Управление инновационным проектом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких
аспектах:
как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
как процесс осуществления инновационной деятельности;
как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти
мероприятия.

Работа содержит 1 файл

Be Marlboro Hostess Speech_LAMP.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, выбор портфеля инновационных  работ должен рассматриваться как весьма сложная проблема, требующая опыта, знаний, здравого смысла, хорошего представления о возможностях персонала и вероятности успеха внедрения инноваций, экономических познаний и умения выбирать стимулы деятельности научных работников и менеджеров подразделений.

    В настоящее время в России всего  около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями.

    В   настоящее   время   имеют   место   следующие   проблемы управления инновациями:

    сокращение  затрат на инновации;

    нарастание  темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;

    резкое  сокращение численности научно исследовательских  групп, коллективов, школ институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;

    отсутствие  гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и  социально-организационных структур;

    чрезмерная  длительность инновационных процессов  во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);

    ограниченность  распространения инноваций (внедрение  на одной-двух

фирмах);

чрезвычайно низкий удельный вес радикальных  инноваций; отсутствие заинтересованности в инновациях;

    практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние 10-

15 лет;

    развал  отраслевой и академической науки;

    отсутствие  промышленной и научно-технической  политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого

сектора.

    Внедрение инноваций всегда связывается с  потребностями рынка. Поэтому руководителю-инноватору постоянно необходимо определять, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечивать нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации для того, чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он должен выявлять, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.

    Для инновационного менеджера процесс  обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности фирмы.

    В деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход. который и является в конкретных условиях оптимальным. Поэтому специфика инновации как объекта предполагает особый характер труда инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий подход, аналитические способности), он должен бать профессионалом, знать: производственную область   инновации;   состояние   рынка   новшества,   инноваций   инвестиций;

организацию инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов продукции, оказанию услуг и выполнению работ; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности и др. Особое внимание должно уделяться подготовке и принятию решения в целом и на каждом этапе его прохождения. 
 

Приемы  инновационного менеджмента

    Приемы  инновационного менеджмента - это способы воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на разработку, производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций.

    По  характеру воздействия на инновации  различают следующие методы инновационного менеджмента: маркетинговых воздействий, бенчмаркинг, инжиниринг и реинжиниринг инноваций, брэнд-стратегию, ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер и другие.

    Рассмотрим  подробно эти методы.

    Маркетинг инноваций - это процесс, который включает в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывания служб сервиса.

    Маркетинговый метод управления заключается в  проведении шести принципиальных этапов:

    1 этап: Общеэкономический анализ рынка, заключающийся в исследовании макроэкономических факторов, имеющих отношение к спросу на новшества, в т.ч. населения, темпов его роста, душевого дохода и потребления, индекса потребительских цен, темпов инфляции и пр. Сюда же относится изучение юридических и институциональных условий, а также практики законодательства.

    2 этап: Анализ экономической конъюнктуры,  который предполагает 
изучение проявления  на рынке факторов  и условий воспроизводства в  их 
взаимосвязи с внешней и внутренней средой. К ним относятся: факторы спроса, 
предложения,   цены;  экономические,   социальные,   политические   и   научно- 
технические  условия,  а также  аспекты  управляемости,  предсказуемости   и 
направленности конъюнктурообразующих факторов.

    3 этап: Специальное исследование рынка, которое включает:

    а) изучение поведения продуцентов, продавцов и покупателей на рынке 
реализации данной инновации;

    б) анализ возможностей рынка и его секторов;

    в) изучение инноваций по их привлекательности, качеству, доходности и 
другим характеристикам;

    г) анализ реализации инноваций;

    д) изучение конкурентов;

        е) выбор ниши, т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка для данной

инновации.

    4 этап: Разработка стратегии проникновения новшества, включающая 
формирование     конкурентной     стратегии     новшества,     основанной     на 
формировании каналов сбыта и позиционировании нового товара. 

    Позиционирование  означает систему определения места  новшества в ряду товаров, уже имеющихся на рынке (качественно новый товар, товар-имитатор, товар-субститут и т.д.).

    5 этап: Разработка оперативных маркетинговых мероприятий, которые 
тесно увязаны с жизненным циклом новшества на рынке:

      на стадии зарождения для присутствия инноваций на рынке необходимо сформировать адекватные каналы продаж с целью акцентирования и диффузии инновации;

      на стадии роста - обеспечение стимулирования инновационного товара (агрессивная реклама и т.д.);

     на стадии зрелости - изменение конкурентной стратегии (переход на стратегию лидерства в издержках, подготовка новой модификации либо создание принципиально нового продукта).

    6 этап: Оценка издержек и дохода от маркетинга, производится на 
основе анализа постоянных и  переменных затрат производства и продаж, 
определения ценовой эластичности но доходам, изучения ценовой политики 
конкурентов.

    Бенчмаркинг представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

    Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

    Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

    Бенчмаркинг бывает двух видов:

  1. Общий,    который    представляет    собой    сравнение    показателей 
    производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно 
    большого  количества продуцентов  или  продавцов  аналогичного  продукта. 
    Такое  сравнение  позволяет   наметить  четкие  направления  инвестиционной 
    деятельности.
  2. Функциональный,  который означает сравнение параметров работы 
    отдельных функций (процессов, приемов работы, операций и т.д.) продуцента 
    (продавца) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий, 
    работающих в похожих условиях.

    Для осуществления бенчмаркинга обычно создается специальная рабочая группа,   проводящая   сравнительный  анализ  инноваций  и  вырабатывающая

рекомендации   по   совершенствованию   и   реализации   различных   аспектов деятельности организации.

    Функциональный  бепчмеркинг включает:

  1. выбор определенной функции бизнеса продуцента/продавца;
  2. выбор параметров сравнения для данной функции бизнеса;
  3. сбор необходимой информации по аналогичным 
    продуцентам/продавцам;
  4. анализ (сравнение) параметров функции бизнеса;
  5. разработка   рекомендаций   по   совершенствованию   анализируемой 
    функции;
  6. технико-экономическое обоснование рекомендаций;
  7. внедрение рекомендаций в практику фирмы;

    8) контроль и оценка эффективности внедренных изменений. 
    Инжиниринг    инноваций    -    это    набор    приемов,    используемых

компаниями  для проектирования и развития бизнеса  в соответствии с намеченными целями. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Она направлена на организацию бизнеса на конкурентной основе. Методики инжиниринга включают:

          пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;

         эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.

    По  сложности и значению решаемых методами инжиниринга задач его можно  разделить на два класса:

    1) эволюционные,      ведущие      к      постепенным улучшениям, 
усовершенствованиям, имеющие вид рационализации деловых процессов;

    2) рациональные, ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид 
изобретений новых деловых процессов.

    Второй  класс задач решается методами реинжиниринга, представляющего собой разновидность инжиниринга.

    Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких (скачкообразных) улучшений в таких решающих показателях деятельности, как стоимость, качество, сервис и темпы роста. Инновационный характер реинжиниринга заключается в том, что разрабатывается совершенно новый деловой процесс, а его реализация дает дерево последующих инноваций в состоянии других элементов производственно-хозяйственной системы организации. С другой стороны, реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии. Объектом реинжиниринга является один из организационных элементов: технология деловых процессов.

    Реинжиниринг направлен на решение особо сложных задач, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, при этом показатели улучшаются не на 10 - 50%, а на 100 - 500% и более.

    Выделяют     три     типа     организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно:

    1) организации, находящиеся в кризисном состоянии, т.е. на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы;

     2) фирмы,   разрабатывающие   инновационные   стратегии   развития, 
которые   в   текущий   момент   не   находятся   в   кризисном   положении,   но 
руководители    предвидят    неизбежность    возникновения    трудноразрешимых 
проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований 
клиентов, изменением поведения отраслевых конкурентов, изменением поставок 
ресурсов, изменением состояния макросреды;

Информация о работе Управление инновационным проектом