Теория спиральной динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:49, лекция

Описание работы

Лекция опирается на общие знания политологии, основ психологии, социологии.

Цель лекции: освоение студентами теории спиральной динамики и знания уровней сознания, применение этих знаний при анализе политической ситуации.

Задачи лекции:

◦познакомить студентов с теоретическими аспектами теории уровней;
◦дать определение факторов перехода с уровня на уровень;
◦показать на конкретных примерах проявления логики того или иного уровня в политике;
◦ввести в категориальный аппарат новые понятия (мемы, супермем, спиральная динамика).
Для работы одинаково важны были теоретическая и практическая части: изучение темы во всей ее глубине идет рука об руку с самостоятельными выводами, развитием системы спиральной динамики в русле политологии путем выделения примеров и обнаружением различных факторов, структурирующих систему и упрощающих ее понимание.

Лекция разработана при помощи педагогической технологии традиционная лекция, также предусмотрен последующий семинар по этой теме — работа в группах.

При разработке лекции был использован визуальный ряд — схемы и картинки, а также мультипликационный фильм (для демонстрации требуется проектор и ПК).

Работа содержит 1 файл

готовая лекция.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. М. Горького

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 

Методическая  разработка лекции по теме:

«Теория спиральной динамики». 
 
 

                  Исполнил: студент 501 группы факультета политологии  и социологии Романова А.В.

                  Проверил: зав. Кафедрой педагогики Рыбцова Л.Л.

                  Рецензент: студент 501 группы факультета политологии  и социологии Глушкова Ж. 
                   
                   
                   
                   

Екатеринбург, 2010 

Оглавление.

    Пояснительная записка.

 

    Для проведения лекции выбрана тема Теория спиральной динамики для студентов 3 курса специальности «Политология». Лекция читается в рамках курса Социальной психологии.

    Данная  тема носит актуальный характер. Происходящие в мире политические процессы можно условно объяснить, прибегая к нескольким различным методологиям. Одной из них является теория уровней Грэйвса и выросшая из нее спиральная динамика, получившая развитие в трудах Дона Бэка и Криса Коуэна. Этот подход опирается на пирамиду потребностей Маслоу и нормативно-ценностный подход в целом, детерминируя подходящее обществу и государству политическое и общественное устройство через культуру, ценности и установки конкретных людей. По этой теме написано сравнительно немного литературы, в основном приходится опираться на авторов система, а также на ее популяризаторов, излагающих основные принципы спиральной динамики в различных статьях.

     Лекция  опирается на общие знания политологии, основ психологии, социологии.

     Цель лекции: освоение студентами теории спиральной динамики и знания уровней сознания, применение этих знаний при анализе политической    ситуации.

     Задачи  лекции:

    • познакомить студентов с теоретическими аспектами теории уровней;
    • дать определение факторов перехода с уровня на уровень;
    • показать на конкретных примерах проявления логики того или иного уровня в политике;
    • ввести в категориальный аппарат новые понятия (мемы, супермем, спиральная динамика).

     Для работы одинаково важны были теоретическая  и практическая части: изучение темы во всей ее глубине идет рука об руку с самостоятельными выводами, развитием системы спиральной динамики в русле политологии путем выделения примеров и обнаружением различных факторов, структурирующих систему и упрощающих ее понимание.

     Лекция  разработана при помощи педагогической технологии традиционная лекция, также  предусмотрен последующий семинар  по этой теме — работа в группах.

     При разработке лекции был использован  визуальный ряд — схемы и картинки, а также мультипликационный фильм (для демонстрации требуется проектор и ПК). 
 

Теория спиральной динамики.

План  лекции.

Вопрос Часы
1 Организационный момент 2 мин.
2 Введение (переход  от прошлой темы к настоящей) 3 мин.
3 Спиральная  динамика, сущность, содержание, истоки. 15 мин.
4 Просмотр мультипликационного фильма. 10 мин.
5 Уровни сознания согласно теории Д. Бека и К. Коуэна, этапы смены уровня. 30 мин.
6 Психологические аспекты политики в рамках теории спиральной динамики 20 мин.
7 Вопросы от аудитории, задание на следующее занятие. 7 мин.
 

     Библиография.

     Основная  литература:

    1. Дон Эдвард Бек и Кристофер К. Коуэн «Спиральная динамика» (Don Edward Beck and Christopher C. Cowan – “Spiral dynamics: Mastering values, leadership and change”)
    2. Гоз, Илья — Уровни Грэйвза. История возникновения \\ http://nlping.ru/?id=D33444E2-F45BA-BF4A5D57
    3. Каптерев, Алексей - Спиральная динамика и уровни Грэйвса \\ http://www.isra-trainings.com/articles/arch/graves-levels.html
 

     Дополнительная  литература:

    1. Бек, Дон - Что такое интегральная спиральная динамика? Интерьвью \\ http://www.integralportal.ru/docs/DOC-1567
    2. Иванова, Лора – Спиральные лидеры \\ http://www.integralportal.ru/docs/DOC-1225

I. Спиральная динамика, сущность, содержание, истоки. 

    Спиральная Динамика (Spiral Dinamics) –  теоретическая и прикладная модель человеческого развития, созданная на основе теории американского психолога, ученика А.Маслоу Клэра Грейвза. Она описывает скрытые коды, которые формируют внутреннюю природу личности и ведут к изменению отдельных людей и организаций, помогая их эволюционному развитию и движению по лестнице ценностей.

    Спиральная Динамика – это система, которая соединяет прагматические и духовные ценности, помогает понять, почему люди думают и действуют определенным образом, и также позволяет более эффективно выстроить контакты и взаимодействия с представителями каждого уровня.

    Спиральная  динамика вдохновлена трудами не слишком известного американского  психолога и философа 60-х годов  Клера В. Грейвза.

    И далее Грейвз выдвинул описание примерной  последовательности таких уровней, числом восемь. Каждой из них он дал не очень четкую характеристику и разместил их на двух витках некой «спирали развития».

    Работа  Грейвза в середине 60-х годов  не получила резонанса, вероятно потому, что в то время в моде были количественные и структурные подходы в социальных науках.

    Второе  дыхание теория Грейвза получила в 1996 году, когда вышла книга Дона Бека и Криса Коуэна «Спиральная  динамика: основание ценностей, лидерства  и перемен», в которой они популяризировали исходную теорию, ввели цветовые обозначения для 8 уровней доктора Грейвза (тот обозначал их малопонятными комбинациями букв) и, наконец, внедрили в теорию понятия другой модной дисциплины, меметики.

    Вот что у них получилось:

    Сообщества  людей являются носителями мемов, среди которых особую, определяющую роль играют «ценностные мемы» - в их обозначении, vMemes, где v означает «values», ценности. Эти «супермемы» становятся точкой притяжения для мемов более низкого порядка, которые определяют интеллектуальные привычки, методы решения жизненных задач и возникающих проблем, принятых в данном сообществе. В конечном итоге, супермемы формируют все проявления культуры сообщества - от искусства до общественного устройства.

    На  сегодняшний день всего просматривается 8 супермемов и соответствующих уровней существования общества. Каждый последующий диалектически вытекает из предыдущего, все вместе они могут быть представлены спиралью из двух витков, на каждом из которых располагается по четыре уровня. Однако теория не ставит точку на этих 8 уровнях, вероятно могут возникнуть и новые уровни, так, якобы угадывается и 9 уровень.

    Когда один супермем сменяется другим, предыдущий не исчезает полностью из культурного  пространства сообщества, а продолжает в нем существовать, перемещаясь  в его «теневые» или маргинальные области. Таким образом, сообщество одновременно подвержено влиянию нескольких супермемов и соответствующих ценностных установок. Тем не менее, обычно современное сообщество - от государств до организаций и семей - может быть условно размещено на двухвитковой спирали в соответствии с превалирующим в нем в данный момент времени супермемом. Сообщество также может находиться в переходном состоянии от одного супермема к другому.

    Общая закономерность - движение от одного уровня к следующему, расположенному выше на спирали. Однако, возможно и нисходящее движение, то есть, «деградация» общества к ценностям более низкого уровня. Это и есть базовые принципы спиральной динамики в ее исходном виде.  
 
 
 

    II. Уровни сознания согласно теории Д. Бека и К. Коуэна, этапы смены уровня. 

(Приложение, рис. 1) 

    Первый  ярус 

БЕЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ(A-N), инстинктивный.

Характеризуется: выживанием, удовлетворением природных  нужд, инстинктивными мотивами и потребностями.

Условия для жизни: выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение. 

ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O), магический.

Характеризуется: безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью  первобытной гармонии – слияния  и баланса с природой;

Условия для жизни: безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы. 

КРАСНЫЙ (C-P), эгоцентрический.

Характеризуется: силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.

Условия для жизни: сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль. 

СИНИЙ (D-Q), авторитарный.

Характеризуется: наличием целей, предназначений; подчинением  авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга.

Условия для жизни: стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы. 

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R), стратегический.

Характеризуется: компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением  и развитием. Условия для жизни: возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля. 

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S), уравнительный.

Характеризуется: чувством соединенности, моральная  взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью.Условия для жизни: гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность. 

    Второй  ярус 

ЖЕЛТЫЙ (A'-N'), уровень гибкости.

Характеризуется: существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью.

Условия для жизни: независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание. 

БИРЮЗОВЫЙ (B'-O'), уровень глобализации.

Характеризуется: глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией  жизненной активности и усилий.

Движения  и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в  любом из направлений – или  вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же «супермемы», разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние состояния). В целом, эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.

Любая система (человек) стремится к более  сложной организации, тем не менее  никто не дает гарантий, что она  так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все «реальные» (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть спиральная динамика.

Информация о работе Теория спиральной динамики