Пенсионное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 История Пенсионного Фонда России (далее – ПФР)

1.2 Структура пенсионной системы России

2 ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЯДА СТРАН МИРА

2.1 Пенсионная система США

2.2 Пенсионная система Франции

2.3 Пенсионная система Великобритании

2.4 Сравнение пенсионной системы России и других стран

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПФР И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 277.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 История Пенсионного Фонда России (далее – ПФР)

1.2 Структура пенсионной системы России

2 ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЯДА СТРАН МИРА

2.1 Пенсионная система США

2.2 Пенсионная система Франции

2.3 Пенсионная система Великобритании

2.4 Сравнение пенсионной системы России и других стран

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПФР И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Учитывая значение социального страхования, его воздействие на общественные процессы, во многих странах государство организовывает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной сосредоточения ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

- пенсионным;

- обязательного медицинского страхования;

- социального страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.

Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Для некоторых категорий граждан невозможным обеспечить свое существование делают полученные травмы и увечья, сделавшие их инвалидами. Поэтому, государство обязано обеспечить таких граждан правом на достойную и обеспеченную старость.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 75 млн. застрахованных, в том числе работающим пенсионерам[2].

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области социального страхования  в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития, пенсионная реформа и ее результаты.

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;

- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;

- сравнить пенсионную систему РФ с пенсионными системами США, Франции, Великобритании;

- выявить преимущества и недостатки пенсионной системы РФ в сравнении с другими странами;

- ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы 2010 года;

В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда, учебники для вузов (под ред. проф. Г.Б. Поляка, Соловьев А. К.), статьи из журналов (Стафилова О. В., Федотов Д. Ю., Хмыз О. В. (Финансы), Роик В. (РЭЖ)).

Структура данной работы:

Первая часть курсовой работы освещает общие положения пенсионной системы РФ, законодательство и правовой статус ПФР, его теоретические и методологические основы.

Во второй части раскрываются особенности пенсионных систем ряда стран, а также выявляются преимущества и недостатки пенсионной системы РФ в сравнении с ними.

Третья часть работы посвящена рассмотрению вопроса пенсионной реформы, современного состояния ПФР и перспективам его развития.


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

1.1 История Пенсионного Фонда России (далее – ПФР)

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.[3]

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. 

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

 

 

 

1.2 Структура пенсионной системы России

 

Современной пенсионная система представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения. Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.

В результате реформ выделяется 3 уровня пенсионной системы[4]:

- обязательное пенсионное страхование;

- государственное пенсионное обеспечение;

- добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение.

Данная структура отображена в приложении А.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд России. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется страхователями – плательщиками страховых взносов, т.е. организациями или физическими лицами, осуществляющими найм на работу. Лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами.

Схема начисления пенсий по обязательному пенсионному страхованию представлена на рисунке 1.

Рис.1- Схема начисления пенсий по обязательному пенсионному страхованию.

Как видно из схемы начисление пенсий по обязательному пенсионному страхованию происходит за счёт выплат работодателем 20% от Фонда Оплаты Труда в Пенсионный Фонд Российской Федерации на формирование трудовой пенсии. Из которых 6% индексируются в базовую часть и 8% в страховую часть, а остальные 6% накопительной части инвестируются  в Пенсионный Фонд Российской Федерации, либо в Негосударственные Пенсионные Фонды.

В рамках системы обязательного пенсионного страхования предоставляются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), которые получают подавляющее большинство пенсионеров. Право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с законом "Об обязательном пенсионном страховании".

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Согласно действующему пенсионному законодательству право на получение трудовой пенсии по старости имеют: мужчины, достигшие 60-летнего возраста и женщины, достигшие 55, и имеющие страховой стаж не менее 5 лет. Трудовая пенсия по старости включает в себя базовую, страховую и накопительную части[5].

При этом базовая часть  каждой из пенсий является фиксированной и устанавливается государством. Базовая часть трудовой пенсии по старости на 1.01.2010 г. составляла 2562 рубля, а с 1.04..2010г. базовая часть пенсии по старости составляет 2706 рублей, таким образом, размер её индексации 31,4%.

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на увеличение базовой части трудовой пенсии. Это увеличение производится в целях возмещения северянам дополнительных материальных и физиологических затрат (затраты внутренней энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости и т.д.), вызванных тяжелыми природно-климатическими условиями проживания. Размер базовой части трудовой пенсии гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района проживания. Данные коэффициенты отображены в приложении Б.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется без учета районного коэффициента. Людям, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин базовая часть трудовой пенсии по старости и базовая часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства.

Информация о работе Пенсионное страхование