение о необходимости утверждения пакета антикризисных мер, финансируемых из средств Национального и накопительных пенсионных фондов было принято Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым 13 октября 2008 г. Антикризисный план был подготовлен Правительством к 25 ноября 2008 г., План мероприятий по его реализации – к 30 декабря 2008 года. 13 января 2009 года правительство Республики Казахстан на своем заседании утвердило этот план мероприятий. При этом премьер-министр Казахстана, Карим Масимов, обратил внимание, что документ Плана остается живым и будет при необходимости изменяться в соответствие с экономической ситуацией в стране и мире.

       Антикризисная Программа Казахстана отличатся доступностью и высокой степенью проработанности.

     Цель:

    • смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
    • Задачи:

      Для достижения цели Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору выявило необходимость решения следующих пяти задач:

    • стабилизация финансового сектора;
    • решение проблем на рынке недвижимости;
    • поддержка малого и среднего бизнеса;
    • развитие агропромышленного комплекса;
    • реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

     Приоритеты:

    • Согласно объемам направляемых средств на поддержание экономики и охвату мероприятий, акцент делается на поддержании финансового сектора экономики.

     Мероприятия:

     План содержит широкий спектр антикризисных мер. В частности:

     По  стабилизации финансового сектора:

    • дополнительная капитализация четырех системообразующих банков с целью утверждения ими адекватных резервов и усиления процесса кредитования внутри страны, с последующим выходом государства из их капитала на рыночных условиях;
    • создание фонда стрессовых активов с целью реструктуризации активов банка посредством выкупа проблемных активов;
    • предоставление дополнительных источников ликвидности на своевременное обслуживание обязательств банков (в частности, расширение спектра инструментов по обеспечению по операциям РЕПО);
    • меры по усовершенствованию государственного регулирования финансовых рынков (изменение метода расчета капитализации банков, усиление требований к управлению рисками и внутреннему контролю)
    • − проработка механизма функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях (меры по сохранности пенсионных накоплений и увеличению финансовой грамотности населения)

     По  решению проблем на рынке недвижимости:

    • реализация программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, за счет средств которой будут предоставляться займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане через банки второго уровня;
    • меры по обеспечению доступности жилья (право выкупа по установленной цене, финансирование строительства арендного жилья, предоставление приоритетным категориям населения предварительных жилищных займов по процентной ставке, не превышающей 4% годовых).
 

     По  поддержки малого и среднего бизнеса:

    • кредитование предприятий малого и среднего бизнеса из Фонда «Самрук-Казына», в том числе микрокредитование предприятий сельской местности и сельских предпринимателей;
    • предоставление доступа малым и средним предприятиям к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках»;
    • меры по снижению административных барьеров для развития предпринимательства;

     По  развитию агропромышленного комплекса:  

    • инвестиции  на поддержку экспортно-ориентированных секторов: зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур (инвестирование в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры);
 

     По  реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов:  

    • продолжение реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»;
    • утверждение правительством предельных тарифов по группам энергопроизводящих организаций (на срок от 7 лет, с корректировкой на инфляцию);
    • отмена платы за подключение к электросетям;
    • дополнительный комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.
 

     По  социальной защите населения:  

    • меры по сохранению реальных доходов населения, увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011 годах на 25%), социальных пособий (на 9% ежегодно);
    • при необходимости, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости на общественных работах;
    • продолжение формирования Правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости;
    • Объем финансирования.

     

      Реализация Плана позволит оказать финансовую поддержку экономике Казахстана на сумму 2 172 млрд. тенге: за счет средств Национального фонда – 1 200 млрд. тенге; мер Национального Банка – 350 млрд. тенге; снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса – 500 млрд. тенге; создания Фонда стрессовых активов – 122 млрд. тенге.  

    • Из средств Национального фонда будет направлено: 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге) на стабилизацию финансового сектора, из них 1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка) и 3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса; 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге) на развитие жилищного сектора; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на поддержку малого и среднего бизнеса (70 % - на рефинансирование текущих проектов и 30 % – на реализацию новых); 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на развитие агропромышленного ком-плекса; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Информация о работе Антикризисные меры стран СНГ