Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Дата добавления: 16 Октября 2011 в 12:22
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (122.87 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

НПФ.doc

  —  369.00 Кб

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические  основы негосударственного пенсионного  фонда в России, особенности создания  и функционирования………………………………..…..5

1.1. История  становления негосударственных  фондов в России………………5

1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции……………………………………………………………………………9

2. Анализ  деятельности негосударственных  пенсионных фондов в Российской  Федерации……………………………………………………………

2.1. Анализ  динамики пенсионного обеспечения  за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации…………….

2.2. Анализ  зависимости пенсионного обеспечения  функционирования негосударственных  пенсионных фондов Российской  Федерации……………..

2.3. Пути  увеличения пенсионного обеспечения  за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………

Выводы  и предложения……………………………………………………………

Список  использованной литературы……………………………………………...

 

Введение

     Любая пенсионная система  это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе  в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства. Пенсионное обеспечение в России имеет глубокую историю, уже в конце XVIIIв. шло зарождение как государственного, так и негосударственного пенсионного обеспечения. Но после революционных событий в системе негосударственного пенсионного обеспечения отпала необходимость и более, чем полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д. С переходом  рыночной экономике вновь возникла необходимость в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Основным инструментом в этой системе стали негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

     Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение становление негосударственных  пенсионных фондов в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью  были сформулированы следующие задачи работы:

     - изучить историю становление  негосударственных пенсионных фондов;

     - рассмотреть сущность, понятие и  функции негосударственных пенсионных  фондов;

     - провести анализ функционирования  негосударственных пенсионных фондов;

     - привести пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы

 

1. Теоретические основы  негосударственного  пенсионного фонда  в России, особенности создания и функционирования 

1.1. История становления  негосударственных  фондов в России

     Пенсионное  страхование в нашей стране имеет  долгую историю. Еще в восьмидесятые годы XIX в. общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Первые пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888г. на железных дорогах, позднее они стали образовываться в разных ведомствах. К 1897 г. в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Существовали пенсионные кассы двух видов:

  • сберегательно-вспомогательные;
  • собственно пенсионные кассы.

     Принцип устройства сберегательно-вспомогательных касс строился на уплате участниками определенных взносов, которые потом возвращались к ним с процентами при выбытии из касс. Пенсионные кассы брали на себя обязанность выплачивать участникам в установленных случаях ренты в размерах, которые определялись уставами касс. Так же среди пенсионных касс выделяли эмеритальные кассы, в которых не было уравновешивания средств касс с ее обязательствами, и страховые пенсионные кассы, в которых существовала зависимость выплат от сумм, поступивших на личные счета ее участников и периода поступления средств, т.е. страховые пенсионные кассы основывались на персонифицированном учете взносов.

     В начале ХХ века были изданы первые законы учреждающие пенсии по инвалидности (2 июня 1903 г.) и страхование рабочих от несчастных случаев (23 июня 1912 г.). Социальное страхование строилось на страховых взносах и предусматривало пенсионные выплаты, зачастую немногочисленные и в небольших размерах. Уже в то время пенсионное обеспечение являлось частью государственного социального страхования, поскольку упомянутые законы предусматривали и иные выплаты (например, пособия по временной нетрудоспособности) потерпевшим от несчастных случаев на производстве. Считается, что в период с 1918 по 1921 гг. было отступление от принципов государственного социального страхования, но даже в это время Советом народных комиссаров 31 октября 1918 г. было утверждено Положение о социальном обеспечении трудящихся. В нем среди источников средств на социальное обеспечение назывались взносы работодателей, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и прочих. Размеры взносов на обеспечение по всем видам, кроме обеспечения материнства и безработицы, устанавливались местными подотделами социального обеспечения и охраны труда по классам опасности, к которым относились предприятия, учреждения, хозяйства, на основании тарифов, определяемых Отделом социального обеспечения и охраны труда Наркомата труда.

     Несмотря на то, что декретом СНК от 17.01.1919 г. в Положение от 31.10.1918 г. были внесены изменения, касающиеся финансовой системы социального обеспечения (средства на оказание всех видов социального обеспечения стали отпускаться из Государственного Казначейства по смете НКТ), оставались страховые взносы частных нанимателей, самостоятельных хозяев, общественных организаций, которые шли в местные казначейства. Среди выплат, предусмотренных Положением о социальном обеспечении трудящихся, были названы и пенсии, назначаемые в случаях полной или частичной постоянной утраты трудоспособности, независимо от вызвавших ее причин (болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание). Практически это были пенсии по инвалидности.

     В 1921 г. институт социального страхования был восстановлен после принятия СНК Декрета от 15.11.1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В данном Декрете говорилось, что распоряжение страховыми фондами сосредотачивается в Наркомате социального обеспечения, но в то же время оговаривалось, что "фонды твердо бронируются на нужды обеспечения рабочих и служащих без права расходования их на какие-либо иные нужды". Система социального страхования рабочих и служащих за счет страховых взносов включала пенсионное обеспечение по инвалидности. В развитие Декрета от 15.11.1921 г. был принят ряд новых нормативно-правовых актов, в том числе Декреты СНК от 8 и 9.12.1921 г., имеющие непосредственное отношение к пенсиям по инвалидности и пенсиям в случае смерти кормильца семьи.

     Основные  положения, касающиеся государственного социального страхования, были включены в главу XVII КЗоТ РСФСР 1922 г. В ст.176 КЗоТ говорилось, что социальное страхование охватывает оказание лечебной помощи, выдачу пособий при различных видах временной нетрудоспособности, по безработице, на кормление ребенка, приобретение предметов ухода за ребенком, погребение, пособие по инвалидности, в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца. Это означает, что даже в первые три десятилетия ХХ века пенсионное обеспечение связывалось с уплатой страховых взносов и развивалось как составная часть государственного социального страхования. Впоследствии глава XVII КЗоТ РСФСР стала основой общесоюзного законодательства в области государственного социального страхования и соответствующих разделов российских кодексов законов о труде, принятых в последующий период.

     Суть  государственного социального страхования  в нашей стране состояла в уплате страховых взносов и в получении  при наступлении определенных законодательством  юридических фактов (реализации социальных рисков), установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Другое дело, что выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, а значит пенсионное обеспечение не носило наименование "пенсионное страхование". Но это обстоятельство было присуще всему советскому социальному страхованию. Надо сказать, что на пенсиях, более чем на других выплатах, хотя и косвенно, отражалась уплата страховых взносов: пенсии всегда связывались с продолжительностью трудового стажа работника. Чем больше трудовой стаж работника, тем больше за него было уплачено страховых взносов работодателем, но, к сожалению, прямой связи с суммами страховых платежей не существовало. При выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, единовременных пособий практически не имела значение даже продолжительность уплаты взносов. Так, дифференциация размеров пособия по временной нетрудоспособности многие годы зависела от непрерывного стажа работника и тем самым преследовала иные цели - закрепление кадров на производстве.

     Начиная с 1937 г. обеспечение граждан из средств, формируемых за счет страховых взносов, и выплата пенсий из государственного бюджета стали идти параллельно, дополняя друг друга. Произошло это из-за нехватки страховых взносов на все виды выплат, предусмотренных законодательством, и в бюджет государственного социального страхования стала поступать дотация из государственного бюджета. В период действия закона СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" за счет страховых взносов шла выплата пенсий работающим пенсионерам, неработающие граждане получали пенсионные суммы из бюджетных средств.

     В 1987 году была предпринята попытка усовершенствовать систему негосударственного пенсионного обеспечения. С этой целью было принято постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.1987 г. № 976 "О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников", которое вступило в силу с 1 января 1988 года. При этом учитывалось, что этот вид страхования сможет предоставить возможность гражданам более полного удовлетворения пожизненно потребностей и сохранения на достаточно высоком уровне их материального положения при переходе от активной трудовой деятельности к государственному пенсионному обеспечению. Выплата дополнительной пенсии предусматривалась из страхового фонда, который образовывался в равных долях за счет взносов страхователей и, что особенно важно, средств союзного государственного бюджета. При этом средства названного фонда в части личных взносов страхователей должны были храниться в Госбанке СССР на специальном счете Госстраха СССР с начислением 3% годовых и использованием их на его пополнение. К сожалению, указанный вид добровольного страхования пенсий, в силу ряда причин не получил необходимого развития.

     В 1989 г.  Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию пенсий. И уже в ноябре 1991 г. возник первый в современной российской истории НПФ - Российский страховой пенсионный фонд (РСПФ). В декабре 1991 г. Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по организации работы промышленности" государственным предприятиям было разрешено создавать за счет прибыли фонды для увеличения пенсий их работникам.

     После распада СССР в 1992 году было принято решение о прекращении действия указанного выше документа. Вместе с тем идея об организации в России системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан была достаточно быстро реанимирована в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах".

     Пик создания НПФ пришелся на конец 1993-1994 г.г., когда в России было более  тысячи организаций, называющих себя негосударственными пенсионными фондами. Однако некоторые из них так и не начали работать, другие ушли с рынка НПО. В апреле 1994 г. Главное Правовое Управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона "О негосударственных пенсионных фондах".

     С 1995 года численность НПФ постепенно сокращалась, при этом развивались и росли в основном корпоративные фонды, как правило, создаваемые предприятиями для своих сотрудников. К этому времени появились зачатки государственного регулирования в этой сфере, была создана Государственная Инспекция НПФ, началось лицензирование деятельности фондов. Последующие годы характеризуются качественным развитием негосударственного пенсионного обеспечения. С января 1995 года постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность НПФ и компаний по управлению активами НПФ включена в перечень лицензируемых видов деятельности. При этом в качестве лицензирующего органа была определена Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ. Первые лицензии НПФ были выданы в октябре 1995 г.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Целью данной курсовой работы является рассмотрение становление негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи работы:
- изучить историю становление негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть сущность, понятие и функции негосударственных пенсионных фондов;
- провести анализ функционирования негосударственных пенсионных фондов;
- привести пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы негосударственного пенсионного фонда в России, особенности создания и функционирования………………………………..…..5
1.1. История становления негосударственных фондов в России………………5
1.2. Понятие негосударственных фондов в России, их сущность, принципы и функции……………………………………………………………………………9
2. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………………………………………………………
2.1. Анализ динамики пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации…………….
2.2. Анализ зависимости пенсионного обеспечения функционирования негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации……………..
2.3. Пути увеличения пенсионного обеспечения за счет функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации……………
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...