Фонды социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы подробно рассмотреть тему, связанную с системой социального страхования.

В первой главе будут рассмотрены вопросы о фондах социального страхования, а именно необходимость социального страхования, его экономическую сущность, также будут рассмотрены виды фондов социального страхования, приведены цифровые данные, характеризующие уровень реальных доходов населения.

Содержание

Введение 3
1. Фонды социального страхования: их сущность и значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Воздействие финансов на жизненный уровень населения 13
2. Пенсионный фонд Российской Федерации 19
2.1 Сущность, задачи и основные функции Пенсионного фонда РФ 19
2.2 Мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения населения 23
3. Государственный Фонд социального страхования 25
3.1 Структура управления и задачи Фонда социального страхования 25
3.2 Деятельность Фонда социального страхования 28
3.3 Проблемы Фонда социального страхования и пути их решения 31
Заключение 34
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Экономическая категория страхования является составной частью категории финансов. Однако если финансы в целом связаны с рас-пределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

     Для определения экономического содержания страхования можно выделить специфические признаки, характеризующие отличительные черты этой категории.

     При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности  наступления, непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба экономическим субъектам.

     Страхование предусматривает перераспределение  ущерба, как в пространстве, так и во времени. При этом для эффективного тер- риториального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуется большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно.

     Страхование — это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

     Обязательное  социальное страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

     Цель  данной курсовой работы подробно рассмотреть тему, связанную с системой социального страхования.

     В первой главе будут рассмотрены вопросы о фондах социального страхования, а именно необходимость социального страхования, его экономическую сущность, также будут рассмотрены виды фондов социального страхования, приведены цифровые данные, характеризующие уровень реальных доходов населения.

     Вторая  глава будет посвящена деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Третья  глава расскажет о деятельности Государственного Фонда социального страхования: его основные задачи, роль и функции, проблемы которые возникают у фонда и пути их решения.

     В заключении будут сделаны выводы по данной теме, а также предложены пути совершенствования и последующего развития системы социального страхования.

 

1. Фонды социального страхования: их сущность и значение

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

     Экономическая категория страхования проявляется  на практике в качестве одного из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы — централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.

     Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.1

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

     С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

     С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

  • социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
  • целевого использования средств этих фондов;
  • оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
  • новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
  • финансирования территориальных нужд.

     Государственные внебюджетные фонда создавались на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования.

     В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется  рядом причин:

     1. У органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства.

     2. Эти фонды, будучи автономными, от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.

     3. Внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или Правлением фонда. 2

     Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

  1. выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  2. формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

     Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

     • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;

     • добровольные взносы физических и юридических  лиц;

     • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;

     • другие доходы, предусмотренные соответствующими законо-дательными актами.

     Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода.

     Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

     Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

     В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

     Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40.

     Самые основные из них – Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, более подробно их деятельность будет рассмотрена во второй и третьей главах нашей работы.

     Также одним из важнейших, является Фонд обязательного медицинского страхования, он предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

     Основными задачами федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»3;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; обеспечение ее финансовой устойчивости.

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие  основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

     Финансовые  средства фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников. Важнейшие из них:

Информация о работе Фонды социального страхования