Рынок научно-технической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3

1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды. 3

2. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции. 8

3. Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. 19

4. Подходы к определению цены лицензии на научно-техническую продукцию: платежи по роялти, паушальный платеж, правило «двадцати пяти процентов», затратный подход. 33

Вывод. 42

Литература. 42

Работа содержит 1 файл

УЭ контр. иннов.docx

— 139.57 Кб (Скачать)

Научно-техническая  продукция, произведенная организациями, входящими в состав предприятий  и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих  итогах их работы. В валовую продукцию  объединения (предприятия) включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам  со стороны, так и для своих  нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая  продукция, реализуемая по договорам  со стороны. Таким образом, в принципе результаты научно-технической и  производственной деятельности с 1989 г. суммируются. Это означает признание  того факта, что научно-техническая  деятельность создает новую стоимость  и национальный доход (до сих пор  наука относилась к непроизводственной сфере).

В то же время  научно-техническая продукция - товар  особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении  она не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (его  некоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно  оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли  от использования нововведения.

Полностью эквивалентный  обмен в сфере НТП невозможен. Затраты на открытие и его воспроизводство  резко различаются. Продукт умственного  труда - наука - "всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее  время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с  тем рабочим временем, которое  требуется для того, чтобы первоначально  ее произвести". К науке неприменимы  традиционные критерии общественно  необходимых затрат труда. Поскольку  каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется  лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных  величин, характеризующих усредненные  затраты при господствующих условиях производства. Экономический эффект науки и материальная окупаемость  ее затрат относятся лишь к науке  или ее отдельным направлениям в  целом, но не к каждому исследованию в отдельности.

Все сказанное  вовсе не подвергает сомнению необходимость  экономических обоснований в  процессе фундаментальных исследований. Законодательство СССР с 1991 г. регулирует отношения по созданию и использованию  изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности. Это  позволило сделать объектом рыночных отношений предметы духовной культуры и результаты их хозяйственного использования - передачу технологии, лицензии на изобретения, аренду оборудования (лизинг), передовой  опыт "ноу-хау", технические услуги (инжиниринг).

Передача технологии - реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая  документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов  НИОКР. Передача технологии происходит в различных формах; поставки готовой  продукции, ее совместная разработка и  производство (кооперирование), сооружение производственных объектов "под  ключ". При этом лицензия продается  лишь на те нововведения, которые запатентованы  в установленном порядке.

Аренда новой  техники (лизинг) используется при передаче технологии, воплощенной в дорогостоящих  и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендодателя (банка, посреднической фирмы и т.д.).

Передовой опыт ("ноу-хау") - умение, знания и навыки, которые не являются общеизвестными, не защищены патентами и могут  быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и  добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров). С этим связаны  и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального  хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологий и сооружаемых  объектов, техническое обучение и  инструктаж, передача технической информации). Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более  важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному  законодательству интеллектуальные ценности ("ноу хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций.

Результат фундаментального исследования часто не принимает  материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому  достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт  прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической  документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому  или юридическому лицу, отчуждается  от трудового процесса после его  завершения.

Вновь разработанные  продукты в виде товаров (например, новое оборудование) и услуг (например, результаты маркетинговых исследований), а также объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау) образуют специфический рынок научно-технической продукции.

В основе научно-технической  продукции лежат результаты научного труда - нового знания, как экономического ресурса.

Характеристики  научно-технической продукции:

это технически сложная продукция, требующая при  своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться  с учетом потребительной стоимости, труда на ее создание, а также  процесса дальнейшего использования  заложенного в ней технического знания;

уникальность  продукции обусловливает трудности  в определении ее полезности в  процессе использования, выраженной в  экономических показателях;

различная степень  готовности данного продукта к промышленному  освоению обусловливают неопределенность затрат материальных, человеческих, финансовых, информационных, временных ресурсов, необходимых для реализации новшества, а это, в свою очередь, усложняет  процесс определения цены научно-технической  продукции;

успешная реализация технологического новшества зависит  от инновационных возможностей потребителей. 

Научно-техническая  продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических  работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся: научно-техническая  документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.;

экспериментальные и опытные образцы (партии) новой  техники (продукции);

научно-технические  услуги, включая участие в пусконаладочных  работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой  опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические  консультации;

прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для  использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).

