Виды внутрифирменного планирования инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Всем этим, а в первую очередь необходимостью совершенствования внутрифирменного планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы.

Содержание

Введение 3
Виды внутрифирменного планирования 4
Практическая работа
«Анализ инновационной активности предприятия» 8
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

МАГНИТОГОРСКИЙ  ИНСТИТУТ ТУРИЗМА – ФИЛИАЛ РМАТ 

Заочное отделение 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

№ ___________ Вариант _______________ Шифр группы 062128ТМ 

по ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ

на тему: «Виды внутрифирменного планирования инноваций» 

Специальность _________________________________________________

Специализация _________________________________________________

Фамилия студента ______________________________________________

Имя __________________ Отчество ________________________________

Дата  поступления работы ________________________________________ 

Оценка _________________________________________________________

Рецензент _______________________________________________________

Ф.И.О. 

Дата проверки контрольной работы « ____» ______________ 2010г. 

Подпись ___________

Содержание 

Введение           3

Виды внутрифирменного планирования      4

Практическая  работа

«Анализ инновационной  активности предприятия»    8

Заключение          13

Список литературы         14

 

Введение

     В современных условиях, когда динамично  и непредсказуемо изменяется внешняя  среда организации, прогнозирование  и планирование инноваций становится жизненно необходимым. Именно это позволяет организации не только увидеть свое будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению. Наличие такой программы облегчает использование ресурсов организации и выбор наилучших средств для достижения цели, значительно снижает опасность, исходящую он внешней среды. Это положительно сказывается на результатах деятельности организации и способствует созданию здорового морально-психологического климата в организации, что также оказывает положительное влияние на эффективность. И напротив, отсутствие такой программы сопровождается колебаниями и отклонениями в развитии организации в нужном направлении.

     Сбалансированный  внутрифирменный план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, эффективную стратегию совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

     Всем  этим, а в первую очередь необходимостью совершенствования внутрифирменного планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы.

 

Виды внутрифирменного планирования инноваций

      Система планирования инноваций в организациях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования, взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности организации, состав осуществляемых инновационных провесов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.

      Виды  планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования инноваций.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Виды внутрифирменного планирования инноваций

      По  целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

     Стратегическое  планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успеха организации.

     Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реакции принятой стратегии развития организации. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля организации, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным программам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии, и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента, их сравнительные характеристики приведены в таблице.

Т а б л и ц  а 1

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования 

Признаки Стратегическое Оперативное
Уровень иерархии Преимущественно высший уровень менеджмента Все уровни менеджмента  с особым акцентом на средний
Неопределенность Высокая степень Низкая степень
Вид проблем Преимущественно неструктурированные В основном хорошо структурированные
Горизонт  времени Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный Акцент на кратко- и среднесрочный
Потребность в информации Преимущественно внешняя В основном внутренняя
Альтернативы Спектр альтернатив  широк Спектр альтернатив  ограничен
Объём Концентрируется на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях Охватывает  все направления и структурные единицы предприятия и всех участников
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка
 

      Предметный  признак характеризует объем плановой работы организации. В соответствии с принятым в организации разделением труда по предметному признаку в самостоятельные виды планов выделяют планирование НИОКР, сбыта, материально-технического снабжения и информационного обеспечения, производства, финансов, персонала и других предметных областей организации. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

     Планирование  должно охватывать все сферы и  иерархические уровни организации. В соответствии с принятой структурой организации различают сводное или комплексное планирование деятельности организации в целом, планирование структурных единиц, планирование отдельных инновационных программ и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки.

     Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

     Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организациях. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ организаций и подразделений.

     Технико-экономическое  планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

     Объёмно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным программам и по всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.

      В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на 5 лет и более, среднесрочные – до 5 лет и краткосрочные, охватывающие период времени до года. Период планирования инноваций влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущее (до года) и перспективное (более года). Наличие различных периодов планирования позволяет обеспечить преемственность и непрерывность в управлении инновационными процессами, а при соответствующей увязке планов появляется возможность реализации скользящего принципа планирования инноваций.

      Состав  и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования инноваций. В отечественной и зарубежной практике нашли широкое распространение такие формы планирования инноваций, как программно-целевой подход, управление по целям (management by objectives), системное управление (management by system), сетевые методы управления и пр.

Практическая  работа

     «Анализ инновационной активности предприятия»

     Цель: ознакомиться с методикой определения инновационной активности предприятия и научиться на основе данной методики определять экономические возможности предприятия для внедрения инноваций. 

     Таблица 1

     Исходные  данные

     Наименование      Данные, руб.
     Нематериальные  активы

     В том числе:

     патенты

     товарные  знаки (знаки обслуживания)

     Прочие  внеобортные активы

     Число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.

     В том числе:

     в НИР, чел.

     в ОКР, чел.

     Численность работников предприятия в целом

     Стоимость оборудования опытно – приборного назначения

     В том числе:

     опытно  – приборного назначения

     экспериментального  назначения

     Стоимость оборудования производственно –  технологического назначения

     Стоимость вновь введенных основных производственных фондов 

     В том числе:

     нового  оборудования

     новых производственно – технологических  линий

     Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия

     В том числе:

     основного производственного назначения

     общепроизводственного назначения

     общехозяйственного  назначения

     Выручка от реализации новой или усовершенствованной  продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий

     В том числе:

     новой продукции (работ, услуг)

     усовершенствованной продукции (работ, услуг)

     Общая выручка от реализации всей прочей продукции (работ, услуг)

     Стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов

     В том числе:

     собственные опытно – конструкторские проекты

     маркетинговые исследования

     обучение  персонала

     Общая стоимость прочих инвестиционных расходов

     98,495 

     29,752

     68,743

     943492,7

     5 

     0

     5

     24

     223754,63 
 

     223693,16

     61,475 

     1324744,6 

     743241,4 
 

     743241,4

     0

     1577258,6 
 

     564560,7

     887954,7

     124743,2 

     19426,4 
 
 

     0

     19426,4

     35296,3 

     21655,1 
 

     12674,8

     3180,3

     5800

     812794,3

Информация о работе Виды внутрифирменного планирования инноваций