Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение.............................................................................………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................................…4
Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита......................................................................................….11
Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ...........................................................................………………..25
Заключение....................................................................…………...31
Список литературы………..........................................…………......32

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. финансы и кредит.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

       Содержание

Введение.............................................................................………3

Глава 1. Экономическое содержание и функции  государственного кредита.........................................................……………………….4

1.1  Государственный кредит как экономическая категория...................................................................................…4

    1. Отличия государственного кредита от банковского…8

Глава 2.  Формы государственного кредита.....................………..11

2.1  Формы  внутреэкономического государственного кредита......................................................................................….11

    1. Международный государственный кредит.............…..18

Глава 3.  Основные тенденции развития государственного кредита в РФ...........................................................................………………..25

Заключение....................................................................…………...31

Список  литературы………..........................................…………......32 

 

        Введение.

       Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала.

       Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

       Кредит  выполняет следующие функции:

       аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

       перераспределение денежного капитала ;

       экономию  издержек;

       ускорение концентрации и централизации капитала;

       регулирование экономики.

       На  рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

       Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части  кредитно-банковской системы страны.  Принимая во внимание сложившиеся в  России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.      
 
 
 

       Глава 1.

       Экономическое содержание и функции  государственного кредита. 

1.1  Государственный  кредит как экономическая  категория. 

     В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

     Главным способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

           Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .[1]

                                                   

      С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Объективная  необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном  действующим законодательством  с учетом общего состояния  экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу  бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

      В периоды экономического кризиса (который  имеет место на сегодняшний день), коренных изменений  в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

      Государственный кредит  представляет отношения  вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

      Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

      Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ. [1]

   Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

      Из  многолетней практики банковского  кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при  кредитовании.  Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом. 

      Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном  уровне.  Принимая государственную гарантию за третье лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно расчитывает.

      При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:

      -указание, за кого оно выдано,

      -пределы  обязательства гаранта, т.е. сумма  на которую выдана гарантия

      -срок  действия.

      Отличительными  чертами государственного кредита  являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.  

         Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению  с монетарными приемами.

 

    1.2  Отличия государственного  кредита от банковского. 

          Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей: 

  • Потребность государства в  кредите. 

    Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и  используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. [1] Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством. 

  • Условия сделки.

     Условием  сделки банковского кредита является  совпадение  экономических интересов   кредитора и заемщика,  при  государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных  экономических интересов кредиторов и заемщиков. [1] 

  • Целевое назначение.

    Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения  своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов. 

Информация о работе Государственный кредит