Автострахование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

В начале XXI в. в системе международных экономических отношений происходят значительные перемены. Глобализация экономических процессов, усложнение экономических связей между странами и национальными рынками, адаптация российской экономики к коммерческим моделям функционирования ее отраслей и секторов вызывают необходимость отслеживать опыт ведущих государств. Особую актуальность приобретает изучение финансовой отрасли лидера бурно развивающегося региона - Японии. С ней соприкасаются геоэкономические интересы крупнейших стран - США и России.
Активную роль в этих процессам уверенно играют страховые отрасли Японии и Российской Федерации. На рубеже веков Япония открыла свой страховой рынок для нерезидентов, аналогичный шаг широко обсуждается в страховом сообществе РФ, особенно в связи с возможным вступление последней во Всемирную торговую организацию.
Интересы России в решении финансово-экономических проблем, ее отношения с Японией и другими странами классического страхования, потенциальные возможности выйти на страховой рынок АТР делают чрезвычайно интересным и актуальным исследование страхового рынка Японии в свете усилий национальных страховщиков и опыта полезного России, ее экономической политики в данном направлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Рынок добровольного страхования автотранспортных средств и обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев…………………………………………………………4
2. Опыт автострахования Японии и возможности его применения в России………………………………..…………………8
Заключение……………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ рынка автострахования в Японии и России.docx

— 35.03 Кб (Скачать)

       Расчетом  обоснования тарифов занимается коммерческая организация - специализированный центр, учрежденный самими страховщиками, где работают свыше 1,5 тыс. человек. Кроме моторного страхования  в сфере внимания центра, созданного страховыми компаниями, тарифы по страхованию  от несчастного случая, по страхованию  от огня и от рисков землетрясений.

       Модели  расчетов тарифов в японском ОСАГО  держатся в тайне. Но подтверждением их справедливости, как утверждают японские страховщики, является тот  факт, что они согласовываются  с Минтрансом Японии и также утверждаются Минфином страны.

       По  запросам страховых компаний центр  расчета тарифов обосновывает их для различных моделей автомобилей. Все это выдается компаниям в  качестве рекомендаций. С учетом полученных выкладок, уровня собственных расходов и убыточности страховщики решают, какими быть тарифам.

       Вообще  понятие "рекомендация" для японцев  имеет совершенно иное значение, нежели для россиян, во всяком случае, если такие рекомендации исходят от авторитетного  лица или института. Она может  оказаться сильней приказа. Исполнительный директор ассоциации имущественных  страховщиков Японии Катсуо Ханда (Katsuo Handa) подтвердил агентству "Интерфакс-АФИ", что "в стране, например, не существует вмененного законом обязательного  страхования ответственности эксплуатантов  опасных объектов. Просто правительство  рекомендовало опасным производствам  застраховать гражданскую ответственность перед третьими лицами в добровольном порядке. В настоящее время в Японии нет ни одного опасного производства, не застрахованного по такому риску", - сказал он. Надо ли добавлять, что и рекомендуемыми Центром тарифами пользуются все автостраховщики Японии.

       Рисовальщики  дорог против роста  смертности

       В департаменте полиции Центрального округа Токио есть огромный "аквариум", где работают специалисты по безопасности дорог. За стеклянной стеной посетители могут видеть широкоформатный экран, на котором постоянно отражается 150 развязок и перекрестков дорог. В "аквариуме" работают 22 специалиста, на чьих мониторах отражаются фрагменты  общедорожного панно, на них можно  вывести копию полицейских записей  о ДТП, чтобы иметь представление  о причинах и виновниках дорожных столкновений, анализировать причинно-следственные связи. Эта информация не является поводом  для текущего вмешательства в  регулирование дорожного движения, чем занимается на местах дорожная полиция. Полученная этим и центрами других территориальных округов Токио информация сопоставляется, анализируется и служит основой для выводов и решений по улучшению дорожной политики. На основании такой информации складывается картина движения транспортных потоков в городе.

       Реформированием дорожного хозяйства заниматься Минтранс Японии - ведомство в стране чрезвычайно уважаемое. Минтранс выдает лицензии на проведение техосмотра коммерческим организациям и отвечает за распределение  дорог на каждой территории страны. Минтранс участвует в государственной  программе по снижению показателя смертности на дорогах до 2012 года.

       Как пояснил Норийоши Ямагами (Noriyoshi Yamagami), руководитель департамента компенсационных  выплат пострадавшим в ДТП Минтранса  Японии, дороги страны подразделяются на магистральные - широкие, скоростные и бытовые - в узких улочках, извилистые, мало приспособленные для скорой езды. Вся система дорожного хозяйства выстроена так, чтобы вытеснить водителя с бытовых дорог на магистральные. Здесь и ограничения скорости применяются, и лежачие полицейские на каждом шагу, и искусственные повороты добавлены. Бытовые дороги настолько тесны, что на них не всегда можно организовать тротуары, поэтому тротуарные полосы подчас просто выкрашивают в особый цвет, чтобы обозначить пространство пешехода. Также порой выделяются дорожки для велосипедистов, поскольку показатель смертности в этой группе наездников в Японии в несколько раз превышает аналогичный показатель европейских стран. И снова теснота виновата.

       По  статистике за 2006 год на магистральных  дорогах Японии в ДТП погибло 4 тысячи человек, а на бытовых - примерно 2 тысячи. Около 570 тыс. транспортных средств  получило повреждения в происшествиях  на магистралях в этот период и  около 300 тыс. автомобилей получили повреждения на бытовых дорогах  Японии.

       Наблюдения  специалистов Минтранса Японии показали: число тяжелых аварий сокращается, если разделительную полосу на трассе заменить на высокий бордюр - автомобили реже вылетают на встречную полосу. Полезным оказалось нанесение в  определенных зонах на дорогах разметки, регулирующей расстояние между стоящими колоннами автомобилями. На сложных  развязках для облегчения жизни  водителей была применена яркая  разметка дорожных полос, указывающих  направления транспортных потоков  и их движения. Все эти художества, как показывает статистика, снижают  число происшествий на дорогах. Благо, в Японии нет российских снегов и  грязи на дорогах, способных утопить  любую цветистую разметку.

       Подавляющая доля полисов автострахования  продается в Японии страховыми агентами - свыше 93% (в России - до 70%). Только 0,3% полисов реализуют агенты-юридические лица (в РФ в среднем до 20-25% полисов продается автодилерами) и около 7% объема приходится на прямые продажи страховщиков.

       Для большинства страховых агентов  это побочный заработок. Только 15% из них в ходе опроса подтвердили, что  подобная деятельность является для  них основной. Представители ассоциации страховщиков Японии признают, что  профессия страхового агента считается  не слишком престижной в обществе. Полисы ОСАГО в большинстве случаев  продаются в местах приобретения и ремонта автомобилей. Где полис  автострахования продают, там и  чинят автомобиль, никакого конфликта  интересов.

       Ряд автомастерских имеют лицензию Минтранса  Японии на проведение техосмотра, обязательного  раз в два года. Его невозможно пройти водителю без наличия обязательного  полиса страхования ответственности.

       Забота  о совершенствовании знаний страховых  агентов послужила стимулом для  создания специального учебного центра японской страховой компании Aioi. Главное  направление деятельности центра - обучение агентов правильной оценке технического ущерба автомобиля, быстрому и грамотному составлению калькуляции, умению принять клиентов с вопросами  по урегулированию убытков. А поскольку  агенты чаще всего по совместительству автомеханики, популярностью в центре пользуются курсы обучения технологиям  проведения мелкого или кузовного  ремонта, технологиям замены и тонирования  стекол машины и прочее.

       Есть  курсы и повиртуознее. По запросам трудящихся из автомастерских и дилерских  центров центр Aioi может повысить квалификацию механиков для сдачи  экзаменов на звание специалистов 3-1-го класса, представители центра могут  выехать на место для проведения тренинга, позволяющего автосервису  претендовать на получение лицензии Минтранса для проведения техосмотров. Мастера Aioi учат ремонту новых моделей  автомобилей, в том числе гибридных.

       В центре проводятся стендовые испытания, которые позволяют имитировать  ситуации столкновения автомобилей  и изучать их последствия. При  крэш-тесте в результате разгона  автомобиля со скоростью 52,5 километра  в час в столкновении с бетонным препятствием весом 2,5 тонн достигается  эффект столкновения двух автомобилей  на трассе, следующих на скорости более 100 км в час. При скорости в ходе испытаний втрое ниже достигается  результат, аналогичный столкновению автомобилей, движущих со скоростью 30 км в час. Именно на такие ситуации приходится 80% всех ДТП.

       Сотрудники  центра дают до 24 тыс. консультаций в  год, в том числе по телефону, проводят свыше 100 крэш-тестов автомобилей в  год и ведут обучение по 5 программам для сторонних слушателей за полную стоимость и по льготной цене для  своих агентов. Отвечая на вопрос корреспондента "Интерфакса-АФИ", представитель Центра Aioi пояснил, что  страховая компания Aioi покрывает  до 50% расходов центра.

       Три четверти сборов страховщиков в Японии обеспечивает страхование жизни

       Всего в стране действует 48 страховых компаний. Из них почти половина - с иностранным  участием. Концентрация капитала на японском страховом рынке велика: на долю 5 крупнейших компаний приходится 85% сборов. В пятерку лидеров входят Tokio Maine, Mitsui Sumimoto, Sompo Japen, Aioi, Nippon Koa.

       Члены ассоциации страховщиков Японии собирают порядка 95% страховых премий. Справедливости ради, отмечают представители ассоциации, следует упомянуть еще 300 страховых  товариществ, действующих на территории страны. Их деятельность носит сельскохозяйственный профиль, они в значительной степени  регулируются Минсельхозом Японии. С  учетом таких компаний, можно сказать, что в стране действует 348 страховщиков.

 

     Заключение

     Страховой рынок - составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную.

     Страховой рынок Японии по объему сборов занимает 4-место в мире после США, Германии Великобритании. Два года назад Япония по этому показателю удерживала "серебро", но вынуждена была шагнуть ниже, пережив резкое изменение соотношений курсов мировых валют и падение иены к доллару. Наибольший удельный вес среди пришельцев в капитале страховщиков у выходцев из Соединенных Шатов (42%).

       Совокупные  брутто-премии страховщиков нежизни  в Японии достигли 8,5 трлн иен в 2006 году. Из них на добровольные виды автострахования  приходится 3,5 трлн иен, а на ОСАГО - 1,1 трлн иен. По совокупности рынок моторного  страхования обеспечивает 55,4% (41,3% автокаско  и 13,2% ОСАГО), на страхование от несчастного  случая приходится 15,2%, на страхование  от огня - 17,1% общего объема брутто-премий страховщиков нежизни.

       В последнее время на рынке Японии отчетливо видна тенденция к  слиянию компаний. Этот процесс, с  одной стороны, приводит к объединению  ряда подразделений - страховых агентств, компаний ради оптимизации бизнеса, а с другой, не препятствует увеличению числа самих страховых агентов. 
 
 

Список  литературы 

  1. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие  для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 462 с.
  2. Гвозденко, А.А. Страхование: учеб. / А.А. Гвозденко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 464 с.
  3. Мурина Н.Н. Страховое дело./ Н.Н. Мурина - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 410 с.
  4. Сплетухов Ю.А. Страхование: учебн. пособие. /Ю.А. Сплетухов - М.: ИНФРА_М, 2005. - 312 с.
  5. Шахов В.В. Страхование./ В.В. Шахов - М.: ЮНИТИ, 2000. - 389 с.
  6. Щербаков, В.А. Страхование: учеб. пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костлева. – М.: КНОРУС, 2007. – 312 с.
  7. allbest.ru
  8. www.google.ru

Информация о работе Автострахование в Японии