Договор страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, доклад

Описание работы

Договор страхования - это гражданско-правовая сделка между страховщиком и страхователем, в силу которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату при условии оплаты страхователем страховой премии в обусловленные договором сроки. Договоры страхования могут быть классифицированы, в основном, по объектам страхования и по видам страхования.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.67 Кб (Скачать)

2.2 Содержание договора  имущественного страхования

 
Существенные условия договора имущественного страхования названы законодателем  в п.1 ст.942 ГК РФ. Итак, при заключении договора имущественного страхования  между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: 
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; 
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); 
3) о размере страховой суммы; 
4) о сроке действия договора.[10] 
Рассмотрим каждое из условий подробнее. 
Определенное имущество или имущественный интерес. 
Само название договора – договор имущественного страхования предполагает первостепенное значение имущества и имущественных интересов в данных правоотношениях. В виду этого, имеет значение определенность имущества или иного имущественного интереса. 
Вышесказанное не означает, что объект страхования обязательно должен быть индивидуально определен в договоре. В некоторых случаях объект в договоре имущественного страхования может быть описан в форме способа, с помощью которого производится его индивидуальное определение в дальнейшем (ст. 941 ГК). 
Как отмечают эксперты, существует два способа определения в договоре объекта страхования: 
- индивидуальное определение, т.е. описание в договоре конкретной застрахованной вещи или иного интереса; 
- описание таких характеристик объекта, которые не дают возможности индивидуально определить его, но при наступлении страхового случая позволяют однозначно установить, что пострадал именно застрахованный объект.[11] 
Второй способ определения объекта страхования имеет разновидности. Можно в договоре описать, как в дальнейшем будет произведено индивидуальное определение объекта (ст. 941 ГК РФ). 
При страховании родовой группы имущества, нужно учитывать один нюанс. Если страхуется имущество находящее по определенному адресу (например, вся бытовая и компьютерная техника по такому-то адресу), то при перемещении части имущества в другое место, страховая защита на перемещенное имущество не распространяется. 
Характер события, на случай которого осуществляется страхование (страховой случай). 
В силу своей значимости страховой случай должен быть установлен в договоре страхования. 
Страховой случай - это конкретное жизненное обстоятельство или совокупность обстоятельств, от последствий случайного наступления которых заключался договор страхования: пожары, наводнения, землетрясения, противоправные действия третьих лиц и т. д. При этом опасность реальна, но ее наступление носит вероятный (случайный) характер. 
Под страховым случаем следует понимать случайное наступление опасностей, установленных в договоре страхования и причиняющих ущерб имущественным интересам страхователя.[12] 
В момент заключения договора страховой случай, естественно, еще не наступил, поэтому для его определения используют понятие страховой риск (опасность, которая с определенной долей вероятности может наступить в будущем). При этом возникает необходимость индивидуализировать риск и описать его особенности, что является обязанностью страхователя как лица, наиболее осведомленного о характере опасностей, угрожающих его имущественным интересам. Он может сформулировать риски, исходя из общих представлений о характере и виде опасностей. Страховщик же определяет риски с учетом собственных правил страхования и сложившейся практики заключения соответствующих договоров. Это может привести к ситуации, когда стороны понимают и толкуют условия о страховом риске по-разному. 
Описание характера события, на случай наступления которого производится страхование, должно обеспечивать возможность доказывания факта его наступления. 
Наступление страхового случая состоит в причинении вреда в результате возникшей опасности, от которой производится страхование. Поэтому подлежат доказыванию три составляющих страхового случая: 
- факт возникновения опасности, от которой производится страхование; 
- факт причинения вреда; 
- причинно-следственная связь между этими событиями. 
Страховая сумма (ст.947 ГК РФ) - сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования; определяется соглашением страхователя со страховщиком. 
При страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости). Такой стоимостью считается: 
- для имущества его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования; 
- для предпринимательского риска убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая. 
По общему правилу, страховая сумма указывается в рублях, однако есть и определенные исключения. В определенных случаях, возможно указание страховой суммы и в иностранной валюте. 
Срок действия договора. 
Определение срока действия договора имеет значение для данного вида договоров, так как само страхование предполагает исключительно срочный характер. 
Как закреплено в п.2 ст.957 ГК РФ страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования. 
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п.1 ст.957 ГК РФ). 
Определение срока действия договора может достигаться двумя способами: во-первых, можно определить в договоре срок, по истечении которого прекращаются все обязательства по договору; во-вторых, можно определить в договоре срок исполнения каждого из обязательств по договору.
 
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2004 г. N 401

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И  АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И  АТОМНОМУ НАДЗОРУ 

I. Общие  положения

    1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

(в ред.  Постановлений Правительства РФ  от 08.08.2009 N 649, от 01.12.2009 N 975)

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах  Российской Федерации выступают  в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров  обязательств Российской Федерации.

    2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному  надзору находится в ведении  Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации.

(п. 2 в  ред. Постановления Правительства  РФ от 29.05.2008 N 404)

    4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному  надзору осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои  территориальные органы во взаимодействии  с другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. 

II. Полномочия

    5.3.1. осуществляет контроль и надзор:

    5.3.1.1. за соблюдением норм и правил  в области использования атомной  энергии, за условиями действия  разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

    5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической  и пожарной безопасностью (на  объектах использования атомной  энергии);

    5.3.1.3. за физической защитой ядерных  установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов  и радиоактивных веществ, за  системами единого государственного  учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных  отходов;

    5.3.1.4. за выполнением международных  обязательств Российской Федерации  в области обеспечения безопасности  при использовании атомной энергии;

    5.3.1.5. за соблюдением требований промышленной  безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации  и ликвидации опасных производственных  объектов, изготовлении, монтаже, наладке,  обслуживании и ремонте технических  устройств, применяемых на опасных  производственных объектах, транспортировании  опасных веществ на опасных  производственных объектах;

    5.3.1.6. за соблюдением в пределах  своей компетенции требований  безопасности в электроэнергетике  (технический контроль и надзор  в электроэнергетике);

    5.3.1.7. за безопасным ведением работ,  связанных с пользованием недрами;

    5.3.1.8. за соблюдением требований пожарной  безопасности на подземных объектах  и при ведении взрывных работ;

    5.3.1.9. за соблюдением собственниками  гидротехнических сооружений и  эксплуатирующими организациями  норм и правил безопасности  гидротехнических сооружений (за  исключением судоходных гидротехнических  сооружений, а также гидротехнических  сооружений, полномочия по осуществлению  надзора за которыми переданы  органам местного самоуправления);

(пп. 5.3.1.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

    5.3.1.10 - 5.3.1.11. утратили силу. - Постановление  Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

    5.3.1.12. за соблюдением в пределах  своей компетенции требований  законодательства Российской Федерации  в области обращения с радиоактивными  отходами;

(пп. 5.3.1.12 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

    5.3.1.13. за своевременным возвратом облученных  тепловыделяющих сборок ядерных  реакторов и продуктов их переработки  в государство поставщика, с которым  Российская Федерация заключила  международный договор, предусматривающий  ввоз в Российскую Федерацию  облученных тепловыделяющих сборок  ядерных реакторов с целью  временного технологического хранения  и переработки на условиях  возврата продуктов переработки  (в пределах своей компетенции);

    5.3.1.14. за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

    5.3.1.15. за полнотой и качеством осуществления  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  переданных полномочий в области  государственной экологической  экспертизы с правом направления  предписаний об устранении выявленных  нарушений, а также о привлечении  к ответственности должностных  лиц, исполняющих обязанности  по осуществлению переданных  полномочий;

(пп. 5.3.1.15 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

    5.3.1.16. за соблюдением в пределах  своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном  ремонте зданий, строений, сооружений  требований энергетической эффективности,  требований их оснащенности приборами  учета используемых энергетических  ресурсов;

(пп. 5.3.1.16 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

    5.3.1.17. за соблюдением в пределах  своей компетенции собственниками  нежилых зданий, строений, сооружений  в процессе их эксплуатации  требований энергетической эффективности,  предъявляемых к таким зданиям,  строениям, сооружениям, требований  об их оснащении приборами  учета используемых энергетических  ресурсов;

(пп. 5.3.1.17 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

    5.3.1.18. за соблюдением юридическими  лицами, в уставных капиталах  которых доля (вклад) Российской  Федерации, субъекта Российской  Федерации, муниципального образования  составляет более чем 50 процентов  и (или) в отношении которых  Российская Федерация, субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование имеют право прямо  или косвенно распоряжаться более  чем 50 процентами общего количества  голосов, приходящихся на голосующие  акции (доли), составляющие уставные  капиталы таких юридических лиц,  государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

(пп. 5.3.1.18 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

    5.3.1.19. за проведением обязательного  энергетического обследования в  установленный срок;

(пп. 5.3.1.19 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

    5.3.2. осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации лицензирование деятельности  в области использования атомной  энергии, а также лицензирование  других видов деятельности, отнесенных  к компетенции Службы;

(пп. 5.3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

    5.3.2.1 - 5.3.2.25. утратили силу. - Постановление  Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

    5.3.3. выдает разрешения:

    5.3.3.1. на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

    5.3.3.2. на применение конкретных видов  (типов) технических устройств  на опасных производственных  объектах;

    5.3.3.3. утратил силу. - Постановление Правительства  РФ от 29.05.2008 N 404;

    5.3.3.4. на эксплуатацию поднадзорных  гидротехнических сооружений;

    5.3.3.5. на выбросы и сбросы загрязняющих  веществ в окружающую среду  и на вредные физические воздействия  на атмосферный воздух;

    5.3.3.6. на трансграничное перемещение  отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

    5.3.3.7. на ввоз в Российскую Федерацию,  вывоз из Российской Федерации  и транзит через территорию  Российской Федерации ядовитых  веществ;

(пп. 5.3.3.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 23)

    5.3.3.8. на применение взрывчатых материалов  промышленного назначения и на  ведение работ с указанными  материалами;

    5.3.3.9. на создание объектов размещения  отходов в пределах своей компетенции;

(пп. 5.3.3.9 введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 975)

    5.3.4. утверждает нормативы образования  отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и  рассмотрение отчетности об образовании,  использовании, обезвреживании и  размещении отходов, представляемой  в уведомительном порядке субъектами  малого и среднего предпринимательства,  в результате хозяйственной и  иной деятельности которых образуются  отходы;

Информация о работе Договор страхования