Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня в большей степени государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Содержание

Введение.
I. Регулирование инновационной деятельности в России.
1. 1. Виды и способы регулирования.
1.2. Государственное регулирование инновационной деятельности.
1.3. Механизм государственной поддержки и инновационной деятельности.
II. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.
2.1. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Японии на современном этапе.
2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.
Заключение.
Источники информации.

Работа содержит 1 файл

ин мен.docx

— 78.91 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

На тему: «Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород,

2009

Содержание.

Введение.

I. Регулирование инновационной деятельности в России.

     1. 1. Виды и способы регулирования.

     1.2. Государственное регулирование  инновационной деятельности.

     1.3. Механизм государственной поддержки  и инновационной деятельности.

II. Зарубежный  опыт регулирования инновационной  деятельности.

     2.1. Особенности государственного регулирования  инновационной деятельности в  Японии на современном этапе.

     2.2. Регулирование инновационной деятельности  в США и Евросоюзе.

Заключение.

Источники информации. 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Эта работа посвящена исследованию опыта  регулирования инновационной деятельности в России и за рубежом. Государство, является главным органом, регулирующим инновационную деятельность. В работе рассматривается, как государство участвует в регулировании инновационной деятельности, какие ведомства и организационные структуры являются ответственными за воплощения этой деятельности, какие цели они призваны достичь. Важно отметить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более ясного понимания как регулируется  инновационная среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

     Для России сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер  государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

     Сегодня в большей степени государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.  
 

I. Регулирование инновационной деятельности в России.

1. 1. Виды и способы  регулирования.

     Организационное регулирование инновационной деятельности развитие инновационной инфраструктуры:

  • обеспечение приоритета инновационной деятельности,
  • моральное поощрение авторов инноваций,
  • содействие модернизации,
  • развитие интеграционных процессов,
  • развитие международных связей

     Экономическое и финансовое регулирование инновационной  деятельности:

  • развитие предложения инноваций,
  • расширение спроса на инновации,
  • содействие конкуренции в инновационной сфере,
  • развитие предпринимательства,
  • обеспечение занятости в инновационной сфере,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции
  • инвестиции в инновации, повышение их эффективности,
  • создание благоприятного инвестиционного климата

     Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности:

  • охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,
  • защита промышленной, интеллектуальной собственности,
  • развитие договорных отношений.
 
 
 

1.2. Государственное  регулирование инновационной  деятельности.

     Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

     Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной  политики, управление инновационной  деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия  для инновационной деятельности.

     Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

     Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

     Финансовые  факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

      • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
      • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

     Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых  в соответствии с ними законов  и иных нормативных правовых актов  РФ и субъектов РФ, а также международных  договоров РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

     Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами, и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

     Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.
  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

     Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.

     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения  базисных инноваций, социально-экономических  последствий практического использования  новых наукоемких продуктов и  технологий.

     Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

     Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

     Проект (программа) поддержки  инновационной деятельности - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

     Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

     Государственная (федеральная) инновационная программа  включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Информация о работе Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности