Анализ платежеспособности и ликвидности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель предлагаемой дипломной работы – раскрыть содержание методики анализа финансового состояния, проанализировать финансовое состояние страховой компании и предложить меры по улучшению ее финансовых показателей.
Объект исследования – страховая компания ОАО «-»1. В рамках поставленной цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить сущность системы управления финансами страховых компаний;
- рассмотреть методы обеспечения финансовой устойчивости страховых операций
- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния страховой компании через перестрахование.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый анализ деятельности страховой компании «-» 7
1.1. Экономическое содержание и назначение финансов
страховой организации 7
1.2. Анализ организации финансов страховой компании СК «-» 18
Глава 2. Основы оценки финансовой устойчивости и платежеспособно-сти страховой организации 28
2.1. Показатели и методика оценки финансовой устойчивости
и платежеспсобности страховой компании 28
2.2. Методы обеспечения финансовой устойчивости страховых операций 37
2.3. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности по данным страховой отчетности о деятельности компании на примере ОАО «-»………………...45
Глава 3. Основные направления повышения финансовой устойчивости страховых компаний России. ………………………………………………………...52
3.1. Перестрахование как основа повышения финансовой устойчивости страховых компаний России. 51
3.2. Перспективы повышения финансовой устойчивости страховых ком-паний...69
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложение

Работа содержит 1 файл

Платежеспособность и финансовая устойчивость страховой компании.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

В настоящее время почти  все страховые компании России нуждаются  в перестраховании. Передавая часть  своей ответственности перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами даже при наступлении нескольких крупных страховых случаев. Перестрахование является необходимым прежде всего в случае опасных и крупных рисков или в специализированных перестраховочных обществах.

Например, рассмотрим некую страховую компанию, работающую в каком-либо регионе. В течение определенного периода страховая компания исправно выполняла свои обязательства. Но внезапно на регион обрушились мощные ливни, реки вышли из берегов и затопили практически все. В один момент суммы по выплатам превысили страховой фонд, и компания оказалась не в состоянии их удовлетворить, понимая все это, компания перестраховала свои риски в крупной российской компании, работающей на всей территории России. В таком случае региональная компания выплатит только часть суммы, а остальное выплатит крупная компания, для которой эта выплата не будет катастрофической, поскольку она страхует не только данный регион.

Еще более надежными  являются перестраховочные компании, которые обслуживают весь мир, как, например, Кельнское или Мюнхенское перестраховочные общества. Катаклизмы в отдельных точках земного шара никак не отражаются на их финансовой стабильности, поскольку их риск перераспределен по всей территории земного шара. Пошатнуть их стабильность может только мировая катастрофа, но в этом случае будет уже не до получения страховок.

Таким образом, перестрахование  снижает риск и увеличивает стабильность - с одной стороны и уменьшает поступления страховых сборов, поскольку часть из них уходит на обеспечение перестраховочной защиты, - с другой. Первая и практически самая важная функция перестрахования - это ограничение риска, то есть перестрахование уменьшает страховой риск отдельного страховщика. С передачей страховщиком части риска перестраховщику риск, который обязан нести сам страховщик, сокращается до размера, который он готов и может нести с учетом своих финансовых возможностей.

В страховом бизнесе, как  и в любом другом бизнесе, существует необходимость заботы о сохранении и развитии клиентской базы. Нет страхователей - нет страхового бизнеса.

Принцип торговли "желание  клиента - закон для продавца" действует и при продаже страховых  услуг. В соответствии с этим принципом  страховщик для сохранения клиента должен принимать на себя риски клиента по всем видам страхования, с которыми он вышел на рынок. Может так случиться, что клиент страховой компании предлагает заключить договор, который ставит страховую компанию в неблагоприятное с точки зрения платежеспособности положение, поскольку сделка для страховщика сопряжена с большим для него риском. Но отказ от сделки повлечет безвозвратную потерю клиента, что для страховщика также крайне нежелательно. В такой ситуации страховщик вынужден, но чаще всего и обязан использовать механизм перестрахования.

Операция перестрахования по своей финансовой сути - это специальная форма кредитования между страховыми компаниями, то есть своего рода аналог межбанковского кредитования в банковской сфере. Аналогия проявляется и в специфике формирования тарифных ставок и организации перестраховочных (корреспондентских) отношений.

Обсуждая вопросы перестрахования  в российской практике, можно констатировать, что сегодня на страховом рынке  уже выросли солидные национальные компании - перестраховщики.

В целом формирование перестрахового российского рынка началось еще в конце 1988 г., когда наряду с принадлежавшими государству Ингосстрахом и Госстрахом были созданы независимые страховые организации. Понятно, что появление компаний, не имевших финансовых гарантий государства и значительных собственных средств, поставило задачу приобретения перестраховочной защиты и способствовало таким образом появлению особого перестраховочного рынка. На российском страховом рынке можно выделить следующие группы участников:

- представительства крупнейших международных перестраховочных компаний: General & Cologne Re, Lloyd's, Munich Re, SCOR, Swiss Re, а также представительства международных брокеров, которые занимаются размещением рисков российских страховщиков за рубежом.

