Виды социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть виды социального обеспечения.
Задачи исследования:
Определить понятие социального обслуживания;
Выявить цели, задачи и функции социального обеспечения;
Выделить виды социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное обеспечение: понятие, цели и задач 5
1.1. Понятие социального обеспечения 5
1.2. Цели, задачи и функции социального обеспечения 14
Глава 2. Виды социального обеспечения 18
2.1 Трудовые пенсии: понятие и виды 18
2.2. Пособия 20
2.3 Компенсационные выплаты и льготы 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

виды социального обеспечения.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статья 22 Всеобщей декларации прав человека  закрепляет, что "каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства". Приведенное положение может рассматриваться в качестве отправной точки при исследовании вопроса о способах организации социального обеспечения в современных странах. Его анализ позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном. Цели, функции и объемы правовой регламентации на данных уровнях существенно различаются.

Право на социальное обеспечение реализуется "в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства" и прежде всего "посредством национальных усилий", значит, внутригосударственный уровень регулирования является основным. Именно на государство международно-правовые акты возлагают обязанность создать систему социального обеспечения и добиться ее эффективного функционирования. Следовательно, система социального обеспечения имеет национальный характер, а ее основным субъектом всегда выступает государство, которое задает ее основные параметры: определяет источники финансирования мероприятий по социальному обеспечению и способы их наполнения; создает систему органов и учреждений, организует взаимодействие между ними, а также контроль за их деятельностью; самое главное - устанавливает "правила игры", т.е. правовые нормы, регламентирующие основания, условия, виды, размеры и объемы социального обеспечения. 

Объектом исследования является виды социального обеспечения.  

Предметом исследования являются нормы законодательства, регламентирующие виды социального обеспечения. 

Цель курсовой работы – рассмотреть виды социального обеспечения.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие социального обслуживания;
  2. Выявить цели, задачи и функции социального обеспечения;
  3. Выделить виды социального обеспечения.

Для решения  поставленных задач автором использовались современные методы познания, разработанные  юридической наукой. В процессе работы применялся как ряд общенаучных  методов исследования – исторический, логический, функциональный, системный, так и частные     методы – формально-юридический, сравнительно-правовой, моделирования, прогнозирования и др.

Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное обеспечение: понятие, цели и задач

    1. Понятие социального обеспечения

На современном  этапе развития российской государственности  достаточно популярными и действительно  злободневными стали такие термины, как «социальное государство», «социальная политика», «социальная сфера», «социальная жизнь», «социальная помощь» и «социальная защита», «социальные обязательства», «социальное партнерство» и т.п. Значительно реже, особенно в политической сфере, фигурирует словосочетание «социальное обеспечение». В Конституции РФ Россия была объявлена социальным государством, т.е. государством, в котором создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, считается приоритетным направлением государственной политики; широкое распространение созвучной с категорией «социальное обеспечение» терминологии требует ответа на ряд вопросов, в том числе на вопрос о сущности социального обеспечения, его месте в общем механизме правового регулирования существующих в России общественных отношений, используются ли перечисленные выше термины как своеобразная ему альтернатива.

Необходимость освещения этих вопросов объясняется  также и тем, что до сих пор  в социальной юридической литературе не выработано единообразного понимания социального обеспечения, его существенных признаков.

Нетрудно заметить, что объединяющим и смыслообразующим в приведенных выше словосочетаниях  является термин «социальный», который, как известно, в переводе с латинского «socialis» означает «общественный», понимаемый как существование индивида в сообществе, образно говоря, человеческая аура, его окружающая1. Это исходное, отправное и, пожалуй, ключевое понимание термина «социальный». Однако он в сочетании с другими названными выше терминами на фоне произошедших изменений в государственном устройстве, экономической и политической сферах приобрел иной смысл, суть которого сводится к созданию за счет различных источников, и в первую очередь государственных средств, условий для нормального, естественного существования граждан в нашей стране, в том числе и для самообеспечения. Это, к примеру, мероприятия по снижению уровня безработицы и нейтрализации ее негативных последствий в области здравоохранения, жилищного строительства, сфер образования, науки, культуры и спорта, борьбы с преступностью, иными словами, создание всего того, что принято именовать инфраструктурой. Но и такое понимание термина «социальный» также выходит за рамки традиционно сложившегося не только в юриспруденции, но и в сознании обычных граждан представления о понятии «социальное обеспечение».

