Технопарки в России.Особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 10:57, реферат

Описание работы

В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке.

Содержание

Введение 3


Глава I. Что такое технопарк и технополис 5

Понятие наукоемких технологий 5
Что такое технопарк. Причины появления
технопарков 6

Классификация технопарков 9
Американская модель 9
Японская модель 10
Смешанная модель 14


Глава II. Особенности функционирования технопарков в мире и России 15

Краткая предыстория 15
«Русский путь» технопарков 15
Запад нас обогнал 16
Помещение — специфика технопарков 17
Особенности работы менеджеров технопарков 18


Глава III. Технопарки в России 21


Заключение 26


Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 28

Работа содержит 1 файл

Технопарки в России. Особенности развития. Реферат..zip.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  организационно близкой технопарку структурой является бизнес-инкубатор. Он, однако, не возникает на базе вуза или научного центра, а полностью  ориентирован на посторонних клиентов. Это чисто коммерческая структура, призванная оживлять малый бизнес, и потому она часто субсидируется государством (в США, Финляндии, Швеции и др.). Инкубатор не ориентирован исключительно на hi-tech, что обязательно для технопарка, а может реализовывать самые разные проекты, например, в торговле. Большинство клиентов технопарка так никогда и не станут бизнесменами — они выполнят проект, внедрят свою разработку и вернутся в научную лабораторию. Инкубатор же готовит бизнесменов.

     Начиная с 1990 года, вузовские технопарки стали  появляться в России.

     Несмотря  на сильные различия в экономических  условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления  технопарков в государственных  вузах. Эта причина кроется в  том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности.

     Первой  основной компонентой этой системы  является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной  деятельности.

     Вторая компонента — это пополнение бюджета вуза за счет ведения научных исследований — НИЧевская составляющая. Основной задачей НИЧ является организация научных исследований в различных областях науки и техники. Такое положение вещей было, есть и будет. Однако некоторые направления исследований получают столь мощное развитие, что требуют качественно новой экспериментальной или даже производственной базы. Таким образом, эти направления перерастают рамки НИЧ и для своего дальнейшего развития требуют образования юридического лица — либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо в форме малого предприятия.

     Объединение подобных юридических лиц и создают  технопарк.

     Третья  компонента — за счет ведения образовательной  деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные услуги).

     Четвертая компонента — за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).

     Пятая — по международным связям, финансирования по международным программам, спонсорская  помощь и так далее.

     Основу  деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные юридические лица — малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название — технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк — это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности. Иными словами, технопарк — это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития. Для справки сообщу, что в экономически благополучной Финляндии 2/3 малых фирм развивается в течение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной среды обитания. 

     Классификация технопарков. 

     “Научные  парки” — формы интеграции науки с промышленностью — относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

     В развитии “научных парков” четко  прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство “научных парков” на их “родине” — в США  —- и появились зачаточные их формы  в западноевропейских странах —  Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е  годы, с начала которых стало формироваться “второе поколение” технопарков в США и Западной Европе, появились технопарки и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах Дальнего Востока), многообразие “парков” пополнилось новыми их разновидностями.

     “Научные парки” можно условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

     Американская  модель.

     В США и Великобритании в настоящее  время выделяются три типа “научных парков”:

  1. “научные парки” в узком смысле слова;
  2. “исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
  3. “инкубаторы” (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

     Крупнейший  из “научных парков” США — Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году — 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний — три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.

     Типичный  пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, — Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.

     “Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший “научный парк”  Шотландии — Хериот-Уоттский: это  единственный “научный парк” в  Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских  работ и запрещено массовое производство.

     С начала 80-х годов в западноевропейских странах получила распространение  новая для этих стран разновидность  технопарков, ориентированная на нужды  мелких “высокотехнологичных” предприятий, — инновационные центры, сходные  с американскими “инкубаторами”. Их задача — соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить “стартовый период” новым внедренческим компаниям.

     Функции инновационных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Для этого не всегда требуется создание новых компаний. Часто инновационные центры оказывают исследователям-предпринимателям помощь в продаже лицензии на новый продукт уже действующим производителям.

     Ряд инновационных центров находятся  в ведении местных властей, а  более крупные входят в Европейскую  сеть с базой в Брюсселе. Она  объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.

     Японская  модель.

     Японская  модель “научных парков”, в отличие  от американской, предполагает строительство  совершенно новых городов — так называемых “технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” — проект создания технополисов — был принят к реализации в 1982 году.

     В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

  • быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;
  • занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
  • иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;
  • быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

     В 35 милях к северо-востоку от Токио  расположен “город мозгов” — Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”, главная цель которых — коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба — город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

     Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне — за счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство “технополисов” создают центры “пограничной технологии” — инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

     В США также встречаются технопарки, основанные на японской модели. Примером такого технопарка может выступать Каролинский технопарк. В штате Северная Каролина в 20-е годы сформировался Исследовательский Треугольник. Это сложная структура, базирующаяся, с одной стороны, на основе трех кампусных университетов, расположенных в трех соседних городках, часть территории которых и все свободное пространство между ними он арендует. С другой стороны — на целом ряде местных и транснациональных корпораций. Ряд таких, весьма известных в мире, корпораций с разрешения местных властей построили на свои деньги исследовательские корпуса и производственные цеха, сориентированные на новые технологии. Такое образование правильнее было бы относить не к технопаркам, а, скорее, к технополисам или наукополисам.

     Это особого рода урбанизированная высокоинтеллектуальная среда, где общаются и обмениваются идеями (в столовой, на отдыхе, на прогулках и т.п.) специалисты совершенно различных областей. Именно в таком интеллектуальном "бульоне" чаще всего и рождаются совершенно неожиданные изобретения, навеянные рассказами коллег из других областей науки о своих проблемах. Благодаря этой особенности туда стараются внедриться даже не слишком успешные фирмы, находящиеся в застое или даже кризисе, особенно если это кризис — творческий. Они сидят там, не имея прибыли, а лишь поддерживая оборот. И стараются "поймать" какую-нибудь перспективную идею (для чего иногда привлекают специалистов у соседей или из университета — в технополисе это делается очень просто и быстро), которая может снова поднять фирму.

     В технополисе есть свои правила — устав, которому подчиняются все. Этот технополис содержит несколько технопарков разного профиля и типа, а также ряд обучающих структур (технопарки самим обучением никогда не занимаются). Существуют специальные школы менеджеров (ученых и инженеров-исследователей там много, а менеджеров постоянно не хватает). Есть там даже довольно развитая инфраструктура, чего в обычных технопарках тоже не бывает, — транспортные, туристические агентства. Там есть даже своя полиция, которую не видно, но работает она великолепно (судя по статистическим данным о преступности).

     Технополис  находится в глухой провинции, вдалеке  от крупных центров. Но живущие и  работающие там люди связаны с  внешним миром собственным международным  аэропортом и могут в любой  момент посетить любую ведущую компанию мира. В связи с притоком в технополис очень престижных и высокооплачиваемых специалистов там создаются высочайшего уровня рекреационные условия.

     Многие  считают, что это ранее богом  забытое место, благодаря усилиям  талантливых менеджеров из администрации технополиса и поддержке местных властей, стало одним из лучших мест в США как для работы, так и для отдыха. Так что получить возможность в этом мощном интеллектуальном центре доводить до совершенства свои разработки даже для известных фирм дело почетное, престижное и крайне выгодное. Они строят там не только исследовательские лаборатории, но иногда даже и производственные цеха, где делают пробные серии. Массовое производство обычно теперь переносится в другие города и штаты, ориентированные на мощную индустрию, или вообще за границу — в страны с дешевой рабочей силой.

     В России такого рода технополис в ближайшее  время вряд ли удастся создать, хотя это крайне необходимо ввиду застоя в нашей высокотехнологичной  промышленности, с одной стороны, и наличия мощного научного потенциала и большого количества стоящих научных идей — с другой. Дело в том, что не получится работоспособное объединение ведущих ВУЗов, без чего создать инновационный комплекс невозможно. Ибо эффективным он может быть лишь тогда, когда контролируется несколькими учредителями, причем не только научными, но и производственными, чтобы все шары не летели в одну лузу. Наши ВУЗы до сих пор разделяются еще очень сильными ведомственными барьерами — этими неприятными рудиментами прошлого. Например, если недалеко от университета расположен академический институт, то они редко готовы объединять усилия в трудные времена — каждый у нас предпочитает выживать в одиночку. Вот и получается, что на заводе, в соседнем ВУЗе и в университете есть люди и лаборатории, занимающиеся сходными вещами. Но они не интегрируются, инвестиций ни в одной из организаций нет, люди получают гроши, и работа стоит.

Информация о работе Технопарки в России.Особенности развития