Управление экономическими рисками и страхованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Страхование как составная часть финансовой системы способствует стабилизации экономики. Для Украины - это особенно необходимо. Реформирование экономики Украины, ее переход к рыночной экономике связан с большими трудностями, порождает множество социально-экономических, экологических, политических и других проблем, при решении которых возможны не только положительные, но и отрицательные результаты.

Содержание

Введение
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
1.1 Общие понятия управления рисками
1.2 Системный подход в управлении рисками
1.3 Страхование как метод управления риском в организации
2 Страховой риск: сущность и классификация
2.1 Риск и предпосылки его возникновения
2.2 Чистый и спекулятивный риск
1.3 Страхуемые и нестрахуемые риски
3 Государственное регулирование страховой деятельности на УКРАИНЕ
3.1 Регулирование страховой деятельности на Украине
3.2 Лицензирование страховой деятельности
заключение
СПИСОК ССЫЛОК

Работа содержит 1 файл

курсовая - страхование.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Перечисленные инвестиционные ог­раничения, как с юридической, так и с практической точки зрения, выглядят не более чем иллюзия, поскольку суще­ствует множество абсолютно легитимных способов обойти их.

Мировой опыт и многолетняя прак­тика в области страхования высокораз­витых государств Европы и Северной Америки подсказывают иные пути ре­шения этой проблемы: жесткое законо­дательное регулирование инвестицион­ной деятельности страховых компаний, вплоть до прямых предписаний, — в каком размере и в какие источники должны быть инвестированы находя­щиеся в распоряжении страховой ком­пании денежные средства.

Основным звеном системы государственного страхования являются  региональные управления государственного страхования и инспекции, которые входят в "НАСК  Оранта". При инспекции положено проведение большинства видов добровольного и обязательного страхования: заключение договоров, оценка имущества, определение и выплата страховых сумм (в пределах лимитов).

Работу по личному и имущественному страхованию среди населения непосредственно проводят внештатные агенты государственного страхования. Им предоставлено право от имени органов государственного страхования заключать с гражданами договоры страхования и выдавать страховые свидетельства и квитанции установленного образца за своей подписью и печаткой инспекции. Указанную работу страховой агент должен проводить на определенном участке, с оплатой его труда на комиссионных основах.

Органы государственного страхования организуют работу инспекций, непосредственно проводят некоторые виды страхования, рассчитывают и утверждают крупные суммы выплат страхового возмещения, проводят ревизии подчиненных подразделений, контролируют использование средств на проведение мероприятий по предупреждению гибели, повреждение застрахованного имущества, и тому подобное.

Характерным признаком государственного страхования является участие в нем многих государственных и общественных организаций. Она реализуется при разработке условий страхования, учете и оценке имущества и проведении обязательного страхования, заключении договоров добровольного имущественного и личного страхования, определении причин возникновения материального убытка, обстоятельств, связанных со страховыми случаями, которые уже произошли. Учитывая, что при проведении имущественного и личного страхования приходится решать вопросы, которые требуют специальных знаний, к работе страховых органов привлекаются специалисты-эксперты соответствующих профессий.

Государственное страхование направлено на обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание в Украине необходимых условий для деятельности  страховиков различных организационно-правовых форм, защиты интересов страхователей.

Государственное регулирование этих процессов должно содействовать усилению роли на страховом рынке обществ, которые имеют крепкую финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на него спекулятивные или фиктивные компании, которые могут нанести ущерб, как страховому делу, так и страхователям.

Важную роль в системе мероприятий государственного регулирования страхования играет регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществления контроля за деятельностью всех страховых обществ (компаний) и их объединений.

Согласно Декрету  "О страховании", государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется с целью соблюдения требования законодательства Украины о страховании, эффективном развитии страховых услуг, предотвращении неплатежеспособности страховиков и защиты интересов страхователей.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью, которая действует в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Основными функциями указанного Комитета являются:

1)            ведение единого государственного реестра страховиков (перестрахователей);

2)            выдача лицензий на проведение страховой деятельности;

3)            контроль за платежеспособностью страховиков относительно выполнения других страховых обязательств перед страхователями;

4)            установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5)            разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6)            обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности;

7)            участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности.

Законодательством установлены такие права Комитета по делам надзора за страховой деятельностью:

1)            в границах своей компетенции получать от страховиков установленную отчетность о страховой деятельности и информации об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

2)            проводить проверку относительно правильности применения страховиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности;

3)            при выявлении нарушений страховиками требований законодательства о страховой деятельности давать им предложения относительно их устранения, а в случае невыполнения предложений останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховиков к ликвидации обнаруженных нарушений или принимать решение об отозвании лицензий;

4)            обращаться в арбитражного суда с иском об отмене государственной регистрации страховика в случаях, предусмотренных законодательством.

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью выдает страховикам лицензии на проведение конкретных видов страхования и перестраховывания.

Для получения лицензии страховик представляет Комитету заявление, к которому прилагаются:

      копии учредительных документов и копии свидетельства о регистрации;

      справки банков или других кредитных учреждений, которые подтверждают наличие и размеры оплаченного уставного фонда;

      экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховой) деятельности;

      информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителей.

 

 

3.2 Лицензирование страховой деятельности

 

 

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуще­ствляющих свою деятельность, на территории Украины, носит обязательный характер и осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью в Украине (Укрстрахнадзором). На Укрстрахнадзор также возложены задачи разработки соответствующих методических и нормативных документов, обобщения практики применения страхового законодатель­ства, разработки предложений по его применению, защиты интересов страхователей в случае банкротства страховых орга­низаций или их ликвидации по другим причинам.

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. Для получения ли­цензии страховщик, прошедший регистрацию, должен пред­ставить следующие документы:

      программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, макси­мальную ответственность по индивидуальному, риску, условия обеспечения платежеспособности;

      правила или условия страхования по видам операций;

      справки банков или иных учреждений, подтверждающие нали­чие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

      статистическое обоснование применяемой системы тари­фов, ставок и резервов.

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью обя­зан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицен­зии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Укрстрахнадзор может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулирова­нии лицензий Укрстрахнадзор руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензи­руемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взи­мается специальный сбор.

Комитет по делам надзора за страховой деятельностью имеет право:

1) в пределах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и инфор­мацию об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от бан­ков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

2) проводить не чаще одного раза в год проверку на предмет соблюдения страховщиками законодательства Украины о стра­ховой деятельности и достоверности их отчетности по показа­телям, характеризующим выполнение договоров страхования, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности выдавать им предписание об их устранении, а в случае невыполнения предписаний останавливать или ограничивать действие лицен­зий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензий и исключении из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков). Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитраж­ный суд. Возобновление действия лицензии после ее отзыва осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украи­ны "О страховании";

4) обращаться в арбитражный суд с иском об отмене госу­дарственной регистрации страховщика как субъекта предпри­нимательской деятельности в случаях, предусмотренных ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве".


заключение

 

 

Управление риском традиционно ассоциируется у многих руководителей прежде всего со страхованием. Действительно, страхование изначально было наиболее распространенным в мире методом воздействия на риск и в настоящее время остается таковым. Сегодня в крупнейших развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, ежегодные выплаты страховых премий достигают 7—9% валового внутреннего продукта. Страхованием за рубежом охвачены практически все отрасли деятельности человека: медицинское страхование, страхование жизни, имущества, транспортных перевозок, прибыли, от банкротства, различные виды страхования гражданской ответственности (от автомобилей и до врачей). Не найдется такой сферы, где бы не осуществлялся хотя бы один вид страхования, не говоря уже о том, что многие его виды являются обязательными в различных странах.

Однако ситуация со страхованием в странах, недавно вступивших на путь рыночной экономики, в частности в Украине, далеко не такая радужная. Это обусловливается тем, что в Украине ранее осуществлялось централизованное управление экономикой, что подразумевало формирование государственных резервов, которые расходовались на поддержку предприятий и помощь населению в случае наступления неблагоприятных ситуаций. Фактически это было эквивалентно самострахованию, только в масштабах целой страны. Многие виды рисков, например финансовые и коммерческие, практически полностью отсутствовали, по крайней мере на внутреннем рынке.

В условиях рыночной экономики объемы государственной поддержки сокращаются во много раз. Приватизированные предприятия должны сами заботиться о создании механизмов ликвидации убытков при наступлении критических ситуаций. И страхование выступает здесь одним из наиболее доступных и проработанных с рыночной точки зрения механизмов.

В действующем законодательстве Украины о страховой деятельности содержатся минимальные требования к существу страховых услуг. При слож­ности страховых взаимоотношений это может приводить к ущемлению страхо­выми компаниями интересов страхова­телей. Практика свидетельствует, что выполнению страховой компанией обя­зательств по выплате страхового возме­щения, как правило, предшествует су­дебный процесс или утомительное хож­дение по кабинетам должностных лиц, которые, в свою очередь, используя самые разные уловки, пытаются отка­зать в выплате страхового возмещения.

Страхование осуществляется с целью защиты имущественных интересов стра­хователя и за его счет, однако наступ­ление страхового случая и в последую­щем — обязательство по выплате стра­хового возмещения страховая компания рассматривает как посягательство на ее имущественные интересы.

Для защиты интересов страхователя целесообразно установить правило, при котором размер (сумма) выплачиваемо­го страхового возмещения по договору страхования в силу судебного решения увеличивается на сумму судебных из­держек (расходов по процессу), как-то: возмещение уплаченной госпошлины и затрат, по оплате труда юристов и пр.

В любом случае система страхова­ния не будет эффективно функционировать, если сохранится сложившееся неравенство между субъектами страховых отношений.

На законодательном уровне не нашла отражения концепция комплекс­ного подхода к развитию страхового законодательства. Так, страховые ком­пании не выделены в отдельный вид субъектов предпринимательской дея­тельности в действующем законодатель­стве, прежде всего налоговом. В свою очередь, особенности страховой деятель­ности требуют отдельной регламентации взаимоотношений государства и страховой компании относительно определения размеров и порядка уплаты налогов.

Информация о работе Управление экономическими рисками и страхованием