Научно-техническая  продукция, произведенная организациями, входящими в состав предприятий  и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих  итогах их работы. В валовую продукцию  объединения (предприятия) включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам  со стороны, так и для своих  нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая  продукция, реализуемая по договорам  со стороны. Таким образом, в принципе результаты научно-технической и  производственной деятельности с 1989 г. суммируются. Это означает признание  того факта, что научно-техническая  деятельность создает новую стоимость  и национальный доход (до сих пор  наука относилась к непроизводственной сфере).

В то же время  научно-техническая продукция - товар  особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении  она не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (его  некоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно  оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли  от использования нововведения.

Полностью эквивалентный  обмен в сфере НТП невозможен. Затраты на открытие и его воспроизводство  резко различаются. Продукт умственного  труда - наука - "всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее  время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с  тем рабочим временем, которое  требуется для того, чтобы первоначально  ее произвести". К науке неприменимы  традиционные критерии общественно необходимых затрат труда. Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных величин, характеризующих усредненные затраты при господствующих условиях производства. Экономический эффект науки и материальная окупаемость ее затрат относятся лишь к науке или ее отдельным направлениям в целом, но не к каждому исследованию в отдельности.  

  1. Особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции.
 

2.1. общее представление о маркетинговых исследованиях нового товара. 

В первую очередь  необходимо проводить маркетинговые  исследования выпускаемых марок  товаров. Здесь в первую очередь  следует выделить:

1. Измерение отношения потребителей к определенной марке товара. Прежде всего следует изучить степень известности марки товара. Данное направление маркетинговых исследований направлено на выявление степени осознания потребителями существования товара определенной марки. Известность устанавливает связь между маркой и категорией товара, к которой она принадлежит. Информацию об уровне известности обычно получают путем опроса потребителей об известных им марках товара в рамках исследуемого класса товара. Информация, которую дает анализ собранных данных об известности марок товаров определенной категории, может использоваться для:

• определения доли потенциальных покупателей, называющих определенную марку товара (или фирму) в качестве первой марки (фирмы);

• определения на основе первых названных марок товара главных товаров конкурентов;

• определения уровня запоминаемости марок и названий фирм; некоторые марки и названия фирм плохо запоминаются, хотя они легко узнаваемы;

• сравнения соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки со средними соотношениями для данного рынка, поскольку некоторые марки реализуют свою известность лучше, чем другие;

• измерения расстояния между отдельными марками (фирмами) на шкале известности, если она носит интервальный характер;

• выявления рынков с наименьшей известностью марки (фирмы).

2. Следующий шаг в исследовании марок отдельных товаров заключается в изучении мнений потребителей об этих товарах. Речь здесь идет о выяснении, насколько исследуемый товар соответствует требованиям рынка и потребителей, т.е. об оценке рыночной адекватности товара. Данные исследования можно развить в направлениях получения следующей информации:

• о потребностях, которые удовлетворяет изучаемый товар;

• о требованиях пользователей к продукции и уровню сервиса, отражаемых, в частности, в составлении рейтинга показателей качества услуг;

• о мотивациях, которые следует реализовать при покупке товара;

• об источниках информации, определяющей выбор покупки (выставки, ярмарки, техническая пресса, советы отдельных лиц, реклама и т.д.);

• оценка марок отдельных товаров по их характеристикам (атрибутам).

3. Определение, какие группы (сегменты) потребителей и как часто покупают исследуемые товары (определение степени лояльности к определенному товару). Здесь также изучается влияние степени удовлетворенности товаром на лояльность к его марке.

Очень важным является деление всех потребителей определенных продуктов на категории по степени их лояльности к этим продуктам. Эти категории затем желательно подразделить на ряд подгрупп в зависимости от объема потребления (например, регулярно и много пьющие кофе и потребляющие его эпизодически). Данные таких исследований позволяют более четко очертить круг потенциальных потребителей и разработать программу расширения круга лояльных потребителей.

Маркетинговые исследования выпускаемых марок  товаров проводятся путем изучения мнений потребителей, работников торговой сети и сервисных служб, при исследовании конкурентоспособности отдельных  товаров. Затем проводят маркетинговые  исследования при разработке новых  товаров.

Информация о работе Рынок научно-технической продукции