Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Регулирование (экономическое - stroyverno.ru) — целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов.
Регулирование составляет одну из функций системы управления на всех уровнях народного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная страхование.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 

     Регулирование (экономическое - stroyverno.ru) — целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов.

       Регулирование составляет одну из функций системы управления на всех уровнях народного хозяйства.

       Инвестиционная  деятельность нуждается в государственном  регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.

       Наряду  с рыночными экономическими саморегуляторами в виде использования категорий спроса, предложения, цены и конкуренции государство использует определенные государственные регуляторы.

       Государство для выполнения своих функций  организации регулирования инвестиционной деятельности использует как организационные методы, так и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность. В последние годы государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается государственными федеральными органами и органами местного самоуправления.

       Основная  роль в системе организации регулирования  инвестиционной деятельности на федеральном  уровне принадлежит Федеральному агентству  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству (Росстрой - stroyverno.ru), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.

       Расстрой является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Расстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

       Органы  местного самоуправления при осуществлении  своих полномочий по регулированию инвестиционной деятельности на своих территориях руководствуются правилами, которые содержатся в нормативных актах: постановлениях, СНиПах, стандартах, правилах, инструкциях и законах РФ.

       Прямое  государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ - stroyverno.ru. Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений.

       Государственные централизованные капитальные вложения — это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Инвестиционная  деятельность в капитальном строительстве  может осуществляться во всех отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной особой инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных инвестиционных программах.

       2. Оценка инвестиционной деятельности страховщиков. 

       Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

       Для обеспечения выполнения принятых страховых  обязательств страховщики образуют из полученных страховых взносов  необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

       Страховщики вправе инвестировать или иным образом  размещать страховые резервы  и другие средства.

       Инвестиционная  политика страховых компаний должна отвечать принципам диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности [14, с.32]. Это в полной мере распространяется как на активы, покрывающие страховые резервы, так и на свободные активы.

       Принцип диверсификации вложений заключается  в распределении инвестиционных рисков для достижения большей устойчивости инвестиционного портфеля. Согласно этому принципу не должно допускаться превалирование какого-либо вида или объекта вложений: не допускаются региональная, отраслевая и иная концентрация.

       Принцип возвратности подразумевает максимально  надежное размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.

       Принцип ликвидности предполагает такую  структуру вложений, чтобы в любое  время имелась достаточная величина ликвидных средств или капитальных  вложений, легко обращаемых в ликвидные  средства.

       Принцип прибыльности заключается в максимизации рентабельности инвестиций при обеспечении остальных принципов с учетом ситуации на рынке капиталовложений. Другими словами, страховщики в своей инвестиционной деятельности при управлении средствами страховых резервов должны обеспечивать высокую рентабельность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение времени инвестирования, и в случае необходимости иметь возможность легко и быстро реализовать активы [14, с.32].

       При рассмотрении возможностей использования средств страховщиков в качеств инвестиционных ресурсов важно, прежде всего, анализировать структуру мобилизуемых ими на эти цели средств с точки зрения требований к объектам инвестирования.

       Страховые компании располагают собственными и привлеченными инвестиционными ресурсами. Собственные финансовые ресурсы страховщика - это в основном его уставный капитал, а его привлеченные инвестиционные ресурсы - это резервы страховой организации.

       Средства  страховых резервов являются наиболее крупным источником инвестиционных ресурсов страховщиков. На страховые резервы приходится более половины источников средств страховых организаций.

       Страховые резервы страховых организаций  на 1.07.2006 г. возросли за 2003-2006 гг. в 1,6 раза, составив 340,3 млрд руб. Среднегодовые темпы роста страховых резервов за анализируемый период достигли 16%. Уровень доли резервов в валовом внутреннем продукте - 1,5% [10, с.8].

       Основная  часть страховых резервов по видам  страхования иным, чем страхование  жизни, учитывая, что сроки, на которые заключаются такие договоры, как правило, не превышают одного года, используется обычно в течение года со дня их поступления. При этом следует иметь в виду, что определенная часть таких ресурсов может потребоваться в любой момент для осуществления страховых выплат по договорам страхования, поскольку страховой случай может произойти даже на следующий день после заключения договора.

       Следовательно, средства, полученные страховщиками  по договорам страхования иного, чем страхование жизни, могут  быть инвестированы, главным образом, в высоколиквидные, средне- и краткосрочные активы. Данные вложения должны удовлетворять срочные и внезапные потребности страховых компаний в денежных средствах, например, для осуществления страховых выплат [15, с.43].

       Исключение  из этого правила, да и то с определенными оговорками, может быть сделано лишь в отношении средств, аккумулированных в стабилизационных резервах и резервах выравнивания убытков. Эти резервы предназначены для обеспечения выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования лишь в тех случаях, когда текущих поступлении страховых взносов окажется недостаточно, а потому при благоприятном развитии событий такие резервы могут быть использованы частично и для более долгосрочных инвестиций. Это же касается и части резервов незаработанной премии в ситуации постоянного роста объема страховых операций, поскольку в подобной ситуации часть данных средств носит постоянный характер.

       По-иному  обстоит дело со страховыми взносами, поступающими по договорам страхования жизни (в случаях, когда данное страхование не используется для целей оптимизации налогообложения страхователей). Особенностями страхования жизни являются, во-первых, длительный срок действия договоров: 5-10-15 и более лет, и, во-вторых, наступление обязательств по страховым выплатам в основной их части лишь по окончании действия договоров или в другие заранее оговоренные сроки, значительно отнесенные по времени от даты начала уплаты страховых взносов. Это позволяет страховщикам, с одной стороны, инвестировать значительную часть резервов по страхованию жизни в относительно долгосрочные инвестиционные проекты, причем, чем на более длительные сроки заключены договоры, тем более долгосрочными могут быть инвестиции, а с другой стороны, существенно снижать требования к ликвидности таких инвестиционных вложений. В результате операции по страхованию жизни обеспечивают аккумуляцию долгосрочного денежного капитала, а средства резервов по страхованию жизни являются основным и наиболее важным источником инвестиций страховщиков. Не случайно, что на начало 2002 г. из 11.4 трлн. дол. активов страховщиков всего мира 82% (9,4 трлн. дол.) принадлежали компаниям, занятым в страховании жизни [15, с.44].

       Однако  у отечественных страховщиков на резервы по страхованию жизни  приходится примерно 20% всех средств страховых резервов. При этом явно выраженной тенденцией у всех групп страховщиков является сокращение удельного веса резервов по страхованию жизни в их источниках средств. Причинами этого являются, с одной стороны, низкий уровень развития «классического» страхования жизни в стране, а с другой, - постепенный отказ участников страхового рынка от использования страхования жизни в качестве метода оптимизации налогообложения страхователей.

       Помимо  средств страховых резервов (привлеченных ресурсов) страховщики имеют также собственные средства, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности (уставный, резервный, добавочный капитал, а также нераспределенная прибыль).

       Собственные средства могут использоваться на дальнейшее развитие страховщиков, а также служат гарантией их устойчивости и способности выполнять свои обязательства. Поскольку данные ресурсы, как правило, свободны от конкретных обязательств, определенная их часть может быть вложена в сравнительно долгосрочные и менее ликвидные виды инвестиций.

       3. Пример размещения страховых  резервов или собственных активов  российской страховой компании. 

       Как уже отмечалось ранее, атрибутом финансовой устойчивости страховой организации является ее способность адекватно реагировать на внешние и внутренние дестабилизирующие факторы. Страховая организация функционирует в определенном экономическом пространстве, которое является для нее объективным и диктует те или иные характеристики и параметры ее страховому и финансовому механизму, в том числе - страховым резервам. Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела” (ст. 26) ввел в отечественную практику единое понятие - страховые резервы.

       Использование значительного количества наименований (“запасной фонд”, “страховой фонд”, “запасной резерв”, “резервный фонд” и т.д.) для определения одного явления зачастую приводит к недоразумениям, поскольку эти понятия фигурируют в других законодательных актах, являясь разными терминами.

       Для практикующих страховщиков самым принципиальным моментом является разделение понятий “страховой фонд” и “страховой резерв”. Они представляют собой различные экономические категории.

       Страховые резервы как понятие совершенно конкретное и отражают величину обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам страхования, но не исполненных на данный момент времени. Страховые резервы показываются в балансе любого страховщика на каждую отчетную дату. Отсутствие их не означает, что страховщик не участвует в формировании совокупного страхового фонда, а значит лишь то, что на данную дату он рассчитался по всем имевшимся у него договорам страхования и формировать страховые резервы для неисполненных обязательство им у него нет необходимости.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности