Анализ динамики и развития тенденций банковского страхования в Украине

Дата добавления: 19 Января 2012 в 04:14
Автор: c*******@mail.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (147.95 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Bancassurance.docx

  —  162.21 Кб

     Анализ  динамики и развития тенденций банковского  страхования в  Украине

     Bancassurance или банковское страхование - это организация системы кросс-продаж страховых полисов через разветвлённую сеть банковских подразделений.

     Канал bancassurance превращает банк в финансовый супермаркет, в котором клиенты могут получить широкий спектр кредитно-инвестиционных и страховых услуг в одном месте с минимальными затратами времени.  
На данный момент существует 3 вида совместной деятельности банков и страховых компаний: Assurbanking - предоставление банковских услуг через страховые компании, Bankassurance – предоставление страховых услуг через банковские учреждения, а также предоставление банковских и страховых услуг через торговые сети. 

     Банкострахование (bancassurance) - это сотрудничество банков и страховых компаний по нескольким направлениям:

  • страхование заемщиков банков,
  • объектов залога
  • рисков самих банков.

     Рынок банкострахования в 2010 году вырос на 16,5% по сравнению с 2009 годом. Наибольший вклад внесло страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании. Прирост этого сектора составил 128,4%. Остальные виды розничного банкострахования увеличились незначительно либо сократились.

  1. Этап жизненного цикла страховой услуги.

     А) Розничное банкострахование

     В розничных видах банкострахования наибольшую долю занимает автокаско, его доля составляет 69% от страховых премий, собранных через банковский канал, 15% приходится на ипотечное страхование, включая страхование титула, залога и жизни заемщика, 13% - на страхование жизни и здоровья заемщика потребительских кредитов, в том числе от несчастных случаев, 2% - на ОСАГО.

     Кредитное КАСКО, являющееся локомотивом роста  банкострахования в прошлые годы, в 2009 году сократилось на 10,3%, премии по автокаско, собранные через собственные каналы продаж страховых компаний, сократились более существенно - на 20,5%. Поступление взносов по автокаско в 2009 году в основном было обеспечено пролонгацией договоров, заключенных во время бума автокредитования.

     Ипотечное страхование в 2009 году сократилось  меньше всего – на 4%. Этот вид  банкостраховния является наиболее стабильным из-за долгосрочности ипотечных договоров, но по новым договорам сокращение намного существеннее, так как объемы ипотечного кредитования сократились за тот же период в 4,3 раза.

     Объемы  страхования жизни и здоровья заемщика потребительских кредитов сократились на 11,1%, ОСАГО – на 21,4%. Наиболее заметное сокращение взносов  по ОСАГО связано с его невысокой  долей в банкостраховании.

     Структура взносов по розничным  видам банкострахования в 2009 году

       

      Динамика структуры взносов по розничным видам страхования, собранных через банковский канал

      

     С выше представленных двух графиков получаем динамику структуры взносов по розничным видам страхования за 2008-2010 г. 
 
 
 
 

 

     На  фоне «торможения» кредитования и снижения сборов премий по страхованию при  автокредитовании по новым договорам увеличилась убыточность автокаско. Больштнство участников рынка отмечают, что убыточность кредитного автострахования превышает убыточность обычного автострахования.

     В течение 2008-2009 гг. раскручивался маховик  демпинга, который и привел к росту  убыточности в автостраховании. Действия страховых компаний, направленные на снижение убыточности, приводят их в замкнутый круг: чтобы снизить убыточность, надо повысить страховые тарифы, а при повышении тарифов страховая компания становится неконкурентоспособной по сравнению с другими страховщиками, участвующими в банковских программах.

     Б) Страхование юридических  лиц через банки

     В структуре премий, собранных через  банковский канал в 2009 году по страхованию  юридических лиц, наибольшая доля – 70% приходилось на страхование залогового имущества заемщиков, 5% - на страхование  товаров на складе, 1% - на страхование  товаров в обороте.

     Структура премий по страхованию юридических лиц, собранных через банковский канал в 2009 году

     

     Динамика структуры взносов по страхованию юридических лиц, собранных через банковский канал

     

     

     С выше представленных двух графиков получаем динамику структуры взносов по страхованию юридических лиц за 2008-2010 г.

     

     Страховые тарифы с кризисом и ростом убыточности  не только не выросли, но и еще более  снизились. В условиях сокращения взносов  и роста конкуренции, страховые  компании стали прибегать к демпингу во всех видах банкострахования. Наиболее заметно эта тенденция наблюдалась в секторе страхования имущества юридических лиц.

     По  итогам 2009 года отмечен рост сборов по страхованию товаров в обороте  на 260%. В условиях кризиса и нехватки средств у компаний, они страховали имущество, которое наиболее подвержено рискам – это товары в обороте, сократив затраты на страхование  других видов, таких как страхование  товаров на складе (сокращение взносов  на 23,3%) и залогового имущества (на 15,9%).

     В) Страхование банковских рисков

     Банки стали больше ценить страхование, и  это уже касается не только страхования  залогового имущества, но и рисков самих  банков. Учтя все плюсы партнерства  со страховой компанией, банки расширяют  страховую защиту, необходимую для  более полного покрытия рисков, а  при отказе заемщиков покупать страховку  банки сами стали страховать заложенное имущество.

     В структуре взносов по страхованию  рисков банков в 2009 году 57% приходилось  на добровольное медицинское страхование  сотрудников банков, по 12% приходилось  на страхование недвижимости и страхование  автопарка банков, 7% - на комплексное  страхование рисков банков (ВВВ), 3% - на страхование жизни и здоровья сотрудников банков, 2% - на страхование  ответственности персонала и  страхование D&O, 1% на страхование  эмитентов банковских карт и 6% - на иные виды.

     Структура взносов по страхованию рисков в 2009 году

        
 
 
 
 
 
 

     Динамика структуры взносов по страхованию рисков банков

     

       

     С выше представленных двух графиков получаем динамику структуры взносов по страхованию рисков банков за 2008-2010 г. 

       

     Перспективным направлением банкострахования в ближайшем будущем будет комплексное страхование рисков банков (Bankers Blanket Bond - ВВВ). В 2009 году на страхование операционных рисков банков (ВВВ), по оценкам «Эксперт РА», пришлось 270 млн. рублей, что превысило объем 2008 года на 12,5%. Для рынка банкострахования это незначительная сумма, но постепенно она увеличивается.

     Объем рынка банкострахования по секторам

       Объем рынка в 2009 году, млн. руб. Объем рынка в 2008 году, млн. руб. Прирост
Страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных  с банковскими  услугами, всего  81000  90000 - 10%
Розничное страхование, всего  62300  69800 -11%
Ипотечное страхование (титул, залог, жизнь заемщика)  9600  10000 -4%
Автокредитование (КАСКО)  43060  48000 -10%
Автокредитование (ОСАГО)  1100  1400 -21%
Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов, в т.ч. от НС  8000  9000 -11%
Иные  виды розничного страхования  540  1400 -61%
Страхование юридических лиц  через банки, всего  14700  16100 -9%
Страхование залогового имущества заемщиков  10300  12250 -16%
Страхование товаров на складе  690  900 -23%
Страхование товаров в обороте  180  50 260%
Иные  виды страхования рисков ЮЛ  3530  2900 22%
Страхование рисков банков, всего  4000  4100 -2%
Комплексное страхование рисков банков (ВВВ)  270  240 13%
Страхование автопарка банков  505  520 -3%
Страхование недвижимости банков  500  770 -35%
ДМС сотрудников  банков  2300  2150 7%
Страхование жизни и здоровья сотрудников  банков  105  190 -45%
Страхование ответственности персонала и  страхование D&O  70  30 133%
Страхование эмитентов банковских карт  25  25 0%
Иные  виды страхования банковских рисков  225  175 29%
 

     2) Перспективным направлением банкострахования является беззалоговый кредит в связи с активным развитием рынка кредитных карт, который постепенно вытесняет рынок потребительских кредитов в точках продаж. 

     3)  Три уровня страховой услуги:

     1 – Предоставление гарантии покрытия  возможных финансовых рисков;

     2 - Предоставление финансов в распоряжение  клиента при наступлении страхового  случая;

     3 – Получение банковских услуг.

     4) В Украине же банки в состоянии продать только ту страховку, которую можно "подвязать" под кредит. Это можно объяснить слабо развитой культурой страхования в Украине. Во-вторых, банки еще не очень заинтересованы, чтобы эти продукты продвигать, банки на сегодня зарабатывают достаточно много на процентных ставках (на марже). Кроме того, исконно украинским финучреждениям эта услуга не особо интересна. Они не совсем осознают, что на этом можно зарабатывать.

     Кроме того, еще одной проблемой являются сравнительно низкие доходы, которые  банки получают от продажи таких  полисов. Их нельзя сравнить с деньгами, которые банки зарабатывают, предоставляя кредиты

     Когда немного "успокоятся" ставки, рынок  будет более стабилен, банки непременно обратят внимание на возможность  надежного заработка посредством  страхования.

Описание работы
Канал bancassurance превращает банк в финансовый супермаркет, в котором клиенты могут получить широкий спектр кредитно-инвестиционных и страховых услуг в одном месте с минимальными затратами времени.
Содержание
содержание отсутствует