Государственное регулирование обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и форм государственного участия в регулировании и развитии социальной сферы, и в частности системы охраны здоровья населения.
Хроническое недофинансирование общественного здравоохранения явилось очевидным индикатором неспособности государства наладить нормальный порядок экономических взаимоотношений между отраслью, обществом и государством. Все больше стал нарастать разрыв между потребностью населения в получении бесплатной медицинской помощи и возможностью государства ее удовлетворить.
Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в самый пик кризисного периода проводимых в России реформ позволило предотвратить обвальное падение объемов финансирования медицинских учреждений, сохранить на должном уровне медицинское обслуживание населения. Введенная система ОМС в известной степени определила и начало структурных преобразований в здравоохранении. В первую очередь это проявилось в реструктуризации и сокращении конечного фонда стационаров, в реанимации традиционных отечественных постулатов профилактики, в приоритетном развитии первичной медико-социальной помощи.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 103.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и форм государственного участия в регулировании и развитии социальной сферы, и в частности системы охраны здоровья населения.

Хроническое недофинансирование общественного здравоохранения  явилось очевидным индикатором  неспособности государства наладить нормальный порядок экономических  взаимоотношений между отраслью, обществом и государством. Все больше стал нарастать разрыв между потребностью населения в получении бесплатной медицинской помощи и возможностью государства ее удовлетворить.

Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в самый пик кризисного периода проводимых в России реформ позволило предотвратить обвальное падение объемов финансирования медицинских учреждений, сохранить на должном уровне медицинское обслуживание населения. Введенная система ОМС в известной степени определила и начало структурных преобразований в здравоохранении. В первую очередь это проявилось в реструктуризации и сокращении конечного фонда стационаров, в реанимации традиционных отечественных постулатов профилактики, в приоритетном развитии первичной медико-социальной помощи.

Благодаря введению специальных страховых взносов, начисляемых на все формы оплаты труда работающих граждан и соответствующих страховых платежей (взносов) бюджетов муниципальных образований за неработающее население,  была достигнута и обеспечена определенная стабильность финансирования учреждений здравоохранения.

Однако минувшие годы деятельности системы ОМС в России выявили ряд проблем и задач, требующих дальнейшего анализа и решения.

Анализ  степени изученности выбранной темы. В отечественной экономической литературе организация страхового дела и технология страхования изучались в работе А.К. Шихова «Страховое право»1. Исследование ряда важных вопросов государственного регулирования системы страхового обеспечения было бы невозможным без углубленного ознакомления с работами зарубежных исследователей, а также современных российских исследователей государственного регулирования трансформируемой экономики, ее устойчивости и безопасности, в частности внешнеэкономической: в работе В.И. Кушлина «Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование»2. В их исследованиях анализируется широкий спектр информации о рынках различных стран, организации работы страховых компаний и органов страхового надзора, нормативных актах, регулирующих страхование проблемах глобализации страхового рынка и его регулирования.

Зарубежный опыт развития страховой медицины представлен  в работах отечественных и  зарубежных экономистов, в числе  которых В.В. Дрошнев «Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность»3 и А.Л. Пиддэ «Проблемы медицинского страхования в современной России»4.

Проведенный анализ проблемы основан так же на научных трудах, материалах исследований проводимых в области функционирования системы обязательного медицинского страхования таких авторов, как Э. Русецкая5, которая изучила систему формирования и функционирования обязательного медицинского страхования; И.В. Поляков6, который рассматривал различные организационные принципы и математические методы формирования модели бюджетно-страховой медицины.

Однако в настоящее время нет опубликованных научных работ, посвященных комплексному изучению проблем правового регулирования обязательного медицинского страхования и поиску путей их решения для дальнейшей оптимизации системы ОМС. 

Проблема  исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы обязательного медицинского страхования и недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью в этой сфере.

Объект  исследования. Система обязательного медицинского страхования.

Предмет исследования. Особенности государственного регулирования системы обязательного медицинского страхования в Белгородской области.

Цель  курсовой работы. Разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования обязательного медицинского страхования в Белгородской области.

Задачи  курсовой работы:

  1. Изучить теоретические основы государственного регулирования системы обязательного медицинского страхования.
  2. Проанализировать практику развития государственного регулирования системы обязательного медицинского страхования в Белгородской области.
  3. Обосновать направления совершенствования государственного регулирования обязательного медицинского страхования в Белгородской области. 

Теоретико-методологические основы исследования. Поиски разрешения противоречий, как в теоретическом, так и в практическом планах ведут к необходимости рассмотреть проблему повышения эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования опираясь на методологию междисциплинарного и системного подхода, как принципа исследования системы обязательного медицинского страхования.

Комплексный подход, который  представляет собой конкретизацию  системности в управлении, поскольку  позволяет разработать и применять  такие управленческие решения, которые  исходят из анализа управляемой  системой и ее взаимодействий с окружающей социальной средой в ее системности  и целостности обязательного  медицинского страхования, дать анализ механизма функционирования системы ОМС рассматривают В.И. Стародубов, А.М. Таранов и В.Ю. Семенов7.

При проведении исследования применялись определенные научные  методы. Описательный метод позволил собрать теоретический материал по системе ОМС, метод морфологического анализа определяет результат работы в качестве эффективного решения  проблемы регулирования сферы здравоохранения. Кроме указанных методов применялись  также теоретический и сравнительно-сопоставительный методы исследования, которые позволили  собрать, проанализировать необходимую  информацию и сделать выводы по проделанной  работе.

В работе Н.Ф. Герасименко, И.Ю. Григорьева, О.Ю. Александровой «Обязательное медицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику?»8 отражаются особенности обязательного медицинского страхования в точки зрения медицинских работников.

Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты по вопросам медицинского страхования, Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010г. №326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»9, документы отчетности Департамента развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а так же

Департамента здравоохранения  и социальной защиты населения Белгородской области; материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации и Белгородской области.

Практическая  значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы разработать рекомендации, которые будут представлять практический интерес для формирования оптимальной системы совершенствования государственного регулирования обязательного медицинского страхования в Белгородской области.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Страхование как социально ориентированная система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, а также механизм формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, способствующих развитию экономики государства и повышения благосостояния граждан, является необходимым элементом развития региональной экономики и социальной сферы.

В соответствии с законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями на 30 ноября 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года) страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков10.

В России основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который провозглашает, что обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования11.

Обязательное медицинское страхование – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов власти основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС12.

К основным нормативно-правовым актам в области обязательного медицинского страхования Российской Федерации следует отнести:

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (с изменениями на 30 ноября 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
  3. Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  4. Указы президента РФ.
  5. Постановления Правительства РФ.
  6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  7. Нормативные правовые акты государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Основополагающим принципом обязательного медицинского страхования является возможность оказания бесплатной и доступной для пациента медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставления за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью системы государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг13.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей различных категорий страхователей. Управление собранными средствами осуществляют специально созданные для этих целей самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения – федеральные и территориальные (по субъектам РФ) фонды ОМС.

Основной программой обязательного медицинского страхования (ОМС) является Базовая программа ОМС, которая разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Объектом обязательного медицинского страхования является страховой риск, связанный с возникновением страхового случая. Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию – исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации14.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

  • Застрахованные лица - физические лица, на которых распространяется обязательное медицинское страхование;
  • Страхователи:

- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

Основными принципами обязательного медицинского страхования являются:

Информация о работе Государственное регулирование обязательного медицинского страхования