Информационная система страховой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Специфика развития страхования в российских условиях и бурный рост обусловили весьма ограниченную применимость соответствующих зарубежных информационных систем, при этом ряд проблем, стоящих перед страховыми организациями на современном этапе, делает автоматизацию страхования необходимой.

Работа содержит 1 файл

Страховая организация 2.docx

— 25.20 Кб (Скачать)

Введение

Специфика развития страхования  в российских условиях и бурный рост обусловили весьма ограниченную применимость соответствующих зарубежных информационных систем, при этом ряд проблем, стоящих  перед страховыми организациями  на современном этапе, делает автоматизацию  страхования необходимой.

 

К таким проблемам относятся:

 

                   -                        большие объемы и сложность  составления отчетности для контролирующих  органов (Росстехнадзор, налоговая  инспекция);

 

                   -                        накопление и обработка собственных  статистических данных, необходимых  для последующего анализа;

 

                   -                        сложность расчета страховых  тарифов и разработки соответствующих  методик;

 

                   -                        необходимость оперативного анализа  эффективности различных видов  страхования;

 

                   -                        необходимость оперативной оценки  финансового состояния компании  для рационального инвестирования  средств;

 

                   -                        невозможность развития некоторых  видов страхования без соответствующего  программного обеспечения.

 

Сегодня отчетливо проявляется  интерес страховых компаний к  замене используемых самописных систем промышленными решениями. Программное  обеспечение для автоматизации  страховой деятельности должно отвечать требованиям, которые не только бы отражали отраслевую специфику и решали эти  проблемы, но и обеспечивали повышение  эффективности работы страховой  компании. Оставив «за кадром»  транзакционные и учетные системы, рассмотрим некоторые аспекты применения ИТ в страховании, которые сегодня  становятся одними из самых актуальных, - поддержка анализа и прогнозирования, а, следовательно, принятия тактических  и стратегических решений по развитию компании.

 

 

Глава 1. Понятие и сущность страховой деятельности

 

1.1. Роль и основные принципы  страхования

 

Страхование — система  экономических отношений, предназначенная  для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба в результате непредвиденных случайностей. Оно представляет всем хозяйствующим субъектам и  членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причиненного стихийным  бедствием, вызванным непредвиденными  обстоятельствами в деятельности предприятий, фирм, банков.

 

Многовековой опыт страхования  убедительно доказал, что оно  является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Именно страхование  повышает инвестиционный потенциал  и дает возможность увеличить  состояние и богатство нации. Поэтому налаживание непрерывного и бесперебойного производственного  процесса, поддержание стабильности и устойчивости экономического развития, повышение уровня жизни населения  требуют формирования системы страховой  защиты.

 

Страховая компани

я — определенная общественная форма функционирования страхового фонда,

представляющая собой  обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования  и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное  единство и экономическая обособленность ее ресурсов, их самостоятельный полный оборот. Страховая компания функционирует  в экономической системе в  качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые  компании строят свои отношения с  другими страховщиками на основе перестрахования и соцстрахования.

 

Новая роль страховых компаний заключается в том, что они  все больше выполняют функции  специализированных кредитных институтов — занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие  после коммерческих банков позиции  по величине активов и по возможности  применения их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими  ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании могут  занять ведущее положение на рынке  капиталов.

 

Страховые компании подразделяются на ряд типов.

 

·  Акционерные страховые  общества, т. е. формы организации  страховых фондов на основе централизации  денежных средств посредством продажи  акций.

 

·  Перестраховочные компании, осуществляющие вторичное страхование  наиболее крупных и опасных рисков.

 

·  Общества взаимного  страхования, предусматривающие организацию  страхового фонда на основе централизации  средств посредством паевого  участия его членов, создание, как  правило, союзов средних и крупных  собственников (домовладельцев, собственников  гостиниц и т. д.).

 

·  Государственная страховая  компания публично-правовая форма организации  страхового фонда, основанная государством.

 

·  Негосударственный пенсионный фонд — особая форма организации  личного страхования, гарантирующая  рентные выплаты страхователям  по достижении ими пенсионного возраста. В странах с развитой экономикой пенсионные фонды являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы  «встроенных стабилизаторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

 

Итак, страховой рынок  — это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера экономических  отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируются  спрос и предложение на нее.

 

Страховой рынок тесно  связан со всеми звеньями процесса воспроизводства. Будучи составной  частью экономики, страховой рынок  отражает состояние и уровень  развития производительных сил общества и в то же время активно влияет на развитие экономики. Страховые рынки  подразделяются по отраслевому признаку, по масштабам — на национальный, региональный и международный.

1.2. Основные функции, функциональные  задачи страхования, реализуемые  в условиях автоматизации информационных  технологий

 

 

К числу важнейших функций  страхования относятся:

 

– формирование специализированного  страхового фонда денежных средств  как платы за риски, которые берут  на свою ответственность страховые  компании. Этот фонд может формироваться  как в обязательном, так и в  добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.

 

– возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе  имеют только физические и юридические  лица, которые являются участниками  формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию  осуществляется физическими или  юридическими лицами в рамках имеющихся  договоров имущественного страхования.

 

– предупреждение страхового случая и минимизация ущерба –  предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий  по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных  бедствий и т.п.

 

Имея дело с массовыми  явлениями, в отношении которых  организуется страховая защита, страхование  собирает, группирует и обобщает информацию с целью выработки оптимальной  стратегии своей деятельности. В  настоящее время все информационные процедуры управления страховой  деятельностью основываются на автоматизированных информационных технологиях и системном  подходе к рассмотрению страхования. В частности, многообразие функций  и функциональных задач может  быть упорядочено и представлено в виде взаимосвязанной системы.

Глава 2. Применения информационных систем в сфере страхования 

 

2.1. Функциональные задачи  страхования, реализуемые в условиях  автоматизированной информационной  технологии

 

Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой  компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих  полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой  компании заключается в автоматизации  решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов  деятельности.

 

Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реализуемые  в условиях автоматизированной информационной технологии.

 

·  Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия  предыдущих договоров по каждому  страхователю, случаев страховых  выплат, расчет поправочных коэффициентов  к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение  договора в базу данных для последующей  обработки, выдача необходимых документов.

 

·  Заключение дополнительного  договора. Расчеты по изменившимся условиям или объектам страхования  с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых  или изменяемых договорах.

 

·  Заключение договора перестрахования. Проверки соответствующей информации, расчет комиссионных.

 

·  Внесение страховой  премии (или ее части). Перечисление денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования - расчеты  с перестраховщиками.

 

·  Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.

 

·  Наступление страхового события. Расчет возмещения, проводка выплат, перерасчет по договору или  его прекращение, ведение базы страховых  событий.

 

·  Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление  изменений в базе договоров.

 

·  Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования. Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым  событиям, расчет с использованием статистических таблиц.

 

·  Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.

 

·  Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.

 

·  Анализ финансового  состояния компании. Выявление тенденций  и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.

 

·  Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников  компании, учет собственности и т.д.

 

Полная технология страхования  предусматривает обработку больших  и взаимосвязанных массивов данных:

 

·  договоров страхования  и перестрахования;

 

·  страховых полисов;

 

·  брокерских договоров;

 

·  документов по зарплате страховых представителей;

 

·  платежных поручений;

 

·  кассовых ордеров и  бухгалтерских проводок;

 

·  заявлений на выплату  страхового возмещения;

 

·  актов о страховых  случаях и т.д.

2.2. Техническое обеспечение  автоматизированных 

 

информационных систем

Страхование является одним  из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов  бизнеса.

 

Развитие в нашей стране рыночных отношений, включение в  мировые интеграционные процессы заставляет уже сегодня приближаться к требованиям  мировых стандартов. Возрастают требования к объективной оценке финансового  положения предприятий, координации  стратегий, что направлено на снижение финансовых рисков и получение конкурентных преимуществ.

 

Это обусловливает необходимость  внедрения в процесс страхования  автоматизированных информационных технологий.

 

Внедрение информационных технологий в процесс планирования и управления деятельностью страховых компаний предусматривает не только обработку  больших и взаимосвязанных массивов данных, но может использоваться также  для их анализа и обоснований  вариантов управленческих решений. При этом важную роль играют учет разнообразных  сведений о секторах экономики, регионе, фирме и других хозяйствующих  субъектах, а также учет финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

 

Объемы информации, высокие  требования к точности и достоверности, необходимость эффективного анализа  финансового состояния клиентуры  и страховой фирмы — вот  основные причины, предопределяющие автоматизацию  страхового бизнеса.

 

С внедрением вычислительной техники в страховую деятельность страховые задачи стали обрабатываться с использованием всего многообразия технических средств.

 

Автоматизация задач страхового дела зависит в первую очередь  от изменения форм взаимодействия машины и пользователя. На начальных этапах применения ЭВМ преимущественно  решались задачи, формирующие сводные  данные о результатах деятельности страховой организации за отчетный период. ЭВМ использовались в режиме пакетной обработки, что вызывало задержку в принятии решений и исключало  работу страховщиков с клиентами  в реальном масштабе времени.

 

Положение изменилось в настоящее  время, когда значительная часть  работающих в страховых компаниях  компьютеров представляет собой  один из типов распределенных вычислительных систем. Распределенные системы в  страховой деятельности строятся на базе АРМ специалиста, соединенных  каналами связи в вычислительные сети многопроцессорных компьютеров  и многомашинных вычислительных комплексов.

 

Автоматизированные рабочие  места оснащены персональными компьютерами и прикладными программами, предназначенными для реализации отдельных функций (расчет заработной платы, учет страховых  полисов) или блоков функций, например бухгалтерских операций, инвестиций и т.п. Все АРМ подсоединены к  единой технологической платформе, работающей на базе более мощного  сервера. При такой схеме электронной  обработки информации организуется многопользовательская работа с  разными или одними и теми же программами  и наборами данных. Это позволяет  избежать избыточности и противоречивости данных, а также их потери и искажения. Практикуется ввод данных и одной  службой пользователей из числа  сотрудников компании по паролю, т.е. имеющих соответствующие полномочия для работы с этими данными. Такие  возможности в настоящее время  предоставляют автоматизированные информационные технологии страховой  деятельности достаточно широко.

Информация о работе Информационная система страховой организации