Обязательное социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и задачи системы обязательного социального страхования в России.
Задачи работы:
Отразить исторический аспект развития обязательного социального страхования (ОСС) в России и его правовое регулирование;
Рассмотреть структуру, принципы и функции ОСС;
Определить основные проблемы формирования системы ОСС в России;
Предложить способы формирования более эффективной системы ОСС.

Содержание

введение……………………………………………………………………….
3
1. Основания обязательного социального страхования
в России………………………………………………………………….…..…
4
1.1
История развития и правовое регулирование обязательного
социального страхования в России………………………………….........
4
1.2.
Субъекты обязательного социального страхования……………………..
9
1.3.
Проблемы функционирования системы ОСС в России
на современном этапе……………………………………………………..
18
2. Способы совершенствования формирования системы социального страхования в России…………………………...
23
2.1.
Долгосрочные ориентиры построения системы социального
страхования в Российской Федерации……………………………………
23
2.2.
Формирование финансовой модели социального страхования
в Российской Федерации…………………………………………………..
27
2.3.
Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России………………………………
30
3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
33
3.1.
Социальное страхование
33
3.2.
Пенсионное страхование
35
3.3.
Обязательное медицинское страхование
39
Заключение…………………………………………..………………………..
42
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_Обязательное_социальное_страхование.doc

— 567.50 Кб (Скачать)

Основные принципы обязательного социального страхования, отражены в ст.4 Закона РФ от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», и имеют следующий перечень:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования [1,c.2].

В России доля обязательного  социального страхования через  внебюджетные фонды составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает или все население (как обязательное медицинское страхование), или большие по численности категории граждан. Например, пенсионеров — по обязательному пенсионному страхованию; работающих граждан — по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; по обязательному страхованию жизни и здоровья многих других категорий граждан.

Существующая  система обязательного социального страхования в России включает в свою сферу следующие его виды:

  • пенсионное страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды социального страхования имеют специфические черты, отражающие его функциональное назначение.

Во-первых, через формирование и использование фондов социального  страхований соответствующая часть национального дохода превращается в личные доходы, конкретные блага и услуги.

Во-вторых, в социальном страховании четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения.

В-третьих, данная сфера финансовых отношений активно регулируется государством.

В-четвертых, фонды социального  страхования образуются страховым  методом, т.е. за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан.

В-пятых, фонды социального страхования  аккумулируют сбережения граждан, предприятий и обеспечивают их частичное инвестирование в экономику.

В Российской Федерации  созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих [19].

На основании Положения о  Фонде социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 №484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях [20,c.75-78].

Рассмотрим финансовые показатели деятельности фондов социального страхования:

1. Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Бюджет ФСС на 2007 год исполнен по доходам в сумме 295 368,2 млн. рублей, или 104,1 процента, и расходам в сумме 303 062,2 млн. рублей, или 99,0 процента.

В таблицах 1.1 - 1.2 представлен  вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда  социального страхования [5,c.10].

Таблица 1.1

Вертикальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2006г.

тыс. руб.

Уд.вес, %

2007г.

 тыс. руб.

Уд.вес, %

Фонд социального страхования  Российской Федерации

212987313,2

 

287493479,5

 

Общегосударственные вопросы

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Международные отношения и международное сотрудничество

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Международное сотрудничество

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Образование

13 864 931,9

6,51

15 470 415,6

53,8

Переподготовка и повышение  квалификации

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Переподготовка и повышение  квалификации кадров

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Молодежная политика и оздоровление детей

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Социальное страхование

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Оздоровление детей

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Социальная политика

199118 681,3

93,5

272013 331,4

94,6

Социальное обслуживание населения

4 979 794,0

2,33

6 378 591,2

2,18

Социальное обеспечение населения

166270 327,3

78,1

226202 014,9

78,6

Социальное страхование

155686 714,3

73,1

214640 461,9

74,6

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

82 026 000,0

38,5

98 684 300,0

34,3

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 657 617,5

0,77

1 602 943,1

5,5

Пособия по беременности и родам

15 870 000,0

7,45

23 760 236,0

8,2

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

8 624 000,0

4,05

36 533 338,7

1,27

Пособия при рождении ребенка

11 440 000,0

5,37

13 147 200,0

45,7

Другие пособия и компенсации

784 507,7

0,36

834 802,5

2,9

Единовременные страховые выплаты

590 995,4

0,28

561 085,8

1,9

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

8 421 931,5

3,95

9 358 503,1

32,55


Продолжение таблицы 1.1

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

3 300 000,0

1,55

3 676 192,5

12,7

Другие вопросы в области  социальной политики

27 796 168,0

13,05

39 356 921,8

13,6

Мероприятия в области социальной политики

810 187,0

0,38

925 002,0

3,21

Всего расходов

212987313,2

100

28749379,5

100


В 2007 году фондом осуществлялись выплаты всех видов пособий по обязательному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, но беременности и родам, при рождении ребенка и другие). Кроме того, в 2007 году осуществлялись выплаты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Таблица 1.2

Горизонтальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2006г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

2007г.

Сумма расходов, тыс. руб.

Темп роста,  %

Фонд социального страхования  Российской Федерации

212987313,2

287493479,5

 

Общегосударственные вопросы

3 700,0

9 732,5

2,63

Международное сотрудничество

3 700,0

9 732,5

2,63

Взносы в международные организации

 

3 032,5

2,63

Образование

13 864 931,9

15 470 415,6

1,12

Переподготовка и повышение  квалификации

424 152,7

497 388,2

1,18

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

424 152,7

497 388,2

1,18

Переподготовка и повышение  квалификации кадров

424 152,7

497 388,2

1,18

Молодежная политика и оздоровление детей

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Социальное страхование

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Оздоровление детей

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Социальная политика

199118 681,3

272013331,4

1,37

Социальное обеспечение населения

166270 327,3

22202 014,9

0,13

Социальное страхование

155686714,3

214640461,9

1,38

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

82 026 000,0

98684300,0

1,2

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 657 617,5

1 602 943,1

0,97

Пособия по беременности и родам

15 870 000,0

23760236,0

1,49

Информация о работе Обязательное социальное страхование