Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

Содержание

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций 3
Тесты 11
Задача 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Кр_Страхование.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования-

Всероссийского  заочного финансово-экономического института

 в  г.Туле 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Страхование» 

Вариант № 3 
 
 
 
 
 

                                            Выполнил: студентка 4(2) курса

                                                    факультета  ФК

                                                    специализации  ФМ

                                                    группы дневной

                                                    Баранова О.П.

                                                     № л.д. 10 ффд 61423

                                           Проверил: Панасюк А.С.  
 
 
 

                                                 Тула 2011 г. 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРАХОВОЙ  НАДЗОР  ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  СТРАХОВЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

 

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

     Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

     Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. [1]

     Деятельность  страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих  субъектов, так как нацелена на обеспечение  беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненными различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями.

     Каждый  страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженного  в ущербе, в некоторых случаях  принимает катастрофический характер – крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы.

     Высокая доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует государственного страхового надзора.

     Государственный надзор за деятельностью  субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Такую деятельность осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

     Страховой надзор включает в  себя:

  1. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлении и документов, представленных в соответствии с Законом. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
    • заявление о предоставлении лицензии;
    • учредительные документы соискателя лицензии;
    • документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
    • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
    • сведения о составе акционеров (участников);
    • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
    • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
    • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
    • правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
    • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
    • положение о формировании страховых резервов;
    • экономическое обоснование осуществления видов страхования.

     Принятие  решения о выдаче лицензии или  об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в  срок, не превышающий 60 дней с даты получения  органом страхового надзора всех документов для получения лицензии.

     Основанием  для отказа соискателю лицензии в  выдаче лицензии являются:

    • использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;
    • наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
    • несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
    • несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
    • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
    • наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
    • необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
    • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
    • несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

     Аннулирование лицензии или отмена решения о  выдаче лицензии осуществляется в случае:

    • непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
    • установление до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
  1. Контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.
  1. Выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организации, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
  2. Разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела.
  3. Обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

     Основная  проблема государственного страхового надзора – величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

     Регулирующая  роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью страховых  организаций должна предусматривать  выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей. [2, c. 217]

     1. Главная функция – регистрация  тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров  страхования. Регистрацию должны  пройти все страховые организации.  В ходе регистрации выявляются  профессиональная пригодность страховой  компании, ее финансовое положение.

     2. Обеспечение гласности. Каждый, кто  профессионально занимается страховой  деятельностью, обязан опубликовать  проспект, содержащий полную правдивую  и четкую информацию о финансовом  положении страховой компании.

     Принцип гласности проводится через положение  законодательных актов о страховой  деятельности (публичная отчетность).

     Чтобы не допускать ограничение конкурентной борьбы. Орган государственного страхового надзора должен проверить, на сколько  достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

     3. Поддержание правопорядка в отрасли.  Орган государственного страхового  надзора может начать расследование  нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд.

     Орган государственного страхового надзора  наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховых компаний.

     В целях настоящего Закона иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации. [1]

     В случае, если размер (квота) участия  иностранного капитала в уставных капиталах  страховых организаций превышает 25%, орган государственного страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

     Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. [3, c. 256]

     Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) – на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ.

     В указанном предварительном разрешении не может быть отказано страховым  организациям, являющимся дочерними  обществами по отношению к иностранным  инвесторам (основным организациям), или  имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) не будет превышен при их совершении.

Информация о работе Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций