Аудиторский контроль страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказания услуг, помощь, сотрудничество с клиентом.
Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
Составной частью аудиторского рынка является аудит страховых организаций.
Основной целью данной работы является изложить основные моменты аудиторской проверки операций, характерных для деятельности страховых компаний.

Работа содержит 1 файл

Аудиторский контроль.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

При наступлении страхового случая страховщик самостоятельно определяет размер ущерба и страховой выплаты, однако при определенных обстоятельствах он может обратиться за консультацией к перестраховщику. В установленные сроки (обычно один раз в квартал или полугодие) перестрахователь обязан высылать перестраховщику бордеро убытков, в котором должна содержаться информация о характере страховых случаев по оплаченным убыткам, их величина и сумма расходов, связанных с ликвидацией этих убытков.

Опись заявленных, но не оплаченных убытков представляется передающей компанией по состоянию на 31 декабря каждого года обычно не позднее двух месяцев после окончания отчетного года. Неоконченные убытки группируются по видам страхования и по годам наступления страхового случая. В ходе проверки контролируются регулярность и своевременность предоставления перестраховщикам бордеро убытков и описи.

Обычно перестраховочный договор предусматривает обязанность перестрахователя немедленно сообщать перестраховщикам о всех страховых случаях, размер убытка по которым превышает обусловленную сумму, приходящуюся на всех перестраховщиков. При наступлении крупного убытка страховщик часто не в состоянии возместить его самостоятельно и здесь перестраховщики должны оперативно оплатить свою часть убытка.

Суммы всех остальных убытков, подлежащих оплате перестраховщиками в их доле, отражаются в квартальных (месячных) счетах в оригинальной валюте и высылаются перестраховщикам. Получение счетов должно быть подтверждено перестраховщиками в течение оговоренного срока (обычно 15-30 дней), и сальдо по счету каждой из сторон в зависимости от того, в чью пользу оно складывается, подлежит оплате в течение установленного времени (до 15 дней) после подтверждения счета. Здесь проверяющему необходимо обратить внимание на своевременность оплаты убытков и выставленных счетов.

Это возмещает перестрахователь. Перестраховщик принимает участие во всех убытках и расходах по их урегулированию. Здесь важно отметить, что эти расходы включают в себя не обычные расходы отдела, занимающегося ликвидацией убытков, поскольку они учтены в комиссионных, а дополнительные затраты, когда возникает необходимость привлечения нештатных специалистов для оценки и урегулирования убытка. Сюда же относятся расходы по судебным процессам.

Однако это вовсе  не означает отказ перестраховщика  от права требовать в необходимых случаях доказательства правомерности оплаты страховщиком убытка. Если перестрахователь оплатил компромиссный убыток или ущерб, который исходя из условий страхования мог бы и не оплачиваться, и свои действия предварительно не согласовал с перестраховщиком, последний может отказаться от уплаты своей доли в таком убытке. В случае отказа перестраховщика в выплате необходимо проверить правомерность и обоснованность такого решения, все обстоятельства, связанные с его принятием.

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты: распространяется ли перестраховочный договор на наступившие убытки, произошли ли они в то время и в том месте, которые оговорены в договоре. Необходимо также иметь в виду, что на момент наступления убытка перестраховочный договор мог уже не действовать. Например, в условиях договора иногда предусматривается его автоматическое прекращение в случае действия некоторых обстоятельств непреодолимой силы. Аудитор проверяет наличие у перестраховщика документов, на основании которых произведена выплата по договору перестрахования (обращение перестрахователя с требованием о выплате причитающейся с перестраховщика доли страхового возмещения с приложением копии платежного поручения с отметкой банка, подтверждающей произведенную страховщиком выплату страхователю, копии документов, подтверждающих факт страхового случая по договору страхования и др.) При факультативном перестраховании обращается внимание и на получателя денежных средств. Обычно выплата производится перестрахователю, но если есть поручение последнего, то она может осуществлена непосредственно страхователю.

В перестраховочном договоре должно быть четко определено начало его действия — обычно с 1 января. Начало ответственности перестраховщика совпадает с началом действия договора. Но проверяющий должен иметь в виду, что обязательства перестраховщика распространяются не только на договоры страхования, заключенные после начала действия перестраховочного договора, но и на все действующие договоры страхования, заключенные до вступления в силу перестраховочного договора, премия по которым уже была получена страховщиком.


Облигаторный договор  заключается, как правило, на неопределенный срок, но он может быть прекращен, если одна из сторон заявила об этом не позднее трех месяцев до окончания календарного года. Условия договора оговаривают также другие основания для выхода из него. Обычно такими основаниями являются реорганизация, банкротство, ликвидация и т.п. одной из сторон договора перестрахования. Поэтому в ходе проверки аудитор имеет возможность проконтролировать правомерность расторжения перестраховочных договоров.

В заключении несколько  слов о проверке передачи рисков в перестрахование за рубеж. Если перестрахователь передает зарубежным компаниям договоры страхования жизни, то аудитору необходимо проверить какой именно риск перестраховывается. Ведь согласно разъяснению органа страхового надзора не подлежит передаче в перестрахование иностранным перестраховщикам риск дожития застрахованного до срока или возраста, установленного договором страхования жизни.

Контроль за расходами страховых  компаний

 

К основным затратам страховщиков относятся:

а) страховые выплаты по прямому страхованию;

б) отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных мероприятий, и фонд пожарной безопасности;

в) страховые взносы, переданные в перестрахование;

г) возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

д) комиссионные вознаграждения и  тантьемы, уплаченные по операциям  перестрахования;

е) расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности;

ж) расходы на ведение дела;

з) другие затраты, связанные со страховой  деятельностью.

Правомерность и обоснованность каждого из названных видов расходов требует тщательной проверки при осуществлении контроля за деятельностью страховой организации. Мы уже рассмотрели процедуры проверки страховых выплат, отчислений в страховые резервы и затрат, связанных с перестраховочными операциями. Остановимся на других не менее важных видах расходов.

Многие страховые организации  не имеют собственных зданий и несут большие затраты по аренде нежилых помещений. Эти затраты могут быть отнесены на себестоимость страховых услуг лишь при наличии соответствующего договора с арендодателем, имеющим право на предоставление имущества в аренду. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным лишь с момента такой регистрации. Страховщики нередко используют также помещения, в отношении которых страховая компания является субарендатором. В Москве передача помещения в субаренду осуществляется после оформления в Москомимуществе свидетельства, согласно которому арендатор и субарендатор заключают и регистрируют договор субаренды. При отсутствии отметки о соответствующей регистрации договора расходы страховой компании по оплате аренды, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по охране помещения не могут быть отнесены на себестоимость и должны покрываться за счет собственных средств.

В состав расходов на ведение  дела страховщиков входят как общие затраты, характерные для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы на рекламу, командировки и т.д.), так и специфические, обусловленные особенностями страховой деятельности.

Основания для осуществления  и порядок отражения общих расходов в страховых компаниях такие же как и в других предпринимательских структурах. Вместе с тем имеется и некоторая специфика, в частности в определении предельной величины некоторых расходов. Так, страховщики для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя «объем выручки от реализации продукции (работ, услуг)» используют показатель выручки страховщика и прочих поступлений от страховой деятельности. Однако в целом контроль общих расходов в страховых организациях; их проверке у других экономических субъектов.

К характерным для страховщиков расходам относятся следующие:

а) комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;

б) возмещения при наличии подтверждающих документов 
страховым агентам расходов по проезду от места жительства 
до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации, страховым агентам расходов по проезду на участке работы;

в) оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе оплата услуг предприятий, учреждений и организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

г) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков  строгой отчетности, квитанций и  т. п.;

д) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;

е) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли  и убытков.

В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов на ведение дела и обоснованность отнесения этих расходов на себестоимость страховых услуг. Для этого аудитор обязательно должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления.

Например, осуществляя контроль расчетов со страховыми агентами и брокерами, устанавливается наличие юридических  оснований для начисления и оплаты комиссионного вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного вознаграждения страховым агентам и т.д. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.

В целях исследования страхового рынка компании часто заключают договоры на оказание маркетинговых услуг и расходы, связанные с оплатой этих услуг, как правило, включаются в себестоимость. Однако следует иметь в виду, что если изучение рынка проводится на длительную перспективу, то в этом случае затраты следует рассматривать как долгосрочные инвестиции и, соответственно, на себестоимость они не могут быть отнесены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данной работе я рассмотрела особенности  организации аудиторского контроля за деятельностью страховых компаний. Из данной работы я выяснила, что страхование и аудит в страховании настолько обособленное действие и достаточно отличается от других форм предприятий. В первую очередь, страховая компания должна иметь лицензию на проведение своей деятельности, при совершении сделок, страховщики обязаны заключить договор и указать в нем все особенности страховки, аудитору следует уделить внимание и проконтролировать правильность составления, юридического оформления и учета, а также правильность осуществления учета операций по сострахование и перестрахованию.

В ходе аудиторской проверки страховой компании проверяются  как общие вопросы, свойственные предприятиям других отраслей народного  хозяйства, так и специфические операции. Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты, поэтому проверке обоснованности этих выплат уделяется большое внимание. Аудитор проверяет, когда было подано заявление, условия страхования, своевременность выплаты страхового возмещения и так далее. Так как в специфику своей деятельности страховщики образуют специальные фонды, резервы, то в ходе проверки выясняется правильность соблюдения условий размещения этих страховых резервов. Правильный расчет страховых резервов играет огромное значение в обеспечении выплат по страховым случаям, затем проверяется, куда и как используются эти страховые резервы и гарантируют ли они страховые выплаты и финансовую устойчивость предприятия, то есть проверяется их прибыльность, ликвидность, возвратность, диверсификация.

 К особенностям у страховщиков  относится состав расходов, включаемых  в себестоимость страховых услуг,  что и вносит свои отличия  в формирование финансовых результатов.  Поэтому аудитор проверяет обоснованность  включения расходов в себестоимость услуг.

Так как страховая компания имеет  своей целью обеспечение страхования  от рисков, несчастных случаев и  так далее, то она должна иметь  средства для выплаты по страховому случаю. Аудитор при проверке уделяет  внимание нормативному соотношению активов и обязательств.

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. С. М. Бычкова «Доказательство в аудите»

Издательство «Финансы и Статистика»  М. 1998г.

  1. М. В. Романова «Налогообложение страховой деятельности»

Издательство «Финансы и Статистика»  М. 2002г.

  1. Д. Бланд «Страхование: принципы и практика»

Информация о работе Аудиторский контроль страховых организаций