Медицинское страхование и проблемы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие). Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи, оплата которой производится за счет страховых средств. Так реализуются принципы обязательного страхования: богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общие аспекты организации медицинского страхования…………………......5

2. Проблемы развития медицинского страхования................................................12

Заключение………………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

скинуть.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

    Возможно, когда нашими специалистами изучались модели медицинского страхования в других странах, какие-то элементы не были, изучены до конца или не были учтены особенности нашей страны при реализации, выбранной или вновь созданной модели. Однако есть проблемы, есть недостатки (видимые и невидимые) действующей системы медицинского страхования и внимание к ним должно быть самое пристальное.

    Но  все же мировой опыт показывает, что эффективность использования  средств в страховых системах выше, чем при бюджетной системе  их распределения. В условиях рынка доходы работников здравоохранения целиком зависят от того, насколько удовлетворен клиент и обратится ли он по тому же адресу в следующий раз, когда ему понадобится медицинская помощь. В случае медицинского обслуживания значение имеет не только, характер лечения, но качество обслуживания пациента. У пациента появляется гарант качества медицинской помощи - страховая медицинская организация, которая контролирует не только суммы затрат, но и качество оказанной медицинской помощи. Отмахнуться от страховой медицины даже самые закоренелые консерваторы сегодня не могут - это грозит расторжением выгодного контракта.

    Основой введения системы медицинского страхования  явилось создание предпосылок для  отказа от остаточного принципа финансирования здравоохранения. Основополагающим принципом организации сферы здравоохранения в условиях рыночного хозяйства является многоукладность экономики здравоохранения и многообразие форм организации медицинского обслуживания населения. Существование альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит основной гарантией свободы выбора места и условий работы для медицинских работников и свободы выбора врача и методов лечения для пациента.

    Необходимость с новых позиций рассмотреть  современные проблемы развития медицинского страхования в России с учетом международного опыта, социально-экономических факторов, определяющих состояние здоровья и качество жизни населения, а также на основе анализа опыта работы субъектов медицинского страхования выработать конструктивные рекомендации по совершенствованию системы здравоохранения - таковы проблемы данного исследования, которые и определяют его актуальность.

    Социальные  отношения, с помощью которых  формируются и расходуются фонды  денежных средств для материального  обеспечении различных групп населения, оказавшихся в критическом положении, представляет собой систему социальной защиты населения, которая в условиях рынка должна базироваться на социальном страховании.

    Социальная  защита населения дает возможность  реализовать конституционное право граждан на материальное обеспечение в старости, и случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы.

    Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах: всеобщность обеспечения граждан по социальному страхованию, причем в наибольшей мере за счет средств предприятии, организаций и государства, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования и управление последними через организации трудящихся.

    Медицинское страхование как форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья представляет собой гарантии обеспечения медицинской помощью  в случае потери здоровья по любой причине, в том числе в связи с болезнью или несчастным случаем. Оно обеспечивается мерами по формированию особых страховых фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи в рамках страховых программ. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с финансированием оказания медицинской помощи при наступлении страхового случая.

    Медицинское страхование развивается как  форма социальной защиты населения, дополнительная к существующему  бюджетному здравоохранению. Последнее продолжает существовать и выполнять свои функции. Во всех развитых странах мира государственному здравоохранению придается огромное значение. Государство берет на себя основные функции охраны здоровья населения. В первую очередь, это противоэпидемическая работа и выявление методами неинфекционной эпидемиологии причин преждевременного возникновения и распространения болезней, вызванных средовыми воздействиями. Государство берет на себя финансирование медицинской помощи при острых и чрезвычайных ситуациях. В оказании плановой медицинской помощи государство в большинстве случаев отдает полную инициативу частному бизнесу, страхованию или иным самостоятельно хозяйствующим организациям (больничным кассам, обществам поддержания здоровья). При этом государство контролирует стандарты качества медицинских услуг, уровень подготовки кадров, а также развитие принципиально новых направлений в медицине.

    Представляется, что реформирование системы медицинского страхования в России должно следовать  богатейшему мировому опыту решения данной проблемы.

    Итогом  изучения этапов развития страхования  является констатация принципиальной возможности опираться на зарубежный опыт, так как он содержит множество  действующих вариантов финансирования и управления здравоохранением стран с разной степенью участия государства в системе охраны здоровья населения. Без такого участия (в той или иной степени) не работает ни одна из существующих систем здравоохранения. Современное государство не может оставить без внимания такую важную социальную сферу как охрана здоровья граждан. Поэтому в государственной сфере осуществляется сбор информации о здоровье населения, проводятся мониторинга силами независимых организаций, осуществляется контроль за оборотом денег в системе рыночных отношений, правовым урегулированием возникших споров.

    В европейских странах разработана  система сдерживания цен за медицинские  услуги. Закон и установившаяся практика переговоров между страховыми компаниями и врачебными ассоциациями (иногда прямые, иногда с участием правительственных чиновников) помогают удерживать цены на достаточно низком уровне, учитывая, впрочем, уровень инфляции. В США же отмечается безудержный рост цен и беспомощность правительства в их сдерживании.

    Вышеперечисленные отличия обуславливают сравнительно большую удовлетворенность населения и правительств европейских стран своими системами страхования здоровья, по сравнению с Соединенными Штатами Америки.

    Итог  проведенного сравнения - не в пользу частной системы страхования  здоровья. Преимущество следует признать за системой регулируемого страхования здоровья, разработанной в течение столетий развитыми странами Европы. 

 

Заключение

    В последнее десятилетие стал очевидным  глубочайший кризис российского  здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы. Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли.

    Система здравоохранения в России нуждается, прежде всего, в антимонопольных мерах, децентрализации и разгосударствлении. Все это заставляет приступить к кардинальным преобразованиям отрасли; в противном случае нарастает социальная напряженность, так как медицинские учреждения не удовлетворяют потребности населения. На основе мирового опыта выбрана идея перехода к медицинскому страхованию и принят Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.

    Согласно  заложенным в Законе принципам, новая  бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения предполагает, что медицинское страхование должно осуществляться на многоуровневой основе.

    Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое  обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.

    Законодательно  определены субъекты медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая  медицинская организация (страховщик); медицинское учреждение.

    Вся система медицинского страхования  создается ради основной цели - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.

    Страхователями определены все работодатели, (включая самодеятельную часть населения), а также бюджетные организации. Внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования также являются страхователями, призванными не только аккумулировать средства первичных страхователей, но и организовать систему учета, поступления и расходования средств на обязательное медицинское страхование.

    Страховые организации - это именно те новые  структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и  стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования: " Деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

    Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в  свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, который превращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг. 

 

    Список  литературы

  1. Ахмедов С.А., Рахманов Ф.П. «Оценка качества услуг  учреждений здравоохранения в условиях страховой медицины», М.:ИСЭПН РАН, 2007 г.
  2. Гришин В.В., Семенов В.Ю. «Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование», М.: 2005 г.
  3. Финансово-экономические аспекты деятельности работодателей в условиях обязательного медицинского страхования. Под ред. В.В. Гришина. Г.В., Гуцаленко. Учебно-методическое пособие. - М., 2004 г.
  4. «Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования», Финансовый бизнес № 5, 2003 г.
  5. Таранов А. «Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранения», Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 2, 2002 г.
  6. Шолпо Л., Фотаки М. «Сочетание общественного и частного в решении основных проблем медицинского страхования», Здравоохранение № 6, 2006 г. 

Информация о работе Медицинское страхование и проблемы его развития