Мероприятия по формированию и поддержанию в  должном состоянии инфраструктуры различны по своему содержанию, поэтому  и возникающие общественные отношения  также неоднородны, что обусловливает различия механизмов их правового опосредования, которые в первую очередь обосабливаются посредством деления права на отдельные отрасли. Вполне очевидно, что равным «масштабом мер» юридического воздействия нельзя карать преступников, оказывать помощь лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, регулировать дорожное движение и внутрисемейные связи, обеспечивать нуждающихся социальным жильем, привлекать к ответственности за неисполнение договорных обязательств и т.д.

Право, несмотря на единство его содержания, целей, функций и задач, – специализированный инструмент, осуществляемый для оптимизации взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности. 

В силу этой специализации  оно неоднородно по своему внутреннему  строению. Поэтому право, будучи социальным продуктом и одновременно социальным (общественным) регулятором отношений, которые в рассматриваемом контексте следует понимать как возникающие и существующие в связи с необходимостью создания обстановки, обеспечивающей нормальное (естественное), а также достойное жизнесуществование каждого гражданина в нашей стране, воздействует на соответствующие отношения по-разному в зависимости от специфики последних, становясь в результате уголовным, трудовым, жилищным и т.п.

Изложенное  позволяет, на наш взгляд, считать, что нормами отдельно взятой отрасли права невозможно обеспечить весь спектр мероприятий по созданию инфраструктуры, поэтому идея (мнение) о существовании в юридическом инструментарии общности юридических норм, именуемой «социальное право», является ошибочной, а соответствующий объект осмысления научного познания – искусственным, надуманным правообразованием.

Право в целом  и каждый из его структурных элементов, как уже было отмечено, не только регулятор общественных отношений, но и социальный продукт.

Поэтому любая  из отраслей права России, будучи результатом  совместной деятельности людей, имеет, так сказать, все основания содержать  в своем названии указание на социальную принадлежность и именоваться, к  примеру, социально-уголовное, социально-трудовое право и т.д. Однако нормотворческая практика, юриспруденция знают лишь одно исключение из такой «сложносочиненной» терминологии, – это право социального обеспечения, в связи с чем прилагательное «социальный», исходя из сущности данного правообразования, имеет специфическое смысловое наполнение2.

На наш взгляд, применительно к праву социального  обеспечения термин «социальный» имеет  двухвекторную направленность и  значение; прежде всего, это источник финансирования соответствующих мероприятий и, во-вторых, субъектный состав общественных отношений, возникающих в связи с их функционированием.

Следует отметить, что в специальной литературе вместо слова «общественно-социальный»  употребляется термин «государственный», и в первую очередь, когда речь идет о финансовой составляющей соответствующих мероприятий. Средства для создания условий естественного существования индивида и его существования в сообществе – это достояние всего общества, организованного на уровне государства.

Общество делегирует свои полномочия по распоряжению этими средствами государству, которое выступает, таким образом, лишь в качестве его представителя. По этой причине такая замена вполне допустима, но она требует дополнительных пояснений, уточнений, и как следствие – недостаточно обоснованное расширение границ этой понятийной категории ведет к искажению истинного понимания термина «социальный» в его сочетании со словом «обеспечение».3

Термин «социальный» под рассматриваемым углом зрения следует понимать как осуществляемые обществом (в лице государственных структур) и за счет общества (государства) мероприятия по созданию оптимальной либо в определенной степени приемлемой для естественного существования современного человека обстановки, которая обеспечивается регулирующим воздействием всех отраслей российского права.

Право социального  обеспечения также решает эту  задачу присущим ему юридическим  инструментарием за счет средств  всего общества (бюджет всех уровней  государственного образования), но только по отношению к определенной части субъектов последнего – нуждающихся граждан и семей.

Нуждающимися, как известно, признаются лица, которые  по установленным в законодательстве причинам не имеют собственных средств  к существованию (утратили их или  не в состоянии приобрести), либо имеющихся у них средств, по мнению государства, недостаточно для нормального жизнесуществования. В числе таких субъектов права социального обеспечения все более обосабливается категория лиц, обеспечение которых осуществляется не только и не столько за счет консолидированных в государственном бюджете (т.е. всего общества) средств, а в первую очередь за счет средств, именуемых в законодательстве страховыми взносами. Эти средства формируются главным образом путем возложения обязанности на работодателей производить отчисления во внебюджетные государственные фонды в определенном проценте от начисленной наемным работникам заработной платы.

Страховые взносы – индивидуально определенные,  возмездные платежи – по сути своей  являются недополученной частью заработной платы, и по этой причине их следует рассматривать в качестве своеобразного долгового обязательства заемщика-государства в лице внебюджетных фондов. Как следствие страховые взносы подлежат персонифицированному учету на индивидуальных счетах застрахованных лиц, во-первых, и, во-вторых, возвращаются исключительно застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, а не всем иным категориям нуждающихся граждан (семьям).

Рассматривать эти средства как достояние всего  общества (общественными), в качестве социального (государственного) обеспечения, когда речь идет о средствах государственного (муниципального) бюджета, оснований нет. Страховые взносы, по нашему мнению, являются личной собственностью каждого застрахованного лица, и по этой причине государство, временно заимствуя их, возвращает в определенном эквиваленте этим лицам при наступлении определенных в законодательстве неблагоприятных событий, но собственностью с особым правовым режимом. Прежде всего, в отличие от другого имущества, находящегося в собственности физических лиц, страховые взносы «переходят» во владение, пользование и распоряжение застрахованных субъектов не с момента перечисления этих средств во внебюджетные фонды; этот момент,  как правило, отодвигается во времени и связывается исключительно с фактом (датой) наступления страховых случаев. Эти средства не находятся в полном распоряжении их собственника, так как поступают ему в установленных суммах и с периодичностью, закрепленной действующим законодательством.

Формирование  страховых средств, по общему правилу, осуществляется помимо воли их будущего собственника, что и ограничивает его волю на свободное ими распоряжение. Но присущая праву собственности свобода пользования и распоряжения, безусловно, имеет место, так как после получения «на руки» эти средства, как и любое другое собственное имущество, используются владельцем по своему усмотрению вне зависимости от того, в связи с какими обстоятельствами оно было ему передано.

Косвенным признанием этого факта является и позиция  законодателя, согласно которой неполученная часть (накопительная) трудовой пенсии в связи со смертью застрахованного лица подлежит выплате его наследникам (п. 12 ст. 9 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Отметим также, что страховые взносы не являются ни собственностью государства в целом, ни собственностью страховых фондов; они не принадлежат на праве собственности и тем членам общества, которые не отнесены к категории застрахованных лиц Тем не менее исключать эти средства из сферы, именуемой «социальное обеспечение», также не следует, поскольку они предназначены для защиты значительной части населения нашей страны как средства, минимизирующие или компенсирующие неблагоприятные последствия определенных в законе жизненных ситуаций, причем той его части, результатами труда которой создаются общественные фонды потребления, в том числе распределяемые на цели социального обеспечения всех иных членов общества, и потому государство (общество) инициирует и проводит в жизнь эту политику, т.е. они приобретают статус «социальный».

Информация о работе Виды социального обеспечения