Система международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:30, реферат

Описание работы

Совокупность средств (правовых норм, органов) обеспечивающих поддержание предназначенные для наблюдения за соблюдением условий о перемирии. Их следует отличать от мер по военному принуждению, санкционированные Советом Безопасности ООН международной безопасности. Современная система международной безопасности всеобъемлющая. В ней различают два момента:
-Первый, коллективные меры - широкое международное сотрудничество

Работа содержит 1 файл

111.docx

— 15.69 Кб (Скачать)

Система международной безопасности

 Совокупность средств (правовых норм, органов) обеспечивающих поддержание предназначенные для наблюдения за соблюдением условий о перемирии. Их следует отличать от мер по военному принуждению, санкционированные Советом Безопасности ООН международной безопасности. Современная система международной безопасности всеобъемлющая. В ней различают два момента:

-Первый, коллективные меры - широкое международное  сотрудничество

- Второй, превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров. Эффективные коллективные меры могут осуществляться лишь на основе уважения принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, самоопределения, уважения прав человека, добросовестного исполнения обязательств по международному праву. Право международной безопасности зафиксировало коренные изменения в международной политике. В настоящий момент война не является больше преступлением против мира. Агрессия - является преступлением против мира. 

Универсальная коллективная безопастность

Коллективная  безопасность - означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.

   Система коллективной безопасности  юридически оформляется договором,  где наряду с конкретными обязательствами  его участники закрепляют три  положения:

   - не прибегать к силе и угрозе  силой;

   - разрешать споры исключительно  мирными способами;

   - активно сотрудничать в целях  устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.

   Различают два вида системы  коллективной безопасности:

   1) Универсальную. Глобальной организацией  коллективной безопасности является  ООН. Она преследует ряд целей,  но главная состоит в поддержании  международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных  коллективных мер (ст. 1 Устава  ООН).

   Система коллективных мероприятий,  предусмотренная Уставом ООН,  охватывает:

   - меры по запрещению угрозы  силой или ее применение в  отношениях между государствами  (п. 4 ст. 2);

   - меры мирного разрешения международных  споров (гл. VI);

   - меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

   - меры обеспечения безопасности  в переходный период (гл. XVII);

   - меры по использованию региональных  организаций безопасности (гл. VIII);

   - временные меры по пресечению  нарушений мира (ст. 40);

   - принудительные меры безопасности  без использования вооруженных  сил (ст. 41);

   - принудительные меры с использованием  вооруженных сил (ст. 42);

   2) Коллективная безопасность на  региональной основе. Допуская существование  региональных соглашений и органов  безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет  к ним определенные требования:

   - участие только государств одного  политико-географического района;

   - действие соглашений не должно  выходить за пределы данного  района;

   - акции, предпринимаемые в рамках  региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям  ООН и должны быть совместимы  с целями и принципами Устава  ООН;

   - СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.

   Главным в системе коллективных  мероприятий региональных организаций  безопасности (по смыслу ст. 52 Устава  ООН) являются:

   а) мирные средства предотвращения  войны;

   б) принудительные меры с применением  вооруженной силы могут предприниматься  только для отражения уже совершенного  нападения на одного из участников  системы коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава  ООН - коллективная самооборона);

   в) принудительные меры в рамках  региональной организации безопасности  могут применяться под руководством  СБ ООН.

   В настоящее время региональными  системами коллективной безопасности  являются: Организация Американских  государств (ОАГ), Организация Африканского  единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического  договора (НАТО), Организация по безопасности  и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности  в рамках СНГ.

Организацией  универсальной системы коллективной безопасности является ООН. Главной ее целью является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1 Устава ООН).  

Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов  и норм международного права и  осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция  которых в этой сфере четко разграничена.

При этом только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает то, какие меры следует предпринять  в соответствии со статьей 41 (меры, не связанные с применением вооруженных  сил) или статьей 42 (меры, связанные  с использованием вооруженных сил  для подавления агрессора) для поддержания  или восстановления международного мира и безопасности.

В рамках статьи 41 Устава ООН Совет безопасности ООН неоднократно применял санкции  в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 годах, ЮАР в 1977 году (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 году (экономические  и финансовые), Югославии в 1991–1996 годах (экономические), Ливии в 1992–1996 годах (экономические и по поставкам оружия) и др.

В рамках статьи 42 Совет Безопасности принимал решения на подавление агрессора  силой в 1950 году, когда КНДР 25 июня 1950 года совершила нападение на Южную  Корею, и в 1990 году, когда Ирак оккупировал  территорию Кувейта.

Современная концепция поддержания мира в  рамках ООН исходит из комплексной  роли ООН в усилиях по поддержанию  мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная  дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения  разногласий между сторонами, недопущение  перерастания существующих споров в  конфликты и ограничение масштабов  конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более  широкое использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего  предупреждения об угрозах миру, превентивное развертывание вооруженных сил  ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной меры.

Миротворчество  – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью  переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН  в главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Информация о работе Система международной безопасности