Среди них: AON, Heath, Marsh, Willis. Данные участники скромны в расп-нении информации о себе и даже закрыты, поскольку в силу своей колоссальной капитализации не испытывают потребности в привлечении клиентов-партнеров, в отличие от российских перестраховщиков;

- специализированные российские перестраховочные компании. Эта группа участников относительно невелика. Для них характерны значительные темпы развития в последние годы, которые, по сути, опережают темпы развития самого российского страхового рынка;

- российские страховые  компании - крупнейшие игроки страхового рынка. Некоторые компании существенно превосходят по уровню капитализации российских перестраховщиков, что позволяет им активно конкурировать на данном сегменте рынка. Достаточно часто страховщики предпочитают в качестве партнеров по перестрахованию выбирать своих же коллег-страховщиков.

Но в этом случае значительная доля перестраховочной премии уходит за рубеж. По сравнению с показателями экономик развитых стран и, соответственно, развитых страховых рынков отечественный рынок перестрахования весьма невелик.

По договорам, принятым в перестрахование в 2010 г., перестраховочные премии достигнут 93,8 млрд. руб., что соответствует 20% от общей суммы страховых премий (без учета ОМС). Из этого объема премии, принятые на территории Российской Федерации, составили 94,1%, за пределами Российской Федерации - 5,9% (табл. 3.1).

                                                                                                 Таблица 3.1

 Показатели перестраховочной деятельности, 2008 - 2009 гг., млн. руб.

Показатель

2008г.

2009г.

Измене

ние 
2009г. к 
2008 г., %

Премия по договорам, принятым в  
перестрахование

93781,1

89 342,1

104,97

В том числе  на территории РФ

88 280,2

84 603,1

104,35

За пределами  РФ

5 500,9

4 739,0

116,08

Выплаты по договорам, принятым   
в перестрахование

13 473,7

10 404,0

129,50

В том числе  на территории РФ

12 162,2

9 073,6

134,04

За пределами  РФ

1 311,5

1 330 ,4

98,58


 

Сумма оплаченных убытков  составляет 13,5 млрд. руб., или 6,3% от общей  суммы оплаченных убытков по договорам страхования (кроме ОМС). Из этой суммы убытков на территории Российской Федерации было выплачено 90,3%, за пределами Российской Федерации - 9,7%.

В 2009 г. по сравнению с  предыдущим годом существенно вырастут выплаты по договорам, принятым в  перестрахование, в том числе выплаченные на территории РФ. Общий рост выплат составил 29,5%, при этом выплаты на территории РФ выросли на 34%. По приведенным данным сложно сделать однозначные выводы, однако, учитывая, что рост премии в перестраховании составил всего около 5% (при этом страховая премия, поступившая из-за пределов РФ, выросла на 16%), можно сделать предположение, что в перестраховании постепенно снижается доля "псевдоперестрахования".

Наибольшая доля премии, принятой в перестрахование в 2009 г., приходится на добровольное страхование имущества (74,4%). Следом с большим отрывом идет сегмент личного страхования (10,7%), а также добровольного страхования ответственности (8,2%) (табл. 3.2).

                                                     Таблица 3.2

Показатели  перестраховочной деятельности по договорам, принятым перестрахование, в 2009г., млн. руб.

Наименование  
показателя.

Страхова

ние 
жизни.

Личное   
страхование.

Имущественное 
страхование

Страхова

ние   
ответствен

ности

ОСАГО

Премии,         
принятые в      
перестрах

ование.

693,1

10 072,4

69 757,2

7 721 ,2

5 531,4

В том числе  на  
территории РФ

693,1

9 684,4

66 055,3

6 310,3

5 531,4

В том числе  за  
пределами РФ

0

388,1

3 701,9

1 410,0

0

Выплаты,        
принятые в      
перестрах

ование.

420,2

2 875,7

7 503,2

1 023,0

1 651,7

В том числе  на  
территории РФ

420,2

2 841,5

6 758 ,9

489,9

1 651,7

В том числе  за  
пределами РФ

0

34,1

744 ,2

533,1

0

Коэффициент     
выплат по  договорам      страхования   

121,36%

62,95%

21,25%

9,42%

39,00%

Коэффициент     
выплат по       
договорам       
перестрах

ования

60,63%

28,55%

10,76%

13,25%

29,86%

Доля премии на  
территории РФ

100,00%

96,15%

94,69%

81,73%

100,00%

Доля выплат на  
территории РФ

100,00%

98,81%

90,08%

47,88%

100,00%



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - Коэффициент выплат по договорам страхования

2 - Коэффициент  выплат по договорам перестрахования

 

Рис. 3.1. Сопоставление  коэффициентов выплат в сегментах  прямого страхования и перестрахования в 2009 г.

