Риски в инновационной деятельности. Проблемы их минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:55, научная работа

Описание работы

риски в инновационной деятельности. проблемы их минимизации

Работа содержит 1 файл

Мухаметшина А.Н.М-08-СМ.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Национальный исследовательский университет –

Высшая  школа экономики»

Пермский  филиал 

Факультет менеджмента 

Кафедра стратегического менеджмента 
 
 
 
 
 

эссе 

на тему РИСКИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ. 
 
 
 
 
 

Студентки группы М-08-СМ

      Мухаметшиной  А.Н.

Преподаватель:

Артемьев  Д.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011

«Где  нет риска - там  нет и прибыли»

Ричард  Брэнсон 

     На  сегодняшний день, слово риск –  достаточно распространенное, не только в сфере инновации, но и в других сферах деятельности, в том числе  и в экономике и даже политике. Инновационный менеджмент не является исключением. Актуальность данной темы также объясняется тем, что инновационные проекты часто сопряжены с высокими рисками, и как следствие являются венчурными. В данной работе будут рассмотрены не только риски, встречающиеся в инновационном менеджменте, но и способы управления рисками, а также методы минимизации рисков.

     Любой инновационный проект неизбежно  сопряжен с рисками. И это не является сюрпризом, более того риск в данном случае один из ключевых факторов реализации инновационного проекта. Инновационные  проекты и идеи создаются для  совершенствования процессов в определенной сфере деятельности, будь то IT технологии, домашнее хозяйство или авиаперевозки.

     Одним из ключевых параметров любой предпринимательской  деятельности являются риски, который  в свою очередь являются следствием  неопределенности. Неопределенность – неизбежный фактор, т.к. никто при разработке и создании очередной инновационной идеи, не может гарантировать успех и финансовую прибыльность проекта, тем самым появляются риски.

     Для более точного рассмотрения темы, необходимо определить понятие риска. «В общем виде риск, в инновационном предпринимательстве, можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта»1.

      «Иными словами, риск инновационных проектов – неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени».

       Также хотелось бы отметить тот факт, что рискам более подвержены предприятия – новички, а также предприятия малого бизнеса. Это связано с тем, что они в свою очередь больше зависимы от внешней среды, чем более крупные и стабильные инновационные предприятия. Внешняя среда создает условия существования фирмы, но также является основным элементов, из-за которого возможен крах предприятия. «Малый бизнес более мобилен, он берет на себя риски первопроходства2. Здесь, хотелось бы отметить, что крупные компании с большим удовольствием дают возможность малым предприятиям лидировать в инновационных проектах. Крупные компании не стремятся брать лишние риски на себя, т.к. крупная компания может потерять намного больше, чем маленькая компания. Однако мелкими компаниями влечет возможность привлечения огромной прибыли вследствие реализации их инновационного проекта.

     Инновационная деятельность связана с риском, еще  и потому что, лучше рисковать, но быть первым в определенной области, чем быть уверенной в полной реализации проекта, но опоздать на несколько лет. В инновационной деятельности нельзя терять ни минуты, риски возрастают, из-за того, что при недостатке времени, предприятия зачастую не доводят свои проекты до ума, как следствие терпят крах проекта, однако если тратят время на доработку, есть возможность быть опереженным кем-нибудь другим, что гораздо хуже, чем потерять возможную прибыль.

     Для всего вышесказанного, инновационным  компаниям следует уделять должное  внимание управлению рисками.

     «Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать. В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решения и др. Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать причины этого. Поэтому необходима классификация факторов риска невостребованности продукции. Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач:

    • обнаружение рисков;
    • оценка рисков (частота возникновения, масштабы и последствия рисков);
    • воздействие на потенциальные риски;
    • контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков и др.)» [2].

     Инновационный проект проходит следующие этапы  на пути своего созревания.

              

     Рис.1 Финансовое состояние фирмы на различных  этапов инновационной деятельности.3

     Согласно  рисунку, на каждом этапе развития инновационного проекта, предприятие должно минимизировать риски.

     На  достартовом этапе, который может  длиться достаточно долго, предприятию  следует тщательно анализировать  всю имеющуюся у компании информацию об отрасли, в которую собирается вступать проект, потребность общества в данной инновации, ее рентабельность. Тщательный анализ включает также, проверку подлинности источников информации и их достоверность. После успешного завершения данного этапа, компания переходит на стартовый этап.

     На  данном этапе, компания завершает разработку идеи проекта и ей необходимо создать правильный бизнес – план, который должен быть реален и эффективен в дальнейшем использовании. Также риски может минимизировать подбор опытного и квалифицированного персонала в разных областях знаний.

     На  следующем этапе компания выпускает  свой продукт или услугу. Здесь, для минимизации рисков, необходима правильная маркетинговая программа раскрутки бренда и продвижение товара. Во многом, от маркетинга зависит дальнейший успех проекта.

     На  этапе быстрого расширения, требуется  вводить регулярный пересмотр продукта, для выявления слабых сторон и усовершенствования, что значительно сократит риски предприятия. После завершения данного этапа, у проекта значительно меньше вероятность потерпеть крах.

     На  подготовительном этапе компания расширяет  свой бизнес путем размещения акций и других финансовых методов. Для уменьшения рисков, необходимо определить тип выпускаемых акций и четко определить порядок выплат дивидендов, участия в управлении и прочих аспектов.

     Последний этап, больше относиться к инвесторам компании, которые вкладывали свои собственные средства в инвестиционный проект и желают получить свою прибыль. Поэтому для самого инвестиционного проекта риски здесь незначительны.

     Проанализировав все вышесказанное, можно сделать  вывод о том, что любой инвестиционный проект невозможен без риска. Риск – неизбежен как для малого предприятия, так и для крупного. Для обеспечения реализации инвестиционного проекта и получение прибыли, компании следует уделять большое внимание рискам, уметь управлять ими. Минимизация рисков в большей степени зависит от отрасли, в которой реализуется проект, от самой идеи проекта и привлечении достойных инвесторов. Более того, немалую роль играет внешняя среда, умение быстро адаптироваться и стремиться опережать внешнюю среду – основная задача инновационных проектов.

     Невозможно избежать рисков в инвестиционных проектах, поэтому следует научиться управлять рисками и стараться их минимизировать в любой возможной ситуации. 
 

 

      Список литературы:

  1. Альтшулер И., Фияксель Э. Куб инноваций и палитра инноваторов. Идеи, проекты, уроки и комментарии. - М.: Дело, 2007. – стр. 38-42
  2. Ильенкова, С.Д., Ягудин, С.Ю., Гужов, В.В. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ : учебно-методический комплекс / под ред. проф. С.Ю. Ягудина. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 182 с.
  3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. —3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с. – Глава 9.4.
  4. Факторы, влияющие на характер инновационных процессов. Понятие риска в инновационном менеджменте. – Электронный ресурс – режим доступа к статье - http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1560251&PRINT=Y
  5. Управление рисками в инновационном менеджменте  – Электронный ресурс – режим доступа к статье - http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/innov_contents.htm

Информация о работе Риски в инновационной деятельности. Проблемы их минимизации