Риски в инновационном предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:45, доклад

Описание работы

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, обусловленным наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Работа содержит 1 файл

Риски в инновационном предпринимательстве.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

- Риск проведения  неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо с усовершенствованными характеристиками. Он наступает, если реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя, неверно сегментирована (т.е. неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей), непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии), а также если ошибочно выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы. 

Риск неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) в инновационной деятельности, как  показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включает несколько видов рисков. 

Во-первых, это  может быть отказ партнера от заключения договора после проведения переговоров. Такой риск возникает при необходимости изменения предварительных условий контракта и недобросовестности партнера, например из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или заказчика) на конкурирующие фирмы, которые могут предложить лучшие условия сделки, а также из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения. 

Во-вторых, это может быть заключение инновационной фирмой договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для предприятия данной отрасли. Такая ситуация возможна в том случае, если для выполнения инновационного проекта требуются уникальное сырье, материалы или комплектующие изделия, количество поставщиков которых ограничено. В этом случае поставщики могут навязывать предприятиям дополнительные требования, например обязательства по транспортировке закупаемых товаров и их страхованию, открытию аккредитива, предоставлению банковской гарантии и т.п. Данный риск возникает и тогда, когда предприятие не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях. 

В-третьих, могут  быть заключены договоры (контракты) с недееспособными или неплатежеспособными  партнерами (контрагентами). Например, при заключении договоров на закупку ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны заключать такие договора или не в состоянии выполнить своих обязательств из-за тяжелого финансового положения. Данный вид риска может возникнуть при принятии инновационной фирмой заказов на изготовление продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. 
 

Неплатежеспособность  покупателя может быть выявлена в  процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке продукции или после оказания услуг, т.е. тогда, когда предприятием произведены определенные затраты по реализации инновационного проекта. В этом случае возникает риск того, что понесенные потери не окупятся своевременно, а предприятию необходимо искать альтернативных заказчиков, пересматривать сроки реализации инновационного проекта. 

В-четвертых, партнеры могут не выполнить договорные обязательства в установленный срок, в результате чего возникают потери инновационного предприятия, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта. Задержки происходят как по вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции). 

В-пятых, может  быть нанесен ущерб третьим лицам, и здесь возникают риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам. На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий (фирм), научно-исследовательских организаций. Причинами, возникновения данного вида риска могут быть следующие моменты: 

- утечка конфиденциальной  информации либо по вине сотрудников  фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;  

- несовершенство  маркетинговой политики, т.е. неправильный  выбор рынков сбыта и неполная  информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации; 

- замедленное  внедрение нововведений по сравнению  с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; 

- использование  конкурентами методов недобросовестной  конкуренции; 

- появление на  рынке производителей из других  отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные  удовлетворить спрос потребителей; 

- выявление непредвиденных  функционально однородных заменителей  производимых товаров в отрасли,  в которой действует данная фирма; 

- появление местных  новых фирм-конкурентов; 

- экспансия на  местный рынок производимого  продукта или его аналогов  со стороны зарубежных экспортеров. 

Риски, связанные  с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений — результат недостаточной патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием. Для того чтобы это не произошло, при подаче заявки на выдачу патента предприятиям необходимо руководствоваться Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1, в котором изложены порядок подачи заявок и основные требования к ним. 

В некоторых  случаях предприятия в целях  экономии средств проводят патентование изобретений на относительно короткий срок (в соответствии с вышеназванным Законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на использование данных инноваций. 

Риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайновые и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случаях: 

- несоответствия  охраняемого объекта промышленной  собственности условиям патентоспособности, установленным законом; 

- наличия в  формуле изобретения, полезной  модели или в совокупности  существенных признаков промышленного  образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки; 

- неправильного  указания в патенте автора (авторов)  или патентообладателя (патентообладателей). 

В системе инновационных  рисков определенное место занимают риски легальной и нелегальной  имитации конкурентами запатентованных предприятием инноваций. Легальная имитация возникает обычно при так называемых «параллельных» разработках, когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайновых решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации. Риск нелегальной имитации связан, как правило, с тем, что предприятию-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений. 

На деятельность инновационных предприятий влияют также риски, характерные для  всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др. 

В заключение приведем «десять правил эффективных исследований», изложенные П. Дракером1 которыми целесообразно  руководствоваться инновационным предпринимательским фирмам в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности: 

- Каждое новое  изделие, процесс или услуга  начинают устаревать в тот  день, когда они впервые достигают  самоокупаемости. 

- Тот факт, что  именно вы признаете свое изделие,  процесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту. 

- Лучше забыть  уместное в XIX в. различие между  «фундаментальными» и «прикладными»  исследованиями. Оно все еще может  сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно. 

- В эффективном  исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. —  это не «дисциплины», а орудия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалиста необходимо привлечь для реализации проекта. 

- Исследование  — это не одно усилие, а три:  усовершенствование, управляемая эволюция  и нововведение. Они дополняют друг друга, но в то же время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «Каждое успешное новое изделие — эточступень к следующему изделию». Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать, последующие пять разъясняют, как надо делать. 

- Ставьте высокие  цели. Мелкие исправления обычно  также трудно вносить, и встречают  они такое же упорное сопротивление,  как и фундаментальные. Японские фирмы контролируют рынок как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели. 

- Тем не менее  эффективное исследован истребует  как долгосрочных, так и краткосрочных  результатов, необходимого равновесия можно достичь путем ретроспективного анализа. 

- Исследование  — это отдельная работа, но  не отдельная функция. Разработка  — превращение результатов исследования  в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслуживание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них. 

- Эффективное  исследование требует организованного  отказа не только от изделий,  процессов и услуг, но и от исследовательских проектов. Каждое изделие, процесс, услуга и исследовательский проект должны подвергаться проверке на жизнеспособность раз в несколько лет, чтобы ответить на вопрос, стали бы мы начинать производство этого изделия, использование процесса, услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три хороших ключа к определению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только «интересные» результаты. 

- Исследования  надо измерять так же, как все  остальное. Довольно просто установить  конкретные цели для усовершенствований и измерить их. При управляемой эволюции тоже можно поставить цели, например, одно новое существенное изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововведение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали ли эти нововведения по количеству, качеству и последствиям позиции предприятия на рынке и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений предприятия в следующие несколько лет. .

Информация о работе Риски в инновационном предпринимательстве