 

По договорам, принятым в перестрахование, по различным сегментам страхового рынка наблюдается наиболее высокий уровень выплат по перестрахованию жизни (более 60%). Также относительно высокий уровень выплат необходимо отметить в перестраховании личного страхования (28,55%) и в перестраховании ОСАГО (29,86%). При этом уровень выплат по договорам прямого страхования в ОСАГО составляет всего 39%.

Российский рынок перестрахования  пока находится на начальном этапе  своего становления, потенциал роста  есть, но рост рынка перестрахования напрямую зависит от рынка прямого страхования. Все поступательные изменения рынка следует расценивать как первые шаги, которые являются началом долгого пути становления полноценного перестраховочного рынка.

Таким образом, в страховом  мире происходит постоянный, непрекращающийся обмен перестраховочными долями, и главная цель таких обменов состоит в стремлении к созданию сбалансированных, устойчивых собственных страховых портфелей. Поэтому перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого страхового общества вне зависимости от величины его капиталов, запасных фондов и других активов.

  • 3.2. Перспективы повышения финансовой устойчивости                страховых компаний

  •  

    Проведенный в работе анализ показал, что оценка финансовой устойчивости страховых организаций в связи со значимостью страховой защиты в обществе приобретает особое значение. Поскольку проблема обеспечения страховой организации возникла недавно, в отечественной теории страхования ей не уделялось достаточного внимания и не изучалась отечественной наукой. Объектом исследования были некоторые вопросы финансовых результатов страховых операций, но не каждого отдельного страховщика, действующего в рыночной среде. Поэтому и показатели анализа финансового состояния и финансовой устойчивости оставляют желать лучшего. Исследования последних десятилетий проводились на макроуровне, что в значительной степени объяснялось наличием государственной монополии, огромным числом потенциальных объектов страхования и наличием единственного крупнейшего в мире страховщика - Госстраха. До сих пор среди специалистов нет единого мнения об объеме обязательств, составе и оценке свободных активов, финансовых гарантиях и других проблемах их обеспечения, связанных с формированием рационального страхового портфеля, раскладкой риска, формированием страховых резервов. В связи с этим страховая практика должна решить эти вопросы эмпирически.

    Для оценки финансовой устойчивости необходим анализ его финансового состояния. Анализ применяемых в России критериев оценки финансового положения страховщиков показывает, что число таких показателей невелико, но они часто не связаны между собой. Это вытекает из того, что деятельность страховщика состоит из нескольких элементов: непосредственно проведение страховых операций; инвестирование финансовых ресурсов; прочей деятельности (получение кредитов, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, финансирование собственной деятельности). При этом необходимо учитывать трансфер риска, как основную особенность страховой деятельности.

    В свою очередь, сам страховой  риск также является синтетическим, т.е. зависящим от ряда факторов: вида страховой деятельности, взаимоотношения с перестраховщиками, размеры тарифных ставок по заключенным договорам, объемы принимаемого риска, возможности формирования оптимального страхового портфеля, фактические отклонения частоты наступления страховых случаев и размеров ущерба от среднестатистических.

    Исходя из этого, по моему мнению, анализ финансового положения страховщика должен быть только на основе исследования группы показателей, которые с одной стороны, могут быть, представлены в виде твердо установленных нормативов, а с другой - в виде рекомендательных параметров. Показатели могут быть и количественные и относительные. Система этих показателей может выглядеть следующим образом: объемные (абсолютные) - величина собственных средств, величина активов, величина страховых резервов, объем взносов; показатели оценки платежеспособности; показатели, характеризующие уровень ликвидности активов; показатели, оценивающие уровень обязательств по одному риску; показатели, характеризующие степень участия перестраховщиков в страховых операциях; показатели, характеризующие инвестиционную деятельность; показатели оценки достигнутого финансового уровня за отчетный год.

    Объемные показатели могут быть использованы для количественной оценки деятельности страховой организации при составлении рейтинга страховых организаций, что имеет место в настоящее время в российской практике. Для оценки платежеспособности используются относительные показатели. Наиболее известный - маржа платежеспособности рассчитывается как отношение собственных средств к нетто-премии, собираемой страховой организацией за отчетный период. Требования к минимальному уровню платежеспособности незначительно отличаются и практически все расположены в пределах 20%.

    Кроме этого показателя используется уровень достаточности  покрытия собственными средствами, рассчитываемый как отношение разности фактического уровня платежеспособности страховой организации и нормативного, например, 20 %, к нормативному уровню платежеспособности :

    Информация о работе Анализ платежеспособности и ликвидности страховой компании