Современные информационные компьютерные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………... 1
2. Понятие информационной технологии………………………………………………….. 1-3
3. Современные информационные технологии и их виды……………………………….. 3-9
4. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения…………………………………………………………………………………. 9-13
5. Заключение…………………………………………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

    • отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;
    • сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;
    • все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;
    • в отчете необходимо показать, количественное отклонение от нормы.

    Основные компоненты: входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

    1) данных, накапливаемых на основе оценки  операций, проводимых фирмой;

    2) планов, стандартов, бюджетов и других  нормативных документов, определяющих  планируемое состояние объекта  управления (подразделения фирмы).

Информационная  технология поддержки  принятия решений.

    Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса, системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя.

    Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры, электронных карандашей, пишущих на экране, джойстика, «мыши», команд, подаваемых голосом и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

    Язык сообщений — это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных — машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышающее наглядность и интерпретируемость выходных данных, становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений.

    Знания пользователя — это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.

    Совершенствование интерфейса, системы поддержки принятия решений, определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

    • манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
    • передавать данные системе различными способами;
    • получать данные от различных устройств системы в различном формате;
    • гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.

Информационная  технология экспертных систем.

    Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

    Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.

    Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия.

    Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

Второе  отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.

    Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.

    Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

    Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.

    Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.

    Различают два вида объяснений:

    • объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
    • объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.

   Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.

    База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

    Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.

    Интерпретатор - часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки  данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.

    Модуль создания системы - служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.

    Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИООНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЮДЕЙ  С СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ОБЗОР ТЕРМИНОЛОГИИ И ТИПОВ ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

    Сегодня существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы и методики обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии ребенка приводят к его “выпадению” из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры может не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специфичных средств, методов обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются не достаточно эффективными способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с “социальным вывихом”, преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего “обходные пути”, специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.

    В конце 1970-х - начале 1980-х гг. страны Западной Европы и США переходят к строительству открытого гражданского информационного общества. Под влиянием новых социо - культурных изменений, происходящих в этих странах, осуществляется эволюционный переход систем специального образования на качественно новый (третий, по периодизации Н.Н. Малафеева) этап своего развития, ведущей тенденцией которого становится интеграция, а атрибутом и важнейшим инструментом - компьютер. С конца 1970-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном образовании тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Их поиски подчинены, прежде всего, задачам социальной и образовательной интеграции детей, изучению путей расширения “компенсаторного фонда” и созданию функциональных “протезов” новейшего времени. Основная идея этих технологий состоит в том, чтобы “компенсировать” и “сверхкомпенсировать” за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию и, в конечном итоге, достигнуть социальной полноценности.

    Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это двумя десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не был эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях. На сегодняшний день заложена научно-практическая база в области применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., Корзин З.М. и др.). В стране активно разрабатывается концепция национального программного обеспечения для сферы специального образования и создан ряд программ, которые активно внедряются в специальных школах.

    В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования важно обозреть области приложения информационных технологий в системе специального образования, осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера, продолжать разрабатывать методики использования информационных технологий в системе специального и профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями.

Информация о работе Современные информационные компьютерные технологии