Организационные структуры страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:04, доклад

Описание работы

Организационная структура должна основываться на стратегических планах компании и обеспечивать их реализацию в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Выбор организационной структуры во многом определяется корпоративной культурой менеджмента страховщика. С течением времени стратегии и корпоративная культура могут меняться, что потребует соответствующих изменений и в организационной структуре.

Работа содержит 1 файл

Страх.docx

— 17.77 Кб (Скачать)

Организационные структуры страховых  компаний

Организационная структура  должна основываться на стратегических планах компании и обеспечивать их реализацию в условиях воздействия  внутренних и внешних факторов. Выбор  организационной структуры во многом определяется корпоративной культурой  менеджмента страховщика. С течением времени стратегии и корпоративная  культура могут меняться, что потребует  соответствующих изменений и  в организационной структуре.

Организационная структура  страховой организации - это формальные правила, разработанные ее менеджерами  для разделения труда и распределения  должностных обязанностей между  работниками, определения нормы  управления и линий соподчинения, а также для координации задач  организации.

Организационная структура  важна потому, что позволяет работникам осознать свое место в организации, благодаря чему они могут работать вместе для достижения целей компании и получать удовлетворение от своего вклада в ее деятельность.

Кроме того, структура - это  единственный способ перейти от стратегических планов к действию. Без структуры  невозможна координация действий сотрудников  и самые лучшие планы никогда  не смогут быть выполнены.

Страховая компания может  включать кроме головного офиса (дирекции) различные по уровню самостоятельности  и совершаемым операциям подразделения, в том числе дочерние компании.

Представительство страховой  компании занимается, как правило, рекламой, репрезентативными функциями, поиском  клиентов в интересах страховщика  в данном регионе или в другой стране, но не ведет коммерческую деятельность.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции  представительства и определенные страховые операции - заключение и  обслуживание договоров страхования.

Филиал страховой компании является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица. Он проводит все операции страхования  в пределах предоставленных ему  полномочий. Результаты работы филиала  отражаются в консолидированном  балансе страховой компании.

Формирование внутрикорпоративных  отношений начинается с разграничения  полномочий и ответственности всех подразделений. Выбор структуры  необходим любой компании. Чем  сложнее ее бизнес-модель и организационное  построение, тем важнее продуманное  разграничение ответственности  за формирование корпоративного результата.

На выбор организационной  структуры управления оказывают  влияние такие факторы, как:

- масштабы деятельности  страховой компании;

- объем и степень сложности  решаемых задач;

- степень диверсификации - разнообразия страхового бизнеса;

- организационно-правовая  форма деятельности страховой  организации и др.

Общие принципы формирования организационной системы (структуры) управления страховой организацией предусматривают создание центров  управления по двум основным признакам  – иерархическому (бюрократическому) и функциональному (партиципативному).

Иерархическое построение центров управления страховой организацией (вертикальная структура) предусматривает  выделение различных уровней  управления. В настоящее время  наиболее распространены двух- или  трехуровневые структуры управления, где первый уровень представлен  аппаратом управления страховой  организацией в целом, а последующие - службами управления отдельными ее структурными единицами и подразделениями.

Функциональное построение центров управления страховой компанией (горизонтальная структура) основано на разделении их по функциям управления или видам деятельности. В рамках этой системы носитель функций, т.е. сотрудник, получает указания не от одного, а от ряда вышестоящих сотрудников, одновременно о своей деятельности он информирует не одного человека, а определенное число сотрудников, которые работают в той же области. Но в рамках дисциплинарной ответственности  он подчиняется лишь одному начальнику.

Каждая вертикальная структура  имеет определенные каналы реализации властных полномочий и обмена информацией. Распределяя задания, полномочия и  обязанности, вертикальная структура формирует систему соподчиненности - направления, по которым распределяются властные полномочия между различными уровнями организационной структуры.

Наиболее простая и  распространенная система соподчиненности  называется линейной организационной  структурой. В ней четко определены направления реализации полномочий от высшего уровня управления к низшим. Здесь право давать указания предоставляется по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам и применительно ко всем функциям, которые они осуществляют.

Более сложная система, известная под названием линейно-штабной  организационной структуры, возникла в силу необходимости сочетать специализацию  с управленческим контролем. В организации  этой формы четко выражена соподчиненность  сверху донизу, но она также включает в себя функциональные группы работников (штабные органы), находящихся под  началом административного аппарата. Они дополняют линейную организационную  структуру, предоставляя консультации и специализированные услуги, но не входят в структуру соподчиненности  линейной организации. Иначе говоря, они не могут давать указания другим подразделениям организации.

Такие "штабы" существуют в основном для:

- установления связей  с общественностью;

- осуществления контроля за деятельностью предприятий, принадлежащих данной страховой компании, но не входящих в ее структуру (дочерние фирмы);

- осуществления работ  по планированию;

- предоставления правовых  и налоговых консультаций.

Потребностям сегодняшнего дня в наибольшей мере соответствует  функциональная структура, поскольку  организации нуждаются в системах координации и делового общения  между работниками различных  отделов на различных уровнях. Функциональная структура координирует деятельность страховой организации, облегчая общение  и обмен информацией между  отделами.

В последние годы ведущие страховые компании перешли к так называемой матричной структуре, в которой отдельные подразделения согласовывают свои действия со всеми другими заинтересованными подразделениями дирекции (головного офиса) по горизонтали и напрямую управляют аналогичными подразделениями в филиалах по вертикали. Это повышает гибкость, но затягивает принятие решений и затрудняет прохождение команд.

Организация работы центрального офиса страховой компании строится чаще всего по функциональному признаку. При этом выделяется ряд структурных  подразделений, отвечающих за решение  определенных задач, стоящих перед  страховой компанией.

Секретариат - постоянный орган  при совете директоров, президенте и вице-президенте страховой компании для контроля исполнения их решений. При секретариате работает группа по связям с общественностью, в функциональные обязанности которой входит информирование средств массовой информации, общественных организаций о деятельности страховщика, его благотворительных мероприятиях, организация пресс-конференций, презентаций  и т.п.

Группа советников-консультантов - постоянно действующий совещательный  орган при руководстве страховой  компании, состоящий из постоянно  работающих и привлеченных специалистов для решения наиболее важных вопросов деятельности страховой компании.

Исполнительные дирекции - функциональные управления по основным видам страховой деятельности. Обычно выделяют исполнительные дирекции (управления отделы) личного, имущественного страхования, перестрахования, сервисного обслуживания (маркетинга), управления региональной сетью; управление (отдел) кадров, юридический отдел, бухгалтерия и др.

Управление (отдел) личного  страхования осуществляет работу, связанную  с разработкой, ценообразованием и  продвижением на рынок всех видов  личного страхования.

Управление (отдел) имущественного страхования осуществляет аналогичную  деятельность в отношении покрытия имущественных рисков и рисков гражданской  ответственности.

В составе названных  управлений могут существовать операционные отделы, отделы андеррайтинга, экспертные группы, занимающиеся вопросами подготовки страховой документации, учета договоров страхования, оценки рисков и расчета страховых резервов, оценки ущерба и организации выплат страховых сумм и возмещений и т.п.

Управление (отдел) перестрахования  и международных отношений проводит работу, связанную с передачей  части ответственности страховой  компании по объектам страхования другим страховщикам, в том числе и  иностранным компаниям, с организацией взаимодействия с последними.

Финансово-аналитическое  управление (отдел) проводит работу по организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций страховщика, ведения его финансовой и статистической отчетности, по организации взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными  фондами, государственной налоговой  инспекцией; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности и т.п.

Управление (отдел) маркетинга занимается вопросами, связанными с  исследованием рынка, разработкой  новых страховых продуктов, ценовой  политикой страховой компании, организацией продвижения страховых продуктов  компании на рынок, а также с организацией, координацией и рационализацией  деятельности региональной сети страховой  компании и т.п.

Управление (отдел) кадров осуществляет работу по подбору, аттестации, повышению квалификации кадров страховой  компании, рационализации их численности.

Юридический отдел обеспечивает юридическое обеспечение деятельности страховщика, связанное с выставлением претензий, представлением интересов  страховщика в суде и арбитраже, разработкой внутренних нормативных  документов страховой компании и  др.

Как было отмечено, организационная  структура страховой компании зависит  от многих факторов, в том числе  и от масштабов ее деятельности.

Отдел андеррайтинга и выплат занимается разработкой страховых программ, стандартных страховых продуктов, правил страхования, оценкой страхового риска при принятии на страхование, определением размера ущерба при страховом случае, урегулированием ущерба и осуществлением страховых выплат.

Операционный отдел осуществляет подготовку страховой документации, прием и выдачу стандартных полисов, учет договоров страхования.

Отдел продаж занимается продвижением страхового продукта компании (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью), подготовкой  коммерческих предложений, заключением  договоров страхования и т.п.

Финансово-экономический  отдел проводит работу по организации  ведения бухгалтерского учета хозяйственных  операций компании, его финансовой и статистической отчетности, взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными  фондами, государственной налоговой  инспекцией, и др.; занимается вопросами  текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами  инвестиционной деятельности страховщика.

Хозяйственная служба организует ведение хозяйственной деятельности страховщика.


Информация о работе Организационные структуры страховых компаний