Структура и содержание инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1 Инновация, как экономическая категория………………………………………………4
1.1 Сущность и содержание инноваций……………………………………………….5
1.2 Функции инноваций………………………………………………………………...6
1.3 Классификация инноваций…………………………………………………………8
2 Содержание и структура инновационного процесса……..……………………….……9
2.1 Инновационный процесс…………………………………………………………...11
2.2 Формы инновационного процесса…………………………………………………13
2.3 Этапы развития инновационного процесса……….………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат инновационный процесс.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Инновационная деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, и как много видов  этой деятельности, так может быть много форм проявлений инноваций.

Под сущностью  инновационной деятельности понимается её внутреннее содержание, выражающееся во взаимосвязи всех многообразных  свойств и отношений, обнаруживающееся в различных формах существования: научная, проектно-конструкторская, технологическая деятельность, опытные разработки, работа по освоению новшеств в производстве, их реализации. Содержанием инновационной деятельности, по мнению авторов, является единство всех составляющих её элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Оно выражается во взаимосвязанной и эффективной деятельности по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к практическому использованию, которое предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям.

Несмотря  на то, что в настоящее время  наметились определенные тенденции  взаимной увязки различных теорий и  появились обобщающие, синтезирующие  прежние результаты направления, окончательное единство во взглядах на сущность инновационной деятельности еще не достигнуто. Направления развития инновационной теории, содержащиеся в научной литературе, зачастую дополняют друг друга, не отражая общей картины существующих концепций. Отечественные разработки освещают в большей степени не результаты аналитических исследований, а возможность использования зарубежного опыта в наших условиях. 
 

Инновационный процесс 

Инновация, в ее динамическом и процессном аспекте, часто обозначается понятием «инновационный процесс». По большому счету, инновационный процесс есть одна из концепций, с помощью которой осмысливается и исследуется проблематика управления инновационной деятельностью в рамках той или иной системы. Всю инновационную деятельность в регионе можно рассматривать как совокупность инновационных процессов, которые направлены на создание и распространение инноваций. Данные процессы вовлекают в себя самых разных участников инновационной деятельности, тем самым переплетаясь и превращаясь в системы, которые нельзя описать, опираясь только на процессные представления. К. Лобков полагает, что инновационный процесс – это «последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике». Е. Кузнецов считает, что инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. По мнению Ю. Вертаковой и Е. Симоненко «инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т.е. процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок». В «Википедии» приведено следующее определение: «Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта». Аналогичной точки зрения придерживаются В. Медынский и А. Дурович. В. Молчанов в своей докторской диссертации подробно исследует явление инновационного процесса и приходит в выводу, что «инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, у потребителя». Данное определение представляется автору настоящего исследования наиболее компактным и точным. В своей диссертации К. Лобков разрабатывает классификационную систему инновационных процессов, обосновывая ее необходимость тем, что знание специфики инновационных процессов позволит повысить вероятность принятия оптимальных решений в области управления инновациями в рамках той или иной социально-экономической системы. Он предлагает использовать пять классификационных признаков: цель, направление, объект и результат инновационной деятельности, а также характер корреляционной зависимости показателей эффективности. 

Классификация инновационных процессов согласно К. Лобкову

Классификационный признак Группы  инновационных процессов
Направление осуществления инновационной деятельности конверсионные гражданские военные
Цель  осуществления инновационной деятельности стабилизация развитие
Объект  осуществления инновационной деятельности продуктовые технологические управленческие
Характер  корреляционной

зависимости показателей

эффективности

положительные нулевые отрицательные
Результат осуществления инновационный деятельности новшества инновации

 

Конверсионными  К. Лобков называет инновационные процессы, связанные с использованием или адаптацией продукции или технологий военного назначения в производстве гражданской продукции. Стабилизационные инновационные процессы направлены на сохранение и поддержание управляемой системы в определенном состоянии. Инновационные процессы развития направлены на достижение новых целевых состояний и результатов. Интересной характеристикой является характер корреляционной зависимости или своего рода синергетический эффект, возникающий в рамках сразу нескольких инновационных процессов. Положительные инновационные процессы оказывают положительное воздействие на эффективность других инновационных процессов. Нулевые не оказывают никакого влияния, а отрицательные приводят к негативным последствиям в рамках других инновационных процессов. Попытка К. Лобкова представить классификацию инновационных процессов, безусловно, заслуживает положительной оценки и уважения. Но полученный результат, а именно сама классификационная схема, не выдерживает никакой критики. В частности, направления деятельности выделены только по отношению к военно-промышленному комплексу (что во многом связано с тематикой диссертационной работы К. Лобкова). Выделение стабилизационных инновационных процессов вызывает массу вопросов, так как в экономической теории инновации всегда связаны с изменением существующего порядка. Объект деятельности просто повторяет классификационный признак инновации. Характер корреляционной зависимости может проявляться как в инновационных, так и в любых других хозяйственных процессах. Различие между новшествами и инновациями также представляется весьма спорным и несколько надуманным. Было бы более интересно рассмотреть различные представления об инновационном процессе с точки зрения его места в рамках социально-экономической системы, такой как регион. Здесь можно говорить о том, что в рамках региона инновационный процесс может протекать исключительно внутри отдельной организации, возникать на основе активного сотрудничества и кооперации и, наконец, затрагивать большое количество субъектов хозяйствования, то есть оказывать общесистемное воздействие на социально-экономическую систему региона. 
 

Формы инновационного процесса 

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межор­ганизационный (товарный) и расширенный.

Первая  из них предполагает создание и использование  новшества внутри одной и той  же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

Во втором случае новшество выступает как  предмет купли-продажи.

Расширенный же инновационный процесс проявляется  в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии  производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

1) создание  новшества и его распространение; 

2) диффузия  нововведения.  

Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. В ходе второй фазы общественно  полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями. Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Вторая  фаза - диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуни­кационным каналам между  членами социальной системы. Иными  словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

 В  реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

 Один  из важных факторов распространения  инновации состоит в ее взаимодействии  с соответствующим социально-экономическим окружением.

Согласно  теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия инноваций — это процесс увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором  в ожидании более высокой прибыли. Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия инновации.

Во всех случаях для принятия решений  каждым субъектом альтернативные технологии сравнивают с решениями, принятыми  предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной совокупности фирм. Этим обусловливается неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако возможность извлечения дополнительной прибыли от использования нововведения снижается с течением времени. 
 

Этапы развития инновационного процесса 

Этапы разработки и реализации инноваций  можно сгруппировать и представить  в виде комплекса действий, которые  необходимо выполнить, проанализировать и проконтролировать на каждой стадии развития нововведения. 

На  первом этапе — при первоначальном обзоре ситуации на рынке инноваций — для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.

На  втором этапе — при предварительной оценке рынка — отобранные идеи анализируют в отношении их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.

Третий  этап — предварительная технико-экономическая оценка инновационного продукта — посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь необходимо найти ответы на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом:

1) реальности  изготовления всех необходимых  комплектующих элементов и сырья;  

2) наличия  собственных или необходимости  привлечения сторонних исследовательских ресурсов;  

3) возможных  сложностей в связи с сертификацией;  

4) существования  аналогичных технологий и патентов  на них;  

5) перспектив  появления товаров-заменителей.  

Если  результаты технической оценки неблагоприятные, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях. Такую альтернативу завершения проекта надлежит исследовать на каждой стадии его выполнения. На рассматриваемом этапе такая необходимость обусловлена значительными различиями между созданным в лаборатории прототипом и масштабами промышленного производства. Эти несоответствия мо­гут потребовать внесения таких существенных изменений в исходные параметры инновационной идеи, что она потеряет свой первоначальный смысл и основной замысел.

На  четвертом этапе — при детальном исследовании рынка — изучают потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяют способы и методы продвижения продукта на рынок, оценивают конкурентов по всем важным маркетинговым позициям.

Пятый этап — предварительный бизнес-анализ и финансовый анализ проекта — направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь прорабатывают его финансовую часть, которая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также проводят оценку рисков.

Шестой  этап — собственно разработка — предполагает непосредственное изготовление продукта (опытных образцов). На этом этапе одной из основных задач является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками на ее производство.

На  седьмом этапе — при тестировании продукта внутри организации — выявляют недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний.

Восьмой этап — апробирование продукта потребителями — необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.

Девятый этап — опытные продажи, или рыночная проверка, — предполагает реализацию инновации на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

Десятый этап — анализ опыта производства — заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором планируется осуществлять массовое изготовление новинки. Он проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

Одиннадцатый  этап — бизнес-анализ проекта и расчет реальной экономической эффективности — является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляют детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято ре­шение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились.

Информация о работе Структура и содержание инновационного процесса