Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение становление негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи работы:
- изучить историю становление негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть сущность, понятие и функции негосударственных пенсионных фондов;
- провести анализ функционирования негосударственных пенсионных фондов;
- привести пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы негосударственного пенсионного фонда в России, особенности создания и функционирования………………………………..…..5
1.1. История становления негосударственных фондов в России………………5
1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции……………………………………………………………………………9
2. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………………………………………………………
2.1. Анализ динамики пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации…………….
2.2. Анализ зависимости пенсионного обеспечения функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации……………..
2.3. Пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     2) представлять перед фондом свои  интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;

     3) требовать от фонда перевода  выкупных сумм в другой фонд  в соответствии с правилами  фонда и пенсионным договором. 

     Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными  средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

     НПФ обязан:

     1) осуществлять учет своих обязательств  перед вкладчиками и участниками  в форме ведения пенсионных  счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам  информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

     2) выплачивать участникам негосударственные  пенсии в соответствии с условиями  пенсионных договоров; 

     3) переводить по поручению вкладчика  или участника выкупную сумму  в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

     4) не принимать в одностороннем  порядке решения, нарушающие права  вкладчиков или участников.

       НПФ осуществляет размещение  пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат  переданных ему фондом пенсионных  резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

     В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.

 

     2. Анализ деятельности  негосударственных  пенсионных фондов  в Российской Федерации 

2.1. Анализ динамики  пенсионного обеспечения  за счет функционирования  негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации

     На  конец 1998г. (эту дату мы рассматриваем  как своеобразную точку отсчета  для оценки современного уровня развития негосударственного пенсионного обеспечения), пенсионные резервы составляли всего 4,25 млрд. руб., а система обязательного пенсионного страхования существовала только в проекте. На сегодняшний день размер пенсионных резервов увеличился почти в 67 раз, численность участников – в 33 раза и составила более 6,1 млн. человек. Услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения Российской Федерации. 

     Рис.1 Численность НПФ в РФ за 2007-2009 гг. 

     Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации  в настоящее время, представлена 296 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

     Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской  и Самарской областях - по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

     По  данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России, по состоянию на 01.01.2006 г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входят 294 фонда (291), 100 из которых зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Собственное имущество фондов составляет 344,3 (345,3) млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы - 277,4 (285,3) млрд. рублей, пенсионные накопления - 2,2 млрд. рублей. (По сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации, ПФР направил Реестр от 27 марта 2006 года № 2/2006 НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, которым переданы средства пенсионных накоплений на общую сумму 4,61 млрд. рублей.)  

     

     Диаграмма 2 Величина пенсионных взносов (млн. руб.) для различных групп фондов по величине пенсионных резервов 

     Действующие пенсионные фонды организованы в  наиболее успешно развивающихся  секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих  размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта.  

     

     Диаграмма 3 Структура участников НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от общего числа участников)1 

     

     Диаграмма 4 Структура пенсионных резервов НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от суммы по фондам)2 

     За  последние шесть лет размер средств  пенсионных резервов вырос почти  в 65 раз (для сравнения, на конец 1998 г. размер указанных средств составлял 4,25 млрд. рублей), численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек - в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения России. 

     

     Диаграмма 5 Количество участников НПФ 

     За  указанный период количество получателей  негосударственных пенсий увеличилось  в 2,5 раза и достигло 703,3 (707,1) тыс. человек.  
На 01.01.2006г. средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил 895 рублей (1109).

     За 1998-2005 гг. вкладчиками перечислено  в фонды около 100 млрд. рублей.

     Фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за шесть лет негосударственных  пенсий на общую сумму более чем 12 млрд. рублей (из них в 2005 году - 7,56 млрд. рублей), они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил, по нашей оценке, суммарно около 200 млрд. рублей.

     Из 294 НПФ, имеющих действующую лицензию на 01.01.2006 года (291), у 35 фондов собственное  имущество превышает 500 млн. рублей, что суммарно составляет 325,5 (326,7) млрд. рублей, это в свою очередь - 94,5% от собственного имущества всех фондов; у 25 (26) фондов в числе вышеназванных 35-ти собственное имущество превышает 1 млрд. рублей и в общей сумме составляет 317,5 млрд. рублей, или 92,2% (92,5) от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 25 (26) крупнейших фондов в сумме составляет 258,9 (267,3) млрд. рублей, или 93,3% (93,7) от суммы пенсионных резервов всех НПФ.

     Количество  участников 25 (26) крупнейших фондов составляет 65,5% (66) от общего числа участников, количество участников, получающих пенсию у этих фондов, - 70.8% (72,6). Сумма пенсионных выплат у 25 (26) крупнейших фондов за 2005 год составила более 6 млрд. рублей, или 79,8% от всех пенсионных выплат за 2005 год.

     На 157 (154) фондов, имеющих собственное  имущество до 100 млн. рублей, приходится 13,01% (12,82) участников, а их суммарное собственное имущество составляет 1,5% от собственного имущества всех фондов.

     Здесь необходимо отметить, что по итогам 2005 года отчетность представили 258 (255) НПФ из 294 (291), имеющих лицензию, т.е. 36 НПФ систематически не представляют отчетность. ФСФР России из квартала в квартал направляла этим фондам предписания, требовала незамедлительного представления отчетности. У 14 НПФ действие лицензии приостановлено, в отношении остальных фондов принято решение провести проверки и по их результатам принять решение о дальнейшей судьбе этих НПФ. Таким образом, нас не может не настораживать судьба 193 фондов, имеющих собственное имущество до 100 млн. рублей. Анализируя деятельность этих НПФ, было обращено внимание, что 22 фонда инвестируют средств пенсионных резервов меньше, чем они их имеют, это позволяет предположить о расходовании части средств ПР в качестве имущества для осуществления уставной деятельности, что недопустимо. Только 11 НПФ из числа фондов, имеющих собственное имущество менее 100 млн. рублей, смогли выйти за пределы этой цифры. Рассматривая экономическую составляющую деятельности этих фондов, очевидно, что в силу отсутствия денежных средств они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях существующей конкуренции. В рамках существующего законодательства даже самый маленький НПФ может функционировать только в том случае, если у него есть средства. НПФ - самостоятельное юридическое лицо и должен жить на те средства, которые у него есть, нет средств - нет фонда.

     Не  на много лучше обстоят дела, с  точки зрения развития фондов, увеличения собственного имущества, пенсионных резервов и числа участников, у НПФ, имеющих  собственное имущество от 100 до 500 млн. рублей, только 16 НПФ смогли существенно улучшить свое финансовое положение.

     Важно отметить, что только учредители и  вкладчики фондов могут и должны принять правильное решение о  дальнейшей судьбе того или иного  НПФ, а это, в свою очередь, послужит в целом укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения3.

     На 01.01.2007 г. в РФ существует 13 фондов сумма  собственных средств которых  свыше 30 млн. руб. и ведение пенсионных счетов более 5000 чел.): НПФ «Газфонд» (Москва), НПФ «Благосостояние» (Москва), НПФ электроэнергетики (Москва), Национальный НПФ (Москва), НПФ «Сургутнефтегаз», (г. Сургут Ханты-Мансийского а.о.), НПФ «Телеком-Союз» (Санкт-Петербург), НПФ «Алмазная осень» (Республика Саха (Якутия), НПФ «Уголь» (Москва), НПФ ГАЗ (Нижний Новгород), НПФ «Мосэнерго» (Москва), Первый национальный НПФ (Москва), НПФ «Железнодорожный» (Нижний Новгород) и Всерегиональный НПФ «Северный» (Ленинградская область).

 

 
2.2. Анализ зависимости  пенсионного обеспечения  функционирования  негосударственных  пенсионных фондов  Российской Федерации

     Существует  весьма веский аргумент в пользу НПФ - то, что его доходность, как правило, превышает доходность ПФР. По итогам 2007 г. негосударственным пенсионным фондам удалось заработать в среднем  около 35% годовых. Доходность отдельных  фондов в течение нескольких лет реформы зачастую достигала, а то и превышала 50 %. Это происходит за счет того, что у НПФ согласно Федеральному закону N 111 "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" больше инструментов для инвестирования, чем у ПФР, который посредством государственной управляющей компании Внешэкономбанк вкладывает средства исключительно в государственные ценные бумаги.

     Средства  накопительной части "молчунов" ежегодно обесцениваются, так как  доходность Внешэкономбанка значительно ниже индекса инфляции. В самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали потенциальную доходность денежных средств, находящихся под управлением Внешэкономбанка, на уровне 7-10% годовых, но на практике получилась значительно ниже. За 2007 г. доходность составила 5,98% годовых, при инфляции 11,9 %. Это значит, что накопления будущих пенсионеров под управлением государства обесценились в 2007г. на 5,92%. Это наихудший показатель за последние четыре года. За весь период пенсионной реформы среднегодовой показатель доходности был всего 5,98 % годовых, при инфляции за тот же период 11,1%. По итогам последних четырех лет доходность пенсионных вложений Внешэкономбанка только в 2005г. превышала уровень инфляции (на 1,28%).

     Таблица 1.

Показатель 31.12.2006 31.12.2007 31.12.2008
Сумма пенсионных накоплений всего 286 411 401 819 403 238
Сумма пенсионных накоплений в ВЭБе 267 073 362 874 348 678
Сумма пенсионных накоплений, находящихся  в управлении частных управляющих  компаний 9 373 12 188 12 000
Сумма пенсионных накоплении в НПФ 9 965 26 757 42 560
 

     По  оценкам экспертов, в ближайшие 10-15 лет потери будут весьма ощутимы. Между тем показатели частных  УК и НПФ только за 2006 г. были в  среднем выше 20%, а больше половины таких компаний смогли добиться показателей, равных в 25-40%.

     К началу 2008 г. общее число граждан, выбравших НПФ в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию, составляло около 2 млн. человек, а размеры переданных в НПФ пенсионных накоплений - к 20 млрд. руб. Для нашей страны это очень невысокий показатель.

     Однако  в условиях кризисной ситуации Внешэкономбанк с его консервативной стратегией оказывается "на высоте" положения. Так, частные управляющие компании в 2008 г. проигрывают Внешэкономбанку  по результатам инвестирования пенсионных накоплений. По состоянию на конец октября 2008 г. отчетность за третий квартал опубликовали лишь 24 частные управляющие компании из 55, из них лишь две - "Вика" и "Трификс" - показали положительную доходность (4,18 и 2,36% соответственно). Средняя доходность остальных компаний составляет минус 24% годовых. Окончательные данные вряд ли существенно повлияют на общую картину. Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) предлагает изменить правила учета финансовых вложений НПФ. В частности, учитывать стоимость инвестиционных портфелей НПФ не по текущей стоимости ценных бумаг, а по балансовой. В НАПФ считают, что эта мера позволит улучшить отчетность НПФ и не спровоцировать оттока средств клиентов обратно в государственную управляющую компанию Внешэкономбанк.

Информация о работе Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации