Роль инноваций в мировой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИМ.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

Роль внутренней конкуренции иллюстрирует работу ромба  как системы с внутренним усилением. Жесткая внутренняя конкуренция  стимулирует развитие специфических  массивов особых факторов, особенно в  том случае, если все конкуренты располагаются в одном городе или регионе.

Внутренняя конкуренция  способствует также возникновению  родственных и поддерживающих отраслей промышленности. Например, японская лидирующая на мировом уровне группа производителей, работающих с полупроводниковыми технологиями, стимулировала развитие занимающих лидирующую позицию производителей полупроводникового оборудования.

Эти эффекты  могут срабатывать во всех направлениях: иногда поставщики мирового класса становятся новыми участниками в отрасли, в  которую они осуществляют поставки. Или же очень искушенные покупатели могут сами превратиться в индустрию  поставщиков, особенно когда они  имеют необходимые навыки и видение  того, что новая отрасль будет  иметь стратегическое значение. Японская робототехническая отрасль (например, Matsushita иKawasaki) сначала разработала роботы для внутреннего применения, а затем уже начала продавать роботов в другие страны. На сегодняшний день названные компании являются сильными конкурентами в робототехнической отрасли. В Швеции Sandvik перешла от производства специальных сталей к производству бурильных молотков, аSKF – от специальных сталей к шариковым подшипникам.

Другим эффектом системного характера ромба является то, что страны достаточно редко  имеют только одну конкурентоспособную  отрасль; вернее, правило ромба формирует  окружение, которое поддерживает кластеры конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособные отрасли не разбросаны в экономике бессистемно – они обычно связаны друг с другом вертикальными (покупатель- продавец) или горизонтальными (общие потребители, технология, каналы) связями. Не рассредоточиваются такие группы и физически: они тяготеют к концентрации в географическом плане. Одна конкурентоспособная отрасль помогает возникновению другой в процессе взаимного усиления. Например, японские компании, выпускающие бытовую электронику, перенесли свой успех в области полупроводниковых технологий на производство плат памяти и интегральных схем. Успехи японских компаний, выпускающих компьютеры laptop, которые контрастируют с достаточно ограниченными успехами в других сегментах, отражают силу в производстве других компактных портативных изделий и ведущие знания и опыт в области жидкокристаллических дисплеев, завоеванный в изготовлении калькуляторов и часов.

Как только кластер  сформировался, возникает взаимная поддержка всех отраслей в группе. Преимущества распространяются вперед, назад и в горизонтальном направлении. Агрессивное соперничество в  одной отрасли распространяется на другие отрасли в пределах кластера – посредством передачи технологии, развития рыночной позиции и диверсификации действующих компаний. Вход на рынок  из других отраслей внутри кластера подстегивает модернизацию, стимулируя научно-исследовательские  подходы и содействие введению новых  стратегий и навыков. Через каналы поставщиков и потребителей, контактирующих с множеством конкурирующих компаний, происходит свободное распространение  информации и инноваций.  Взаимосвязи в пределах группы, часто достаточно неожиданные, ведут к осознанию новых путей ведения конкурентной борьбы и новых возможностей. Такой кластер становится средством поддержания разнообразия и преодоления узости взглядов, инерции, недостаточной гибкости.

Преимущества  кластеров в нововведениях и  росте производительности по сравнению  с изолированным местоположением  могут быть более важными, чем  выгоды в текущей производительности, хотя здесь существуют также определенные риски. Некоторые характеристики одного и того же мастера, которые повышают текущую производительность, оказываются  даже более важными для нововведений.

Входящие в  кластер фирмы часто оказываются  способными более адекватно и  быстро реагировать на потребности  покупателей. Что касается текущих  потребностей покупателей, фирмы в  составе кластера получают выгоду от концентрации компаний, знающих нужды  покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения, от наличия  фирм в родственных отраслях, концентрации специализированных структур сбора  информации, а также требовательности заказчиков. Входящие в кластер фирмы  часто могут распознавать тенденции  покупательского спроса быстрее, чем  конкурирующие с ними отдельные  фирмы. Например, компьютерные компании в Кремниевой долине и Остине быстро и эффективно учитывают потребности  и вкусы заказчиков, и вряд ли кто-то может сравниться с ними в  этом отношении.

Участие в кластере предоставляет также преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы или возможностям осуществления поставок. Входящие в  кластер фирмы быстро узнают о  прогрессе в технологии, о доступности  новых компонентов и оборудования, о новых концепциях в обслуживании и маркетинге и т.п. и постоянно  следят за этими вещами, поскольку  эти задачи облегчаются постоянными  взаимоотношениями с другими  членами кластера и личными контактами. Членство в кластере делает возможным  непосредственное наблюдение за деятельностью  других фирм. В противоположность  этому изолированная фирма имеет  худший доступ к информации и вынуждена  при этом больше платить; для нее  возрастает также необходимость выделять ресурсы на достижение нового знания в пределах своей собственной структуры.

Потенциальные преимущества кластеров в осознании  необходимости и создании возможностей для инноваций очень велики, в  не меньшей степени важными оказываются  предоставляемая ими гибкость и  способность к быстрому реагированию на эту потребность. Нередко фирма  в пределах кластера может значительно  быстрее находить источники для  новых компонентов, услуг, оборудования, а также других требуемых при  введении инноваций элементов, независимо от того, что эти элементы собой представляют – новую производственную линию, новый процесс или новую модель снабжения. Местные поставщики и партнеры способны и действительно оказываются вовлеченными в процесс обновления, этим обеспечивается лучшее соответствие поставляемой ими продукции нуждам фирм. Новый, специализированный персонал легко набрать для заполнения возникающих при использовании новых подходов специальных вакансий непосредственно в данной местности. Полезная в процессе нововведений взаимная дополнительность легче достигается, когда участники расположены вблизи друг от друга.

Входящие в  кластер фирмы могут экспериментировать при меньших издержках, а также  могут не брать на себя больших  обязательств, пока окончательно не убедятся в том, что новое изделие, процесс  или услуга будут приносить выгоду. В противоположность этому фирма, полагающаяся на получение ресурсов из удаленных источников, вынуждена  уделять значительно больше внимания заключению контрактов, обеспечению  отгрузок, получению требуемой технической  поддержки и сервисного обслуживания, а также согласованию деятельности с большим количеством других структур, а фирма, полагающаяся на интеграцию по вертикали, сталкивается с инерцией. Сложности в торговле, связанные с инновациями, снижают  ценности внутренних капиталовложений, при этом возникает необходимость поддержания существующей продукции и процессов во время развития новых.

Эти и другие обусловленные инновациями преимущества усиливаются непосредственным давлением  – давлением конкуренции, давлением, направленным на выравнивание, и постоянно  проводимым сравнением,  существующими в концентрированных в географическом отношении кластерах. Сходство основного окружения, в котором существуют фирмы (например, стоимость рабочей силы, сходные вспомогательные средства), наряду с наличием большого числа конкурентов, заставляет их творчески подходить к вопросу о своем отличии. Отдельным фирмам в кластере достаточно сложно оставаться ведущими в течение длительного времени, но множество фирм развивается быстрее, чем это происходит в похожих фирмах, расположенных в других местах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Инновационный менеджмент : Учебник для вузов ./ Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева, 2-е изд., перераб., доп. М.Изд. «Вузовский учебник», 2007.
  2. Инновационный менеджмент : Концепции , многоуровневых стратегий и механизмы инновационного развития : Учеб. пособие/ Под ред. В.М. Анышина, А.А. Дагаева. - 2-е изд, перераб., доп- М.: Дело2006.
  3. Управление проектами (Учебное пособие). И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, И.Г. Ольдерогге. -4-е изд. - М.: Омега ,2005.
  4. Инновационный менеджмент .: Учебник для студентов ВУЗОв. Под ред. С.Д. Ильенковой, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА,2007.
  5. Экономика предприятия : Учебник для вузов, изд. 5-е, перераб. и доп. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. М. - ЮНИТИ- ДАНА,2007.
  6. Россия в цифрах 2007: Крат. стат. сб/Росстат- М.,2007.
  7. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2006.
  8. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции: источники и методы финансирования. М.: Омега-Л, 2006.
  9. Лукасевич И.Я. Инвестиции. - М.: Вузовский учебник 2007.
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник.4-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  11. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.
  12. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998.
  13. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2004.
  14. Инновационный менеджмент. Под ред. Л.Н. Оголевой. Учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2003.

Информация о работе Роль инноваций в мировой конкуренции